Звук и буква Й
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
ЗВУК (j) Й
- ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «Й» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
А) Назвать слова на звук «Й», заучить их:
Йод, йог, йодистая, енот, Емеля, ель, еда, единица, ежевика, Ева, ельник, езда, ежи, ежовый, ералаш, ещё, ефрейтор, если, егерь, ёж, ёлка, ёжиться, ёрзанье, Елена, Елизавета, Екатерина, юг, юбка, юмор, юноша, юнга, юрист, юрта, Юля, Юра, яблоко, як, яблоня, январь, ягненок, ягода, яд, ядро, язык, яйцо, якорь, якут, янтарь, ярмарка, яркий, ясень, ясли, ястреб, яхта, ящик, ящерица, Ян, Яша, Яна, Ядвига.
Б) Где звук «Й» (в начале, в середине, в конце слов):
Май, зайка, трамвай, йод, чай, чайка, линейка, хоккей, соловей, йог, змей, шайба, ель, двойка, воробей.
В) Где звук? Определи место звука «Й» в словах:
Сильный, шайба, хоккей, линейка, чай, йог, трамвай, зайка, йод
Г) Запомни и назови слова со звуком «Й». Считалка.
В лес дремучий я пойду,
Зайца серого найду.
Принесу его домой –
Будет это зайка мой.
Д) Кто больше?
Придумайте слова со звуком [й] в начале (йод), в середине (майка), в конце (май).
3.СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ.
КАКОЙ? ПЕТУХ - красивый, горластый, голосистый,
драчливый, смелый, заботливый.
КАКОЕ? ЧУДО-ЮДО - смешное, усатое, волосатое, носатое,
глазастое, забавное, весёлое.
КАКАЯ? БАБА-ЯГА - добрая, ласковая, умная, красивая,
нарядная, весёлая, приветливая.
В ЧЁМ ОШИБКА?
4. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
Что мы пели, угадай? Что за месяц, угадай?
Кара… (вай). Месяц… (май).
Что нам пели, угадай? Что в стакане, угадай?
Баю…(бай). Сладкий… (чай).
5. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.
К маме-речке бегу, Я всегда со светом дружен.
И молчать не могу. Если солнышко в окне,
Я сын её родной, Я от зеркала, от лужи
А родился весной. Пробегаю по стене.
(Ручей) (Солнечный зайчик)
Может и разбиться, Скажи, кто дела так боится,
Может и свариться, Как палки – пес,
Если хочешь, в птицу Как камня – птица?
Может превратиться. (Лентяй)
(Яйцо)
6. ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Скороговорка:
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.
Б) Веселый стих: В) Считалка:
-Ой-ой-ой! – сказал ОЙ-ОЙ.- В лес дремучий я пойду
Я, мой друг, совсем больной! Зайца серого найду.
-Ты пойди-ка, погуляй! Принесу его домой-
Все пройдет! – сказал АЙ-АЙ. Будет этот зайка мой.
- ЗАУЧИВАНИЕ:
Г) Скороговорка: Д) Стихотворение про букву:
Тащил Авдей мешок гвоздей, И гладит украдкой
Тащил Гордей мешок груздей. На сестричку краткую. «Й»
Авдей Гордею дал гвоздей, Ей понравился берет
Гордей Авдею дал груздей. У нее такого нет.
Е) Пословицы и поговорки: Ё) Считалка:
«Не имей сто рублей, Среди белых голубей
А имей сто друзей». Скачет шустрый воробей.
«Новых друзей наживай, Воробушек – пташка,
А старых не теряй!» Серая рубашка,
«Всяк свою работу делай, Откликайся, воробей,
На другого не кивай». Вылетай-ка, не робей!
«Трусливый и ленивый
В дружбе живут».
«Холода не бойся,
По пояс мойся».
Сам смекай,
Где берег, где край».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....