Звук и буква Л
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
ЗВУКИ «Л» И «ЛЬ»
- ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «Л» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «ЛЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
А) Назвать слова на твердый звук «Л», заучить их:
Луша, Лариса, Лука, ладонь, ладья, ландыш, лапа, лапша, ласточка, лай, лайка, ласка, лоб, локоть, ломтик, лодырь, лопата, лоскут, лосось, лоток, лук, лотерея, лошадь, луг, лужок, луна, лыжник, лыжня, лыжа, ложка, лампа, лодка, лак, лавка, лось, луч, логово, лопух, лото, лукошко, луноход, лужа.
Б) Назвать слова на мягкий звук «ЛЬ», заучить их:
Лена, Лера, Лёша, лебедь, леденец, лёд, лейка, лежебока, лезвие, лента, лекарство, лентяй, леопард, лепесток, лепёшка, лес, лесенка, лесничий, лицо, линолеум, липучка, лиса, лисонька, лисий, лифт, личинка, лишай, лев, литр, львица, львята, львиный, любовь, Люба, люди, лягушка, линия, лилипут, лилия, Лиля, Лида, Люда, Лиза, Лия, лист, лимон, лимонад, лето, лютик, Люся, липа, линейка, листок, лещ, Лёва, Лёня.
В) Произнесение ряда слогов, меняя ударение:
/ / / /
Ля –ля –ля ли –ли –ли ле –ле –ле лю –лю –лю
/ / / /
Ля –ля –ля ли –ли –ли ле –ле –ле лю –лю –лю
/ / / /
Ля –ля –ля ли –ли –ли ле –ле –ле лю –лю –лю
Г) Укажи место звука «Л» в слове:
Лодка, Клава, пол, халат, Луша, болото, бокал, ладонь, галка, укол, пенал, лошадь, молния, футбол, фиалка, лужок, платок.
Д) Подели слова на слоги. Назови слог со звуками «Л», «ЛЬ»:
Дела, кулак, локоть, лужа, лошадь, Лёня, бокалы, гол, Коля, лавка, колодец, люди, лента.
Е) Кто больше?
1. Назовите игрушки, в названии которых есть звуки [л, л`].
2. Подберите слова, начинающееся на последний звук слова СТОЛ.
3. В домик надо поселить животных: зайца, кенгуру, ежика, лошадь, овцу, зебру, лося, белку, волка, козу. Под одну крышу могу попасть только животные, в названиях которых есть звуки [л, л`].
4. Придумайте слова, оканчивающиеся на «ль» (соль, моль, даль, быль, пыль, щель, цель, роль, мель и т.д.).
Ё) Анаграммы, Измени порядок букв в слове – получишь новое слово:
Липа - … (пила)
Лакей - …
Лапки - …
3. СОСТАВЛЕНИЕ И ПРОГОВАРИВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ СО СЛОВАМИ ИЗ ПУНКТОВ
2 А), 3 Б) С ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ Клавин.
Это Клавина ладонь. Это Клавина ладья. И т.д.
3. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО
Тихо-тихо снег идет, Лейся, дождь веселый,
Белый снег, мохнатый. Мы с тобою дружим!
Мы расчистим снег и лед Хорошо нам бегать
Во дворе… (лопатой.) Босиком по… (лужам).
Серый волк в густом лесу Заставил плакать всех вокруг,
Встретил рыжую… (лису). Хоть он и не драчун, а… (лук).
5. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:
Над домами у дорожки Сидит дед во сто шуб одет.
Висит кусок лепешки. Кто его раздевает,
(Луна) Тот слезы проливает.
Падают с ветки (Лук)
Золотые монетки. Сама не ем, а людей кормлю.
(Листья) (Ложка)
ПРОГОВАРИВАНИЕ
А) Скороговорки: В) Считалка:
Лена искала булавку, Шла коза по мостику
А булавка упала под лавку. И виляла хвостиком.
Под лавку залезть было лень, Зацепила за перила,
Искала булавку весь день». Прямо в речку угодила.
«Коля колья колет, Кто не верит – это он,
Поля поле полет». Выходи из круга вон!
«Галина и Полина в долине ловили павлина». Г) Стихотворение про букву:
«Люба любит лютики, а Колюня – мультики». Буква «Л» - инвалид,
«Для маленькой Алёнки Галя гладила пеленки». Ножка левая болит.
Б) Пословицы и поговорки:
«Ложь человека не красит».
«Раз солгал – навек лгуном стал».
«Откладывай безделье, да не откладывай дела».
«Маленькое дело лучше большого безделья».
6. ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Чистоговорки:
Ло-ло-ло – на улице тепло. Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу. Оль-оль-оль – мы купли соль.
Б) Скороговорка: В) Стихотворение:
Белый цвет Самолет
Белый снег, белый мел, Самолет, самолет
Белый заяц тоже бел, Подготовили в полет.
А вот белка не бела, Полетит он над лесами,
Белой белка не была. Полетит он над полями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....