Выявление предпосылок дисграфии
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шевякова Нина Васильевна

советы для  устранения дизграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_predposylok_disgrafii.docx304.97 КБ

Предварительный просмотр:

     

Выявление предпосылок дисграфии в

дошкольном возрасте

             В настоящее время проблема коррекции речевых нарушений очень

            актуальна. 

          Ребёнок до начала школьного обучения должен хорошо разбираться

           в звуках и буквах, из которых состоят слова, владеть правильной

           речью, запасом конкретных знаний, логическим мышлением,

            хорошо ориентироваться в пространстве, произвольно управлять

           своим поведением. 

            В настоящее время для общеобразовательной школы характерна

            неуспеваемость многих учащихся по русскому языку.

            У определённой части детей, поступающих в школу, имеются

             нарушения произносительной стороны речи, дифференциации

           фонем (по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости). 

          В результате возникают специфические трудности письма, которые

             свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии. 

1.Что же это такое?  

            Это стойкие нарушения письма не  связанные с

           незнанием грамматических правил. Рассмотрим  на примерах. 

               Акустическая дисграфия.   Если ребёнок не различает акустически

             близкие звуки ([ч-щ], [с-ш], [л-р]), то на письме это отразится в

             соответствующих заменах букв. Например, ребенок напишет

          «калтина» вместо «картина», если не различает на слух звуки

            [л] и [р]. 

                      Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок один звук

                полностью заменяет другим (например, ребенок говорит «сыска»,

                вместо «шишка»). На письме это отразится в замене букв. 

           Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии не зависит от состояния

            устной речи ребенка. В основе лежит несформированность

           зрительно-пространственного представления. На письме это

           проявится в зеркальном написании букв или в неправильном

            написании букв сходных по начертанию и – у, б – д   и    т.д.; 

                    Дисграфия, обусловленная несформированностью

            фонематического анализа и синтеза слов, приведёт к пропускам

             букв и слогов, перестановке букв и слогов на письме. 

             Аграмматическая дисграфия. Несформированость грамматической

            компетенции приведет к неправильному изменению слов по

            числам, падежам, родам, а, следовательно, к неправильному

             согласованию слов между собой при построении предложений. 

 
           

             

               Устраняя имеющиеся предпосылки дисграфии в дошкольном

            возрасте, мы создаем условия для полноценного развития личности

            ребенка. А это в дальнейшем явится необходимым условием

              успешного обучения ребенка в школе. 

 

          2.  Аграмматическая дисграфия 

           Каждый год при поступлении детей в школу выявляется большое

            количество учащихся с различными нарушениями речи. Особую

              тревогу вызывает бедность словарного запаса детей. Как

            показывает опыт, именно из-за бедности словарного запаса и

            неточности понимания лексического значения многих слов дети

               нередко оказываются не в состоянии овладеть грамотным

             письмом. 

           

                    Аграмматическая дисграфия может проявиться во втором или

           третьем классе, когда ребенок, уже овладел грамотой, приступает

            к изучению грамматических правил. Учитель обнаруживает, что

            ребенку не удается овладеть правилами изменения слов по числам,

               падежам, родам и пр. Это выражается в неправильном

           согласовании слов, написании окончаний слов. Ребенок

            пишет аграмматично, то есть как бы вопреки правилам

                грамматики («длинный лента», «дети читает», «на окну» и т. п.). 

                     Умением правильно согласовывать слова между собой при

            построении предложений, ребенок овладевает примерно к 4 годам.

             К этому возрасту он уже не должен допускать ошибок типа

            «много тарелков», «около столу», «окны», «деревы», «ухи» и т. п. 

                 Правилами словообразования (в частности, правилами

                образования одних слов от других при помощи приставок и

                суффиксов) ребенок овладевает значительно позже — примерно

              к 7-8 годам. К этому возрасту он уже не только правильно

            согласует слова между собой, но и правильно образует новые слова.

            Например, «уменьшительное» слово от слова «лампа» в его речи

             звучит уже не как «лампик» (детский «неологизм»), а как

            «лампочка». 

                Хотя аграмматическая дисграфия, как уже было отмечено,

            появляется не на самых первых этапах школьного обучения

              ребенка, однако ее явные предпосылки, как и предпосылки всех

             других видов дисграфии, вполне отчетливо обнаруживаются уже в

             дошкольном возрасте. 

               Проявляются они прежде всего в том, что

           такие дети обычно начинают говорить позже положенного срока —

фразовая речь у них чаще всего появляется лишь после двух-трех, а иногда даже и четырех лет. Речь эта обычно изобилует аграмматизмами, то есть неправильным употреблением грамматических форм. 

            Иногда родители не обращают внимания на аграмматизмы в устной речи ребенка. Как правило, звукопроизношение у таких детей может быть правильным. Такой ребенок в первом классе общеобразовательной школы может хорошо овладеть грамотой, то есть не допускать буквенных замен на письме ни по артикуляторно-акустическому, ни по оптическому принципам и не искажать звуковую структуру слов. 
Но ребенок сталкивается с непреодолимыми трудностями овладения морфологическим принципом письма. И только тогда родители, в состоянии крайнего недоумения, обращаются к логопеду, говоря о том, что с их ребенком, всегда так хорошо успевавшим в школе, «вдруг что-то случилось». 

Ведь если ребенок в течение нескольких лет говорил «на столу» вместо «на столе»  или «домы» вместо «дома» и считал это правильным, как же он может написать иначе? Откуда это у него возьмется? Неоткуда взяться, поскольку грамматические системы так и остались у него не сформированными! 

                 Поэтому необходимо задолго до поступления

        ребенка в школу побеспокоиться об устранении имеющихся у него предпосылок 

аграматической дисграфии…

 

             

                   3. Выявление предпосылок аграмматической дисграфии 

            Хотя аграмматизмы в речи детей обычно бывают видны, как говорится, невооруженным глазом, однако родителям необходимо иметь об этом более четкое представление. Ниже предлагаются задания, направленные на выявление сформированности у ребенка грамматической системы словоизменения.   При этом следует учитывать, что формирование системы словоизменения, как правило, заканчивается к четырем годам. 

 
           Исследование сформированности системы словоизменения 
Эта группа заданий рассчитана на проверку   правильности: 
— образования множественного числа имен существительных; 
— согласования прилагательных с существительными; 
— согласования существительных с числительными; 
— употребления предлогов. 

Количество конкретных примеров в каждом из заданий можно увеличивать до бесконечности, однако если ребенок еще не овладел правилами словоизменения, то однотипные ошибки будут часто повторяться в любых предлагаемых ему словах или словосочетаниях. В то же время нормально развивающийся в речевом отношении четырехлетний ребенок должен успешно справляться со всеми этими заданиями. Допустимы лишь буквально единичные ошибки в редко встречающихся словах 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...

Возникновение предпосылок дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи как следствие нарушений лексико-грамматического строя

Ведущим механизмом формирования граммати­ческого строя речи является овладение ребенком за­кономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия....

Статья "О необходимости раннего выявления предпосылок речевого недоразвития детей и их коррекция"

В статье говорится о необходимости раннего выявления предпосылок речевого недоразвития...

Выявление предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте

В настоящее время проблема коррекции речевых нарушений очень актуальна.Ребёнок до начала школьного обучения должен хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, владеть правильной ре...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Система работы по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста "Наши яркие Солнышки"

ЦЕЛЬ: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей детей, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанн...

Система работы группы № 1 «Гномы» по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого развиваю...