Выявление предпосылок дисграфии
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
советы для устранения дизграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_predposylok_disgrafii.docx | 304.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление предпосылок дисграфии в
дошкольном возрасте
В настоящее время проблема коррекции речевых нарушений очень
актуальна.
Ребёнок до начала школьного обучения должен хорошо разбираться
в звуках и буквах, из которых состоят слова, владеть правильной
речью, запасом конкретных знаний, логическим мышлением,
хорошо ориентироваться в пространстве, произвольно управлять
своим поведением.
В настоящее время для общеобразовательной школы характерна
неуспеваемость многих учащихся по русскому языку.
У определённой части детей, поступающих в школу, имеются
нарушения произносительной стороны речи, дифференциации
фонем (по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости).
В результате возникают специфические трудности письма, которые
свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии.
1.Что же это такое?
Это стойкие нарушения письма не связанные с
незнанием грамматических правил. Рассмотрим на примерах.
Акустическая дисграфия. Если ребёнок не различает акустически
близкие звуки ([ч-щ], [с-ш], [л-р]), то на письме это отразится в
соответствующих заменах букв. Например, ребенок напишет
«калтина» вместо «картина», если не различает на слух звуки
[л] и [р].
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок один звук
полностью заменяет другим (например, ребенок говорит «сыска»,
вместо «шишка»). На письме это отразится в замене букв.
Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии не зависит от состояния
устной речи ребенка. В основе лежит несформированность
зрительно-пространственного представления. На письме это
проявится в зеркальном написании букв или в неправильном
написании букв сходных по начертанию и – у, б – д и т.д.;
Дисграфия, обусловленная несформированностью
фонематического анализа и синтеза слов, приведёт к пропускам
букв и слогов, перестановке букв и слогов на письме.
Аграмматическая дисграфия. Несформированость грамматической
компетенции приведет к неправильному изменению слов по
числам, падежам, родам, а, следовательно, к неправильному
согласованию слов между собой при построении предложений.
Устраняя имеющиеся предпосылки дисграфии в дошкольном
возрасте, мы создаем условия для полноценного развития личности
ребенка. А это в дальнейшем явится необходимым условием
успешного обучения ребенка в школе.
2. Аграмматическая дисграфия
Каждый год при поступлении детей в школу выявляется большое
количество учащихся с различными нарушениями речи. Особую
тревогу вызывает бедность словарного запаса детей. Как
показывает опыт, именно из-за бедности словарного запаса и
неточности понимания лексического значения многих слов дети
нередко оказываются не в состоянии овладеть грамотным
письмом.
Аграмматическая дисграфия может проявиться во втором или
третьем классе, когда ребенок, уже овладел грамотой, приступает
к изучению грамматических правил. Учитель обнаруживает, что
ребенку не удается овладеть правилами изменения слов по числам,
падежам, родам и пр. Это выражается в неправильном
согласовании слов, написании окончаний слов. Ребенок
пишет аграмматично, то есть как бы вопреки правилам
грамматики («длинный лента», «дети читает», «на окну» и т. п.).
Умением правильно согласовывать слова между собой при
построении предложений, ребенок овладевает примерно к 4 годам.
К этому возрасту он уже не должен допускать ошибок типа
«много тарелков», «около столу», «окны», «деревы», «ухи» и т. п.
Правилами словообразования (в частности, правилами
образования одних слов от других при помощи приставок и
суффиксов) ребенок овладевает значительно позже — примерно
к 7-8 годам. К этому возрасту он уже не только правильно
согласует слова между собой, но и правильно образует новые слова.
Например, «уменьшительное» слово от слова «лампа» в его речи
звучит уже не как «лампик» (детский «неологизм»), а как
«лампочка».
Хотя аграмматическая дисграфия, как уже было отмечено,
появляется не на самых первых этапах школьного обучения
ребенка, однако ее явные предпосылки, как и предпосылки всех
других видов дисграфии, вполне отчетливо обнаруживаются уже в
дошкольном возрасте.
Проявляются они прежде всего в том, что
такие дети обычно начинают говорить позже положенного срока —
фразовая речь у них чаще всего появляется лишь после двух-трех, а иногда даже и четырех лет. Речь эта обычно изобилует аграмматизмами, то есть неправильным употреблением грамматических форм.
Иногда родители не обращают внимания на аграмматизмы в устной речи ребенка. Как правило, звукопроизношение у таких детей может быть правильным. Такой ребенок в первом классе общеобразовательной школы может хорошо овладеть грамотой, то есть не допускать буквенных замен на письме ни по артикуляторно-акустическому, ни по оптическому принципам и не искажать звуковую структуру слов.
Но ребенок сталкивается с непреодолимыми трудностями овладения морфологическим принципом письма. И только тогда родители, в состоянии крайнего недоумения, обращаются к логопеду, говоря о том, что с их ребенком, всегда так хорошо успевавшим в школе, «вдруг что-то случилось».
Ведь если ребенок в течение нескольких лет говорил «на столу» вместо «на столе» или «домы» вместо «дома» и считал это правильным, как же он может написать иначе? Откуда это у него возьмется? Неоткуда взяться, поскольку грамматические системы так и остались у него не сформированными!
Поэтому необходимо задолго до поступления
ребенка в школу побеспокоиться об устранении имеющихся у него предпосылок
аграматической дисграфии…
3. Выявление предпосылок аграмматической дисграфии
Хотя аграмматизмы в речи детей обычно бывают видны, как говорится, невооруженным глазом, однако родителям необходимо иметь об этом более четкое представление. Ниже предлагаются задания, направленные на выявление сформированности у ребенка грамматической системы словоизменения. При этом следует учитывать, что формирование системы словоизменения, как правило, заканчивается к четырем годам.
Исследование сформированности системы словоизменения
Эта группа заданий рассчитана на проверку правильности:
— образования множественного числа имен существительных;
— согласования прилагательных с существительными;
— согласования существительных с числительными;
— употребления предлогов.
Количество конкретных примеров в каждом из заданий можно увеличивать до бесконечности, однако если ребенок еще не овладел правилами словоизменения, то однотипные ошибки будут часто повторяться в любых предлагаемых ему словах или словосочетаниях. В то же время нормально развивающийся в речевом отношении четырехлетний ребенок должен успешно справляться со всеми этими заданиями. Допустимы лишь буквально единичные ошибки в редко встречающихся словах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...
Возникновение предпосылок дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи как следствие нарушений лексико-грамматического строя
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия....
Статья "О необходимости раннего выявления предпосылок речевого недоразвития детей и их коррекция"
В статье говорится о необходимости раннего выявления предпосылок речевого недоразвития...
Выявление предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте
В настоящее время проблема коррекции речевых нарушений очень актуальна.Ребёнок до начала школьного обучения должен хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, владеть правильной ре...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Система работы по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста "Наши яркие Солнышки"
ЦЕЛЬ: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей детей, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанн...
Система работы группы № 1 «Гномы» по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого развиваю...