Статья "О необходимости раннего выявления предпосылок речевого недоразвития детей и их коррекция"
статья по логопедии
В статье говорится о необходимости раннего выявления предпосылок речевого недоразвития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_neobhodimosti_rannego_vyyavleniya_predposylok_rechevogo.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
О необходимости раннего выявления предпосылок речевого
недоразвития детей и их коррекции
С каждым годом количество детей с задержками речевого развития растет в геометрической прогрессии. Поэтому ранняя диагностика и комплексная помощь детям первых лет жизни становится крайне актуальной.
Внимательное наблюдение родителями, педиатрами и неврологами за новорожденным в первые часы, недели и месяцы жизни позволяют выявить детей, составляющих группу риска в речевом развитии ребенка. У малышей могут обнаружиться:
- патологические изменения в двигательной сфере (нарушение общего мышечного тонуса, зрительно-моторной координации, манипуляторной деятельности),
-в эмоциональной сфере (затруднение в установлении эмоционального контакта, отсутствие интереса к окружающему и потребности в общении со взрослыми, позднее появление первых положительных и отрицательных эмоций),
- в состоянии голоса (затухающий, монотонный, лишенный интонационной выразительности),
- в состоянии дыхания (поверхностное, аритмичное),
- в строении и функционировании артикуляционного аппарата (изменение формы твердого неба, наличие расщелин губы и неба, массивный язык, укороченная подъязычная уздечка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры, мышц губ и языка).
Своевременное обнаружение перечисленных нарушений говорит о необходимости незамедлительного обращения к специалистам и проведению коррекции нарушенных функций. Именно в раннем возрасте мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Кроме этого, на ранних этапах развития дети быстрее усваивают двигательные, речевые и поведенческие навыки. Поэтому эффективность ранних коррекционно-развивающих мероприятий неоспорима.
Коррекционные мероприятия зависят от вида, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка. Многие дети нуждаются еще и в специальном лечении. Следовательно, кроме констатации интеллектуального, речевого, двигательного или сенсорного недоразвития, необходимо поставить клинический диагноз, который отражал бы причину и механизм нарушения развития, определил бы социальный прогноз и наметил пути и методы лечебно-коррекционной работы.
Логопедическое воздействие в раннем возрасте направлено:
- на развитие эмоциональных реакций;
- на развитие зрительного и слухового восприятия;
- на развитие движений руки и действий с предметами;
- на формирование подготовительных этапов развития понимания речи;
- на нормализацию состояния и функционирования органов артикуляционного аппарата посредствам дифференцированного логопедического и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;
- на развитие подготовительных этапов формирования активной речи.
Данные направления могут видоизменяться в зависимости от возраста, уровня развития и возможностей ребенка. При этом предполагается постепенное усложнение приемов, направленных на развитие речи и формирование всех психических функций ребенка.
Система коррекционно-развивающей работы с детьми, отнесенными к группе риска, предусматривает максимально раннее начало логопедического воздействия и активное участие в ней не только медицинских работников, логопедов и дефектологов, но и родителей. Им необходимо осознать и свою незаменимую роль в процессе развития речи ребенка и коррекции имеющихся у него нарушений.
Основным видом занятий с ребенком раннего возраста является эмоционально окрашенное общение и игра. На первых порах ребенок играет пассивную роль в процессе, и только со временем его активность возрастает.
Ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений позволяют в некоторых не осложненных случаях устранить уже в младшем возрасте недостатки речевого и общего психического развития. Но, вместе с тем, указывает на необходимость увеличения количества логопедических групп для детей 2-х и 3-х лет в системе дошкольного образования для оказания квалифицированной помощи детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство коррекции психо-речевого недоразвития детей с ЗПР.
Данный материал раскрывает роль театрализованной деятельности в развитии детей с психо-речевыми недостатками....
Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...
консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...
Система работы по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста "Наши яркие Солнышки"
ЦЕЛЬ: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей детей, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанн...
Система работы группы № 1 «Гномы» по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого развиваю...
О необходимости раннего выявления детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Опыт работы с данной категорией воспитанников в МАДОУ детский сад №40 г. Белебея».
В нашем дошкольном учреждении с момента открытия созданы специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями. В учреждении функционирует одна разновозрастная группа компенсирующей н...
МАСТЕР КЛАСС (детско-родительский) «Театрализованная деятельность как средство коррекции психо-речевого недоразвития детей с ЗПР». (в рамках проведения Дня открытых дверей в ДОУ)
Цель мастер-класса: заинтересовать и побудить родителей к изготовлению персонажей разных видов театра, с последующим их использованием в театрализованной деятельности для дете...