Педагогическая находка к конкурсу "Воспитатель года 2021"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Торе-Монге Рада Викторовна

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе "Звук [У] и буква У "
                                                                                                                                   Программное содержание:

Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по ОО "Речевое развитие"; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить артикуляцию звука [у];

2. Упражнять детей найти слова антонимы.

3. Упражнять в различении гласных и согласных звуков.

4. Упражнять в составлении предложений с заданным словом;

5. Упражнять в умении проводить звуковой анализ коротких слов.

6. Познакомить детей с образом буквы у;

7. Упражнять в умении находить местоположение звука в слове

Развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, мелкую моторику.

2. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость.

Оборудование: презентации «Буква У», «артикуляционный аппарат»; «Изображение Аленушки»; «Изображение птиц в названии которой есть звук У»; звуковые кружочки-«мячи» красного и синего цвета, красные и синие карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

Игра «Мяч» Наш волшебный, круглый мяч

                      Покатился по дорожке

                      У кого остановился-

                     Назови слово наоборот!

(ребенок должен найти антоним к названному воспитателем слову (умный-глупый, узкий-широкий, неуклюжий-ловкий, крупный-мелкий..)

Славно поиграли, садитесь на стульчики ребята. (стулья расставлены полукругом.

Аудиозапись-шум воды, пение птиц.

-Ребята, что вы слышали сейчас? (шум воды, чириканье птиц)

- Мы с вами живем в мире звуков? А какие звуки мы слышим каждый день?

-Какие звуки ты слышал на улице Доржу? (шелест листьев, чириканье птиц, гул автомобилей, стуки, грохоты, разговор людей, музыку и т. д)

-Чем вы слышите эти звуки? (ухом)

А теперь повернитесь и закройте уши руками. (в это время воспитатель играет на бубне)

 Повернитесь ко мне, что вы услышали сейчас? (ничего не слышали)

-Как вы думаете, почему вы ничего не услышали? (уши были закрытыми)

С помощью чего мы слышим окружающих нас звуков? ( с помощью уха)

 Мы звуки слышим или видим? (звуки слышим)

- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить. Какие органы нам помогают говорить? Кто покажет и расскажет об этом! (язык, зубы, неба, губы, нижние и верхние челюсти и т.д) один ребенок показывает и рассказывает на слайде.

- Я хочу ипить.( у педагога в руках пластилин) Что я сказала, вам понятно ребята? (нет)

Почему не понятно было? (потому что говорите не правильно)

Как надо было правильно сказать Байыр-Белек?( Я хочу лепить)

Какой вывод можно сделать из этой ситуации? (Надо говорить четко, правильно произносить каждый звук, не пропуская их).

А, О, У – что это? (звуки)

-Какими бывают звуки(гласные и согласные)

-Вспомните, какие гласные звуки мы уже знаем([а, о, у, и, е].)

-Какой фишкой обозначаем гласные звуки(красной)

- Почему их называют гласными? (Отв. детей)

-Какие знаем согласные звуки(м, л, н.…)

-Почему их называют согласными? (Отв. детей)

- Какой фишкой обозначаем согласные звуки?(синими)

Ребята, вы слышите, по-моему откуда-то сказочная мелодия звучит. Это к нам в гости пришла, сказочная героиня Аленушка она пришла из сказочной страны. Давайте поздороваемся с Аленушкой!

-Здравствуй Аленушка!

-Здравствуйте ребята!

Аленушка очень любит играть и она хочет играть с вами в разные игры. . Хотите играть с ней? (Да) Она нам принесла из волшебной страны "мячики".

Дидактическая игра1 " Поиграем в мячики". Дети делятся на 2 команды. Одна команда называет звуки а другая команда показывает "мячиками "-фишками гласный или согласный это звук. Команды поменяются местами и играют еще раз. Побеждает та команда, которая не ошиблась. Победившая команда получает от Аленушки золотое яблоко.

Дидактическая игра 2. "Волшебный сундучок" Аленушка нам принесла волшебный сундучок. Что же там, интересно! хотите посмотреть? (Да)

Давайте откроем ее. Сундучок не откроется, если мы не отгадаем загадки Аленушки. Итак, внимание загадка:

1Хвост с узорами,

 сапоги со шпорами,

на голове гребешок.

- Кто это? ( петух)

Отгадали молодцы. А вот и наш петушок из сундучка.

2-Клохчет, квохчет

   детей созывает

всех под крылья подбирает ( курица)

3-Кто воркует во дворе

Крылья словно в серебре? ( голубь)

4-Носик лопаткой, красные лапки

Плавает, ныряет

крякать обожает ( утка)

Молодцы отгадали.

Как мы их называем одним словом? (птицы)

Давайте еще раз назовем птиц (дети называют)

Какой звук вы слышите в названии каждой птицы? (звук у)

Давайте все произносим звук У

В каком положении находится ваши губы? На что похожи? (на трубочку).

А теперь еще раз повернитесь назад. (В это время воспитатель показывает букву У).

-Это буква У. А теперь повернитесь на меня. Кто видел букву? (не видели)

-Почему вы не увидели букву У? Я же вам показывала. (мы стояли спиной к вам ничего не видели).

Сделаем вывод: Букву мы слышим или видим? Что помогает нам видеть и узнать букву У? (глаза)

Вот буква У. Почему мы учим буквы? (ответы детей)

-На что похожа буква У? (по слайду покажет и расскажет один из детей).

-На дерево, на улитку, на ушки зайчика и. т д

Давайте расскажем Аленушке чистоговорку:

Ду-ду-ду я тебя найду

Уд-уд-уд мы идем на пруд

Муму-му молока кому

Ум-ум-ум почему здесь шум.

3 Дидактическая игра с Аленушкой «Поймай звук» Воспитатель называет слова. Если есть в слове звук У хлопают если нет, то не хлопают.

4 Дидактическая игра. "Найди место звука в слове"

Ребята звук У очень любит путешествовать он оказывается то в начале, то в середине, то в конце слова. (Дети определяют где стоит звук У в названном слове: в начале, в середине, в конце. Слова: утка, куртка, какаду, утюг, сумка, кенгуру. (Работа с таблицей и фишкой).

Очень интересная игра да ребята.

А теперь посмотрите, какую следующую игру нам приготовила Аленушка.

 5 Дидактическая игра. "Дорисуй букву" игра- эстафета

Дети делятся на 2 команды, каждая команда как можно быстрее дорисуют недостающие части буквы. Победившая команда получает золотое яблоко от Аленушки.

Следующая игра "Звуки, звуки мы вас знаем!"- Дети делают самостоятельно звуковой анализ слов: ум, чум.(на листе тетради в клетку).

7 игра "Составьте предложения с заданным словом"- играем тоже на 2 команды. Какая команда составит много предложений та и победитель.1-ая команда составит предложения со словом - утка, а 2-ая команда-со словом кукла.

Молодцы, теперь Аленушка знает, что вы очень хорошо умеете составлять предложения.

Вам интересно было играть с Аленушкой?

Аленушке надо возвращаться домой в сказочную страну. Давайте попрощаемся.

Досвидание Аленушка! Приходи  еще поиграть!

Досвидание ребята, обязательно приду.

Рефлексия: - В какие игры мы играли с Аленушкой?

                    -С какой буквой мы познакомились с помощью волшебного сундучка Аленушки?

-Какая игра больше всех вам понравилась?

-А в какой игре вы столкнулись с трудностями ?

-У какой команды больше золотых яблок?

Вы все хорошо занимались сегодня, спасибо ребята.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rechi_na_sayt.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белек » села Тээли муниципального района

 «Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва»

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе "Звук [У] и буква У "

Выполнила воспитатель:

Торе-Монге Рада Викторовна

Тээли-2021г

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе "Звук [У] и буква У "
                                                                                                                                   Программное содержание:

Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по ОО "Речевое развитие"; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить артикуляцию звука [у];

2. Упражнять детей найти слова антонимы.

3. Упражнять в различении гласных и согласных звуков.

4. Упражнять в составлении предложений с заданным словом;

5. Упражнять в умении проводить звуковой анализ коротких слов.

6. Познакомить детей с образом буквы у;

7. Упражнять в умении находить местоположение звука в слове

Развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, мелкую моторику.

2. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость.

Оборудование: презентации «Буква У», «артикуляционный аппарат»; «Изображение Аленушки»; «Изображение птиц в названии которой есть звук У»; звуковые кружочки-«мячи» красного и синего цвета, красные и синие карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

Игра «Мяч» Наш волшебный, круглый мяч

                      Покатился по дорожке

                      У кого остановился-

                     Назови слово наоборот!

(ребенок должен найти антоним к названному воспитателем слову (умный-глупый, узкий-широкий, неуклюжий-ловкий, крупный-мелкий..)

Славно поиграли, садитесь на стульчики ребята. (стулья расставлены полукругом.

Аудиозапись-шум воды, пение птиц.

-Ребята, что вы слышали сейчас? (шум воды, чириканье птиц)

- Мы с вами живем в мире звуков? А какие звуки мы слышим каждый день?

-Какие звуки ты слышал на улице Доржу? (шелест листьев, чириканье птиц, гул автомобилей, стуки, грохоты, разговор людей, музыку и т. д)

-Чем вы слышите эти звуки? (ухом)

А теперь повернитесь и закройте уши руками. (в это время воспитатель играет на бубне)

 Повернитесь ко мне, что вы услышали сейчас? (ничего не слышали)

-Как вы думаете, почему вы ничего не услышали? (уши были закрытыми)

С помощью чего мы слышим окружающих нас звуков? ( с помощью уха)

 Мы звуки слышим или видим? (звуки слышим)

- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить. Какие органы нам помогают говорить? Кто покажет и расскажет об этом! (язык, зубы, неба, губы, нижние и верхние челюсти и т.д) один ребенок показывает и рассказывает на слайде.

- Я хочу ипить.( у педагога в руках пластилин) Что я сказала, вам понятно ребята? (нет)

Почему не понятно было? (потому что говорите не правильно)

Как надо было правильно сказать Байыр-Белек?( Я хочу лепить)

Какой вывод можно сделать из этой ситуации? (Надо говорить четко, правильно произносить каждый звук, не пропуская их).

А, О, У – что это? (звуки)

-Какими бывают звуки(гласные и согласные)

-Вспомните, какие гласные звуки мы уже знаем([а, о, у, и, е].)

-Какой фишкой обозначаем гласные звуки(красной)

- Почему их называют гласными? (Отв. детей)

-Какие знаем согласные звуки(м, л, н.…)

-Почему их называют согласными? (Отв. детей)

- Какой фишкой обозначаем согласные звуки?(синими)

Ребята, вы слышите, по-моему откуда-то сказочная мелодия звучит. Это к нам в гости пришла, сказочная героиня Аленушка она пришла из сказочной страны. Давайте поздороваемся с Аленушкой!

-Здравствуй Аленушка!

-Здравствуйте ребята!

Аленушка очень любит играть и она хочет играть с вами в разные игры. . Хотите играть с ней? (Да) Она нам принесла из волшебной страны "мячики".

Дидактическая игра1 " Поиграем в мячики". Дети делятся на 2 команды. Одна команда называет звуки а другая команда показывает "мячиками "-фишками гласный или согласный это звук. Команды поменяются местами и играют еще раз. Побеждает та команда, которая не ошиблась. Победившая команда получает от Аленушки золотое яблоко.

Дидактическая игра 2. "Волшебный сундучок" Аленушка нам принесла волшебный сундучок. Что же там, интересно! хотите посмотреть? (Да)

Давайте откроем ее. Сундучок не откроется, если мы не отгадаем загадки Аленушки. Итак, внимание загадка:

1Хвост с узорами,

 сапоги со шпорами,

на голове гребешок.

- Кто это? ( петух)

Отгадали молодцы. А вот и наш петушок из сундучка.

2-Клохчет, квохчет

   детей созывает

всех под крылья подбирает ( курица)

3-Кто воркует во дворе

Крылья словно в серебре? ( голубь)

4-Носик лопаткой, красные лапки

Плавает, ныряет

крякать обожает ( утка)

Молодцы отгадали.

Как мы их называем одним словом? (птицы)

Давайте еще раз назовем птиц (дети называют)

Какой звук вы слышите в названии каждой птицы? (звук у)

Давайте все произносим звук У

В каком положении находится ваши губы? На что похожи? (на трубочку).

А теперь еще раз повернитесь назад. (В это время воспитатель показывает букву У).

-Это буква У. А теперь повернитесь на меня. Кто видел букву? (не видели)

-Почему вы не увидели букву У? Я же вам показывала. (мы стояли спиной к вам ничего не видели).

Сделаем вывод: Букву мы слышим или видим? Что помогает нам видеть и узнать букву У? (глаза)

Вот буква У. Почему мы учим буквы? (ответы детей)

-На что похожа буква У? (по слайду покажет и расскажет один из детей).

-На дерево, на улитку, на ушки зайчика и. т д

Давайте расскажем Аленушке чистоговорку:

Ду-ду-ду я тебя найду

Уд-уд-уд мы идем на пруд

Муму-му молока кому

Ум-ум-ум почему здесь шум.

3 Дидактическая игра с Аленушкой «Поймай звук» Воспитатель называет слова. Если есть в слове звук У хлопают если нет, то не хлопают.

4 Дидактическая игра. "Найди место звука в слове"

Ребята звук У очень любит путешествовать он оказывается то в начале, то в середине, то в конце слова. (Дети определяют где стоит звук У в названном слове: в начале, в середине, в конце. Слова: утка, куртка, какаду, утюг, сумка, кенгуру. (Работа с таблицей и фишкой).

Очень интересная игра да ребята.

А теперь посмотрите, какую следующую игру нам приготовила Аленушка.

 5 Дидактическая игра. "Дорисуй букву" игра- эстафета

Дети делятся на 2 команды, каждая команда как можно быстрее дорисуют недостающие части буквы. Победившая команда получает золотое яблоко от Аленушки.

Следующая игра "Звуки, звуки мы вас знаем!"- Дети делают самостоятельно звуковой анализ слов: ум, чум.(на листе тетради в клетку).

7 игра "Составьте предложения с заданным словом"- играем тоже на 2 команды. Какая команда составит много предложений та и победитель.1-ая команда составит предложения со словом - утка, а 2-ая команда-со словом кукла.

Молодцы, теперь Аленушка знает, что вы очень хорошо умеете составлять предложения.

Вам интересно было играть с Аленушкой?

Аленушке надо возвращаться домой в сказочную страну. Давайте попрощаемся.

Досвидание Аленушка! Приходи  еще поиграть!

Досвидание ребята, обязательно приду.

Рефлексия: - В какие игры мы играли с Аленушкой?

                    -С какой буквой мы познакомились с помощью волшебного сундучка Аленушки?

-Какая игра больше всех вам понравилась?

-А в какой игре вы столкнулись с трудностями ?

-У какой команды больше золотых яблок?

Вы все хорошо занимались сегодня, спасибо ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное испытание окружного этапа муниципального конкурса "Воспитатель года Оренбуржья- 2021" "Моя педагогическая находка"

Описание опыта работы по теме: «Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста  посредством квест-игр»...

Педагогическая находка на конкурс "Воспитатель года-2021"

Педагогическая находка на конкурс "Воспитатель года-2021"...

"Педагог года - 2021" Педагогическая находка

формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 3-4 лет  посредством игровой деятельности  применением национально-регионального компонента....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. КОНКУРС ПЕДАГОГ ГОДА 2023

ООД по ОО Социально-коммуникативное развитие,  младшая группа....