Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических функций с использованием ИКТ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Автоматизация звука Р в связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических функций с использованием ИКТ с детьми старшего возраста

Цель: автоматизация звука Р в связной речи.

Тема: Санкт-Петербург.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1)Закрепление правильного произношения звука Р в речи.

2)Актуализация и уточнение словаря по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга».

3)Развитие фонематических функций.

4)Развитие звукобуквенного анализа.

5)Совершенствование навыка словообразования.

6)Развитие зрительного гнозиса.

7)Развитие  логического мышления.

8)Развитие графомоторного навыка.

Воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества,взаимопонимания,доброжелательности,самостоятельности.

Оборудование:

Мяч,  простые и цветные карандаши, лист в клетку, карта Санкт-Петербурга, карточки со слогами,

изображения  диких животных(жирафа,носорога,тигра,зебры,кенгуру,верблюда,рыси),емкость с сухим горохом ( «Сухой бассейн»),аудизапись гимна Санкт-Петербурга (оркестровая версия, музыка Р.М.Глиера), презентации Microsoft Office PowerPoint ( « Символы Санкт-Петербурга», «Ребусы», «Исправь ошибки художника», «Храм Спаса на Крови», «Дом Великана».

Ход занятия

1.Организационный материал. Развитие зрительного внимания.

Дети под музыку (оркестровая версия гимна Санкт-Петербурга) заходят в зал.

-Посмотрите на половинку карточки у вас в руках, подойдите к столам и найдите вторую часть. Займите свои рабочие места.

2.Введение в тему. Развитие навыка чтения.

-Соедините половины карточек и прочитайте по очереди слоги. Какой звук звучит в каждом слоге? (Звук Р). Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Р в словах и предложениях.

3. Артикуляционная характеристика звука.

-Как произноситься звук Р? (когда мы произносим звук Р. Губы в улыбке, язык поднят, его кончик дрожит).

4.Артикуляционная гимнастика.

-Посмотрите на экран и назовите зашифрованное изображение. Возьмите зеркало, и мы вместе покажем упражнения для языка.

5.Развитие навыка слогового анализа.

-Мы начинаем наше путешествие. Откройте конверт, разверните карту. Мы будем отмечать наш маршрут.

Найдите в нижнем правом углу круг и поставьте цифру1. Мы оказались в Екатерининском саду.

Какой красивый сад. Приглядитесь: почти вся листва облетела с деревьев. Почему?

-Но на некоторых деревьях остались листья. Это листья, на которых нарисованы картинки.

Разделите слова на слоги. Определите количество слогов. Назовите их по очереди.

6.Развитие зрительного внимания. «В гостях у художника».

-Найдите выше и левее следующий круг на карте и поставьте цифру 2. Мы проходим выставку уличных художников.

Невнимательные художники неверно изобразили достопримечательности. Подскажите им, что они забыли нарисовать, чтобы они исправили свои ошибки.

-У Ростральных колонн художники забыли нарисовать ростры.

-На Медном всаднике художники забыли нарисовать Петра Первого. 

-На шпиле Адмиралтейства художники забыли нарисовать кораблик.

-На Александровской колонне художники забыли нарисовать ангела.

7.Речь с движением «Люблю по городу гулять…»

-Молодцы! Мы помогли художникам. Устроим разминку и продолжим прогулку. Встаньте в круг.

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Невский - раз, Зимний - два,

Три – красавица Нева,

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть -  к Исаакию схожу,

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад,

Как красив его наряд.

Восемь – крепость у Невы,

Были там, наверно, вы.

Девять – из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

8.Развитие навыков звукобуквенного анализа при записи слов.

8.1.Ребус: -Посмотрите на экран, назовите первый звук в словах и составьте слово из этих звуков.

Возьмите карандаш, найдите точку на листе и запишите слово.

8.2. –Следующие слово – предлог. Мы используем его, если хотим сказать, что предмет находиться сверху. Отступите две клетки вправо, запишите слово.

8.3. –Следующие слово зашифровано в таблице. Я буду читать шифр, а вы находите и называйте букву.

-Прочитайте словосочетание.

_Найдите на карте храм Спас на Крови, возьмите карандаш и поставьте цифру 3.

9.Пальчиковая гимнастика «Спас на Крови».

-Дадим пальцам отдохнуть. Согните правую руку, слушайте и повторяйте стихотворение, соединяя большой палец по очереди с остальными в кольцо.

10.Развитие связной речи, слуховой памяти.

-Примкнем к экскурсоводу и послушаем фрагмент экскурсии о храме.

(Просмотр презентации «Храм Спаса на Крови».

-Что вы запомнили? Почему храм построен именно на этом месте? Как выбирали проект? Какие материалы украшают храм?

11.Игра с мячом для развития навыка самообразования «В Музее Великана»

-Мы покинули Спас на Крови и оказались в Музее  «Дом Великана». Кто такой великан?

(Это человек огромного роста).И в жилище у великана вещи тоже огромные. Я буду кидать мяч, а вы возвращайте мяч и называйте предметы, как будто они стали огромные: крот-кротище, рука-ручище, и т.д.)

-Найдите на карте желтый круг под Александровской колонной, возьмите карандаш и поставьте цифру 4.

12.Развитие логического мышления и связной речи, при составлении загадок-описаний,

развитие мелкой моторики ( «Сухой бассейн»).

-Узнать название следующей нашей остановки вы сможете, найдя подсказки на дне сухого бассейна. На ощупь найдите картинку и опишите самые важные признаки этого предмета.

-Где мы можем увидеть в городе диких животных? ( В зоопарке).

-Возьмите простой карандаш, найдите кружок в верхнем левом углу и поставьте цифру 5.

13.Итог занятия, оценка деятельности детей.

-Вот и закончилось наше путешествие. Где мы гуляли? Какой звук мы повторяли?

-Карту вы можете забрать с собой, чтобы повторить прогулку по Санкт-Петербургу по-настоящему.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР Тема: Звуки [Г Г’].

Подробный конспект подгруппового логопедического занятия на этапе закрепления полученных знаний....

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"

Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических компонентов речи в средней группе детей с ОНР. Тема: "Сказка о весёлом Язычке".

Занятие по развитию фонетико-фонематических компонентов речи у дошкольников среднего возраста с ОНР. На занятии используются методические приёмы Т.А.Ткаченко (специальные символы в подготовке детей 4 ...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематического восприятия "Путешествие в сказку. Звук "Т"

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематического восприятия «Путешествие в сказку. Звук «Т»Цель: тренировать детей в произнесении слогов, слов, предложений со звуком «т&r...

КОНСПЕКТ Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха на восприятие звука Ш.

КОНСПЕКТ Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха на восприятие звука Ш.Цель: Воспринимать и узнавать на слух звук Ш в неречевых звуках, в слога, в словах и в предложениях....

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.

Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П. Задачи: Коррекционно-образовательные:1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;2. Познакомить детей с понятием &laq...