КОНСПЕКТ Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха на восприятие звука Ш.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_sh_konspekt.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха
на восприятие звука Ш.
Цель: Воспринимать и узнавать на слух звук Ш в неречевых звуках, в слога, в словах и в предложениях.
Задачи:
обучающие:
- Обогащение словаря.
- Составление предложений по опорным картинкам.
- Определение позиции звука Ш в слове.
коррекционные:
- Научить воспринимать на слух звук Ш.
развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать чувство ритма.
- Развивать слуховое внимание.
воспитательные:
- Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда.
- Воспитывать любовь к искусству.
Методические приемы:
- игровая мотивация;
- путешествие в другую страну.
- игры;
- поощрения.
Материалы и оборудование:
Ноутбук для воспроизведения звуков (шум моря, шелест листьев, шипение телевизора.) Бумажные ворота, шумовые баночки, звуковая линейка для определения позиции звука Ш в слове. Контейнер с фишками. Предметные картинки:, Шар, шишка, шкаф, лошадь, чашка, ромашка, ландыш, мышь, малыш, телевизор. Пейзажные картины: море, время года «весна», шелест листьев.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в волшебную страну «Шумов».
II. Основная часть.
1. Выход на тему.
Логопед:
Для того чтобы отправиться в волшебную страну, нужно узнать какой звук правит этой страной. А для этого понадобится помощь ваших ушей. Слушайте внимательно, потом мне расскажите, что вы услышали. Готовы?
2. Игра: «Что или кто звучит»
Звучит: шум моря, шипение телевизора, шелест листьев. Ко всему этому предлагаются картинки. Дети должны выбрать подходящую картинку к звуку. И назвать, что они услышали.
Логопед: Ребята, как вы думайте при помощи каких звуков образуются эти шумы?
Дети: При помощи звука Ш
Логопед: Ребята значит, какой звук правит страной «шумов»?
Дети: звук Ш
Логопед: - теперь мы знаем, как зовут правителя волшебной страны, а кто такой правитель вы знаете?
Правитель - это глава государства, страны. Кто помнит, как зовут правителя нашей страны России. ( Владимир Владимирович Путин).
Давайте начнем наше путешествие. Закроем свои глаза и считаем до пяти. (1,2,3,4,5.)
- Вот мы и в волшебной стране «Шумов». Но как вы видите, ворота закрыты, к счастью я знаю, как их открыть, нам надо пропеть волшебную песенку и отстучать правильный ритм по воротам.
Ша-ша; ша-ша-ша.
Шу-шу; шу-шу-шу.
Шо-шо; шо-шо-шо.
Ши-ши; ши-ши-ши.
Дети повторяют по образцу слоги с заданным ритмом.
- Ворота открылись, теперь мы можем пройти в волшебную страну. Посмотрите, в этом доме живут братья певцы. У них есть любимая игра: «Найди пару по звучанию» Давайте поиграем в их любимую игру.
3. Игра: «Найди пару по звучанию»
Логопед дает инструкцию игры: У каждого брата есть пара по звучанию, то есть они одинаково звучат. Вам надо найти пары, так чтобы они одинаково звучали и если вы правильно нашли, то у каждой пары свой цвет донышка.
Братья певцы вам говорят спасибо, за игру.
Логопед: Ребята давайте проверим, насколько вы внимательны.
4. Игра: «хлопни в ладоши»
- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши когда услышите звук [ш]. Слова: слон, машина, жираф, тигр, кошка, шиповник, малина, клюква, шина, карандаш. Молодцы, вы очень внимательны. А значит вы сможете помочь решить серьезную проблему с которой столкнулись жители страны «Шумов». Дело в том, что у них есть свои спортсмены, которые участвуют звуковых соревнованиях, но судьи не смогли наградить их призовыми местами. Так как не умеют определять место звука Ш в слове. Давайте научим их этому?
5. Определение положения звука Ш в слове.
Логопед: Вы будете судьями, вам надо будет наградить победителей призовыми местами, а победители это слова со звуком Ш. Если звук Ш в начале слова - это первое место, если в середине - второе место, если в конце - трете место. Детям дается бумажный пьедестал и объясняется значение этого слова.
В спорте «пьедестал почёта» — это возвышенная площадка для награждения победителей соревнований.
- Сейчас я буду называть название картинок, а вы их награждать.
Картинки: Шар, шишка, шкаф, лошадь, чашка, ромашка, ландыш, мышь, малыш.
- Жители волшебной страны благодарны за вашу помощь.
Логопед: Ребята, кто помнит какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Логопед: В этой волшебной стране «шумов» не бывает времен года и жители совсем ничего не знаю о весне. У меня есть картинки, давайте по ни составим предложения об этом прекрасном времени года.
Детям предлагаются картинки и наводящие вопросы, дети составляют предложения вместе с логопедом.
6. Здоровье сберег.
- Вы наверное устали, давайте немножко отдохнем. Сейчас я включу музыку, которую написал композитор Петр Ильич Чайковский и называется она «Времена года, Весна». Ребята, композитор- это человек, пишущий музыку. После того как вы прослушайте музыку, вам надо будет выбрать картину, которая подходит под эту музыку.
- Сядьте на свои места, Закройте глаза и получайте удовольствие от красивой музыки.
7. «Кто слушает внимательно?»
Логопед ставит на стол контейнер с фишками.
Логопед: Давайте проведем соревнование. Я прочитаю вам стихотворение, вы послушаете его внимательно и возьмете по столько фишек, сколько слов со звуком Ш услышите. Победит тот, кто будет слушать внимательно.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину брошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап! Н. Нищева
(Дети должны взять 7 фишек)
Итог занятия: Ребята пора возвращаться домой попрощайтесь страной «Шумов» и с его жителями. Закройте глаза, считайте до пяти (1,2,3,4.5.) Откройте глаза, вот мы и дома.
В какой стране мы побывали? Какой звук правит этой страной? Что мы делали в этой стране?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения занятий в рамках реализации проекта по развитию фонетико-фонематического восприятия и артикуляционного образа звука . Прогулка по Звукляндии
Столкнувшить с трудностями в формировании и закрепления артикуляционного образа звука, имеющимися у дошкольников с ЗПР, из-за недоразвития аналитико-синтетической деятельности , а так же органической ...
Наглядный материал к занятию по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Звук и буква «У»
В презентации предстален наглядный материал - картинки - к комплексному занятию по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Звук и буква «У». Представлен материал на выделение звука в словах в р...
Наглядный материал к комплексному занятию по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Звук и буква «А».
В презентации предстален с Представлен материал на выделение звука в словах в разных позициях, составление слов и предложений с изученным звуком....
Игры на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников, с использованием конструктора для объемного моделирования ТИКО.
Игры с использованием конструктора " ТИКО" по развитию фонетико-фонематического слуха, мелкой моторики и речевого дыхания....
Картотека игр и упражнений на развитие фонетико-фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие фонетико-фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр и упражнений на развитие фонетико-фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений...
" Развитие фонетико-фонематического слуха у детей 3-х лет"
quot; Развитие фонетико-фонематического слуха у детей 3-х лет".Развитие фонематического слуха ребенка происходит постепенно в процессе его общения с близкими взрослыми. Поэтому с самого рождения...