Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических компонентов речи в средней группе детей с ОНР. Тема: "Сказка о весёлом Язычке".
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
Занятие по развитию фонетико-фонематических компонентов речи у дошкольников среднего возраста с ОНР. На занятии используются методические приёмы Т.А.Ткаченко (специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте), а также диски Каплуновой И.Н, Новоскольцевой И.А. по программе "Ладушки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_skazka_o_vesyolom_yazychke.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических компонентов речи в средней группе детей с ОНР.
учитель-логопед Ушакова Н.А.
Тема: Сказка о весёлом Язычке. Звуки [А], [У].
Цели:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную моторику;
- учить детей выделять гласный звук из ряда звуков;
обозначать звуки [А], [У] картинками-символами (по Т.А. Ткаченко);
- вырабатывать направленную воздушную струю;
- развивать голосовые модуляции;
- развивать мелкую и общую моторику.
Оборудование:
Кукла – мальчик-Язычок, зеркала по количеству детей, демонстрационные и раздаточные (на каждого ребёнка) картинки–символы звуков [А], [У], салфетки, магнитофон, диски Каплуновой И.Н., Новоскольцевой И.А. для детей средней возрастной группы.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам на занятие (показ игрушки)?
Дети: Мальчик-Язычок.
Логопед: Сегодня я расскажу вам сказку о весёлом Язычке. А вы мне будете помогать. Садитесь на стульчики, спинка ровная. Пододвиньте к себе зеркала, руки положите на колени, внимательно слушайте.
II. Основная часть
Логопед: Жил-был мальчик Язычок. Жил он в своём домике, он назывался …
Дети: Ротик.
Логопед: Открыл Язычок в домике окошко.
(Дети широко открывают рот – упражнение «Окошко»)
Логопед: Посмотрите на свой рот в зеркале. Открыли окошко (удерживают позу несколько секунд), закрыли (повторить упражнение два раза).
Логопед: Выглянул Язычок из домика, спрятался.
(Дети высовывают язык изо рта, потом убирают; повторяют упражнение несколько раз, контролируют выполнение упражнения в зеркале).
Логопед: Погода хорошая, решил Язычок погреться на солнышке.
(Дети выполняют упражнение «Лопатка», удерживают позу под счёт логопеда до 5).
Логопед: Посмотрите на свой язычок, какой он широкий, как спокойно лежит на нижней губе.
Логопед: Сел Язычок на свою лошадку и поскакал на прогулку.
(Дети выполняют упражнение «Лошадка», сопровождая его движениями пальцев по столу – лошадка скачет).
Пальчиковая игра «Лошадка»
По дорожке ровной гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
Логопед: Скакал Язычок, скакал и прискакал на полянку. А там домик стоит.
Пальчиковая игра «Домик»
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Логопед: А в этом домике жила бабушка. Она варила очень вкусное варенье. Съел Язычок варенье и стал облизывать верхнюю губу.
(Дети выполняют упражнение «Вкусное варенье», контролируют выполнение в зеркале).
Логопед: Во дворе у бабушки стояли качели. Качели качались вверх – вниз.
(Дети вместе с логопедом поднимают, а затем опускают правую ладошку).
Логопед: Захотел Язычок покачаться на качелях.
(Дети выполняют упражнение «Качели» - движение языка вместе с движением ладони – вверх, вниз, смотрят на свой язычок в зеркале).
Логопед: Наелся Язычок, накачался на качелях. Сказал бабушке …
(Дети: Спасибо. До свидания.)
Логопед: Сел на лошадку и поскакал дальше.
(Дети выполняют упражнение «Лошадка»).
Логопед: Прискакал Язычок на полянку. Вся полянка была засыпана снегом. Захотел Язычок поиграть. А вы хотите поиграть?
(Дети: Да!)
Динамическая пауза
«Снежинки»
Вот пришла к нам зима,
Кружатся пушинки,
На кусты, на дома
Падают снежинки.
Землю побелили,
Замели тропинки,
Все поля укрыли
Белые снежинки.
(Дети выполняют движения по показу логопеда под музыку).
Дыхательные упражнения:
Логопед: Мне на ладошку упала снежинка. Протяните свои ладошки, поймайте снежинки. Подуйте на свою снежинку.
(Дети вытягивают губы трубочкой и дуют на воображаемую снежинку).
Логопед: Поиграли со снежинкой. Замёрзли ручки! Давайте их погреем.
(Дети, глядя на логопеда, трут ладошки рук, дышат поочерёдно на каждую руку: Х – Х – Х – Х).
Логопед: А чтобы совсем согреться будем лепить снежную крепость.
Двигательное упражнение (со сменой темпа музыки)
(Дети идут по кругу друг за другом, затем останавливаются, «катают» комки, «лепят» снежки и бросают).
Логопед: Покажите, какие снежки вы умеете лепить.
Координация речи с движением «Комок»
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой комок слепили. Круглый, Крепкий, Очень гладкий И совсем, совсем несладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним И сломаем! | Загибают пальцы в кулачок. «Лепят» комок. «Рисуют» руками круг. «Замок» Гладят одной рукой другую. Грозят пальцем. Поднимают руки вверх. Прижимают руки к груди. Опускают руки вниз. Топают ногой. |
Логопед: Наигрался Язычок, сел на лошадку и поскакал дальше.
(Дети садятся за столы, выполняют упражнение «Лошадка»).
Логопед: Прискакал Язычок в гости к звукам–песенкам. Отгадайте, какие там жили звуки. Смотрите внимательно на мои губы, какой звук я хочу спеть?
(Логопед беззвучно артикулирует гласные звуки. Дети произносят их.)
Логопед: Какой это звук?
(Логопед показывает символ звука [А].
(Дети произносят звук).
Логопед показывает символ звука [У].
(Дети произносят звук).
Логопед: Звук [А] можно спеть по-разному:
как Аня плачет: А-А-А;
покажем доктору горлышко: А-А-А (протяжно);
девочка уколола пальчик: А- -А- -А (отрывисто);
Мишка поёт: А-А-А (низким голосом);
Зайка поёт: А-А-А (высоким голосом).
Логопед: Звуки-песенки хотят с нами поиграть. Положите перед собой карточки (символы звуков [А], [У]). Я произнесу звук, а вы покажите нужную карточку.
(Логопед произносит гласные звуки [А], [У]. Дети поднимают соответствующие карточки-символы).
Логопед: Молодцы! Поиграл Язычок со звуками-песенками, сказал им…
(Дети: До свидания). И поскакал на лошадке домой.
(Дети выполняют упражнение «Лошадка»).
Логопед: Прискакал Язычок домой. Он очень устал, лёг Язычок на кроватку и заснул. Откройте рот, покажите, как ваш язычок лежит спокойно во рту, за зубками.
(Дети открывают рот, смотрят на свои языки в зеркала).
III. Итог
Логопед: Вот и закончилась сказка. Ребята, вам она понравилась?
(Дети: Да).
Логопед: Вы сегодня все очень старались. Молодцы. Мальчик-Язычок говорит вам: «До свидания». Но он обязательно придёт к нам в гости ещё раз и расскажет новую сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию легсико-грамматической стороны речи в средней группе. Лексическая тема "Части тела"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в средней группе. Тема: «Части тела» с использованием речедвигательных упражнений и пальчиковых игр....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».
Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в средней группе «В мире много сказок»
Конспект занятияпо развитию познавательных способностей и речи в средней группе«В мире много сказок»...
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"
Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема занятия: Звук [ А ].Цель: знакомство со звуком [ А ]....
Конспект занятия по развитию фонетико - фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А", с приложением заданий для закрепления темы дома.
Целью занятия является - знакомство с гласным звуком "А", а так же, его характеристикой и артикуляцией....
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.
Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П. Задачи: Коррекционно-образовательные:1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;2. Познакомить детей с понятием &laq...
- Мне нравится (1)