Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.
план-конспект занятия по обучению грамоте

Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;

2. Познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;

3. Учить детей выделять звук в слогах  и словах (в конце слова);

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

2 Развивать голос и дыхание;

3. Развивать фонематический слух;

4. Закреплять понятия «звук» и «слово»;

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.

2. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_starshaya_gruppa._zvuk_p.doc308 КБ
PDF icon prezentatsiya_zvuk_p.pdf1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте  в старшей  группе

 по теме: «Звук П».

Подготовила:

Учитель-логопед Абдукаримова Г.М.

2023г

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте  в старшей  группе

 по теме: «Звук П».

Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;

2. Познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;

3. Учить детей выделять звук в слогах  и словах (в конце слова);

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

2 Развивать голос и дыхание;

3. Развивать фонематический слух;

4. Закреплять понятия «звук» и «слово»;

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.

2. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Возрастная группа: старший возраст (5-6 лет)

Тип занятия: фронтальное

Общая продолжительность занятия: 25 минут

Оборудование: 

 - Сюжетная картинка «Паровоз пыхтит» или «Самовар пыхтит» для звукоподражания;

- Односюжетные картинки типа «Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп» и др.;

- предметные картинки со звуко П в конце слова (суп, микроскоп, шип, серп);
- зеркала; губные гармошки;

- схемы для характеристики звуков;

- цветные фишки для звукобуквенного анализа;

- дидактическое пособие «Домик».

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Игра «Слушай – повторяй». (Слайд 4) 

Логопед просит детей послушать и повторить за ним ряды слогов:

Ап-ап-уп

Ип-ип-ап

Уп-уп-ип  и др.

2. Развитие общей моторики.  «Огород». (Слайд 5) 

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

 Мы пололи огород,

Поливали  огород.

(действия по тексту),

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту

(«сажают»)

Лето все она толстела (показывают руками круг перед собой),

Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх),

А теперь ей тесно белой (руки в стороны), 
Говорит – посторонись!!!
(отталкивающие движения руками).

3. Развитие мелкой моторики. (Слайд 6) 

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (изображают апельсин – пальчики в кулаке),

Много нас, (руки согнуты в локтях, шевелят пальцами),

А он – один. (Пальцы сжаты в кулак, кроме указательного),

Эта долька – для ежа!

Эта долька – для чижа!

Эта долька – для утят!

Эта долька – для котят!

Эта долька – для бобра!

А для волка кожура! (загибают пальцы в такт стиху),

Он сердит на нас – беда! (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Разбегайтесь кто куда… (пальцы растопырены).    И.Демьянов.

4. Массаж лица. (Слайд 7)

По морям и океанам (от середины лба к вискам)

Буду плавать капитаном (вокруг круговых мышц глаз)

Буду волны покорять (по мышцам щек)

Чудный остров открывать (от середины подбородка к ушкам).

Сначала проводим поглаживание, затем волнообразные движения. В конце опять поглаживание.

5. Развитие мимики. (Слайд 8)

- Давайте разложим фрукты и овощи по корзинкам. В левую – горький лук, в правую – сладкую грушу, в левую – терпкий чеснок, в правую – кислое яблоко т.д. (дети передают эмоциональное состояние).

6. Развитие артикуляционной  моторики.

- Окошко закрывается и открывается;

- Почесывание нижней и верхней губ зубами;

- Многократное произнесение звука П;

- Маляр.

7. Дыхательная гимнастика.

Игра на губной гармошке: поиграли – протяжно произнесли звук А;

Снова поиграли – произнесли звук У.

8. Тема занятия. (Слайд 9)

- Ребята, посмотрите на картинку! Послушайте, как пыхтит паровоз. П-П-П.

Повторите этот звук!  (дети хором повторяют).

Сегодня мы познакомимся со звуком П.

9. Акустико-артикуляционный образ звука. (Слайд 10)

Произнесение звука П с наблюдением за артикуляцией в зеркало.

- Воздух не выходит свободно, а встречает преграду на своем пути – губы;

Звук П – согласный!

- А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук П.  Горлышко не дрожит. Звук П – глухой.

Повторение характеристики звука П несколькими детьми. (звук П – согласный, глухой).

Обозначать звук П мы будем синей фишкой.        

10. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай – не зевай».

Логопед произносит ряд звуков и слогов, дети хлопают, если слышат звук П.

11. Физминутка. (Слайд 11)

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

12. Закрепление звука в слогах. (Слайд 12-13)

Логопед произносит утрированно слоги АП, УП.

Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы. Логопед помогает.

13. Закрепление звука П в словах. Дидактическая игра «Домик». (картинки нужно поселить в последнее окошко – звук П в конце слова). (Слайд 14)

Определите место звука П в словах УКРОП, МИКРОСКОП, СУП и др.

14. Закрепление звука П в предложениях. (Слайд 15-16-17-18)

Составление предложений по картинкам со словами со звуком П:

Повар варит СУП.

У меня МИКРОСКОП.

В огороде растет УКРОП.

15. Закрепление звука П в тексте. (Слайд 19)

Повторение вслед за логопедом:

Уп-уп-уп – папа варит суп.

Ип-ип-ип -  к нам пришел Филипп.

И др.

16. Домашнее задание. (Слайд 20) 

Закрась части с буквой «П». Работа в тетрадях.

17. Итог занятия и оценка работы детей. (Слайд 21)

Логопед:

- с каким звуком мы сегодня познакомились?

- какой это звук ? почему он согласный? Глухой?

- фишкой какого цвета мы его будем обозначать?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

Презентация для занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольника с ЗПР на тему: «Цветы»

Презентация для занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольника с ЗПР на тему: «Цветы»Цель презентации: развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольника с З...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для  фор...