Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.
план-конспект занятия по обучению грамоте
Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;
2. Познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;
3. Учить детей выделять звук в слогах и словах (в конце слова);
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
2 Развивать голос и дыхание;
3. Развивать фонематический слух;
4. Закреплять понятия «звук» и «слово»;
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.
2. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_starshaya_gruppa._zvuk_p.doc | 308 КБ |
prezentatsiya_zvuk_p.pdf | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе
по теме: «Звук П».
Подготовила:
Учитель-логопед Абдукаримова Г.М.
2023г
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе
по теме: «Звук П».
Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;
2. Познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;
3. Учить детей выделять звук в слогах и словах (в конце слова);
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
2 Развивать голос и дыхание;
3. Развивать фонематический слух;
4. Закреплять понятия «звук» и «слово»;
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.
2. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Возрастная группа: старший возраст (5-6 лет)
Тип занятия: фронтальное
Общая продолжительность занятия: 25 минут
Оборудование:
- Сюжетная картинка «Паровоз пыхтит» или «Самовар пыхтит» для звукоподражания;
- Односюжетные картинки типа «Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп» и др.;
- предметные картинки со звуко П в конце слова (суп, микроскоп, шип, серп);
- зеркала; губные гармошки;
- схемы для характеристики звуков;
- цветные фишки для звукобуквенного анализа;
- дидактическое пособие «Домик».
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Игра «Слушай – повторяй». (Слайд 4)
Логопед просит детей послушать и повторить за ним ряды слогов:
Ап-ап-уп
Ип-ип-ап
Уп-уп-ип и др.
2. Развитие общей моторики. «Огород». (Слайд 5)
Огород у нас в порядке –
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород.
(действия по тексту),
В лунках маленьких не густо
Рассадили мы капусту
(«сажают»)
Лето все она толстела (показывают руками круг перед собой),
Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх),
А теперь ей тесно белой (руки в стороны),
Говорит – посторонись!!! (отталкивающие движения руками).
3. Развитие мелкой моторики. (Слайд 6)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (изображают апельсин – пальчики в кулаке),
Много нас, (руки согнуты в локтях, шевелят пальцами),
А он – один. (Пальцы сжаты в кулак, кроме указательного),
Эта долька – для ежа!
Эта долька – для чижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра!
А для волка кожура! (загибают пальцы в такт стиху),
Он сердит на нас – беда! (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Разбегайтесь кто куда… (пальцы растопырены). И.Демьянов.
4. Массаж лица. (Слайд 7)
По морям и океанам (от середины лба к вискам)
Буду плавать капитаном (вокруг круговых мышц глаз)
Буду волны покорять (по мышцам щек)
Чудный остров открывать (от середины подбородка к ушкам).
Сначала проводим поглаживание, затем волнообразные движения. В конце опять поглаживание.
5. Развитие мимики. (Слайд 8)
- Давайте разложим фрукты и овощи по корзинкам. В левую – горький лук, в правую – сладкую грушу, в левую – терпкий чеснок, в правую – кислое яблоко т.д. (дети передают эмоциональное состояние).
6. Развитие артикуляционной моторики.
- Окошко закрывается и открывается;
- Почесывание нижней и верхней губ зубами;
- Многократное произнесение звука П;
- Маляр.
7. Дыхательная гимнастика.
Игра на губной гармошке: поиграли – протяжно произнесли звук А;
Снова поиграли – произнесли звук У.
8. Тема занятия. (Слайд 9)
- Ребята, посмотрите на картинку! Послушайте, как пыхтит паровоз. П-П-П.
Повторите этот звук! (дети хором повторяют).
Сегодня мы познакомимся со звуком П.
9. Акустико-артикуляционный образ звука. (Слайд 10)
Произнесение звука П с наблюдением за артикуляцией в зеркало.
- Воздух не выходит свободно, а встречает преграду на своем пути – губы;
Звук П – согласный!
- А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук П. Горлышко не дрожит. Звук П – глухой.
Повторение характеристики звука П несколькими детьми. (звук П – согласный, глухой).
Обозначать звук П мы будем синей фишкой.
10. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай – не зевай».
Логопед произносит ряд звуков и слогов, дети хлопают, если слышат звук П.
11. Физминутка. (Слайд 11)
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
12. Закрепление звука в слогах. (Слайд 12-13)
Логопед произносит утрированно слоги АП, УП.
Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы. Логопед помогает.
13. Закрепление звука П в словах. Дидактическая игра «Домик». (картинки нужно поселить в последнее окошко – звук П в конце слова). (Слайд 14)
Определите место звука П в словах УКРОП, МИКРОСКОП, СУП и др.
14. Закрепление звука П в предложениях. (Слайд 15-16-17-18)
Составление предложений по картинкам со словами со звуком П:
Повар варит СУП.
У меня МИКРОСКОП.
В огороде растет УКРОП.
15. Закрепление звука П в тексте. (Слайд 19)
Повторение вслед за логопедом:
Уп-уп-уп – папа варит суп.
Ип-ип-ип - к нам пришел Филипп.
И др.
16. Домашнее задание. (Слайд 20)
Закрась части с буквой «П». Работа в тетрадях.
17. Итог занятия и оценка работы детей. (Слайд 21)
Логопед:
- с каким звуком мы сегодня познакомились?
- какой это звук ? почему он согласный? Глухой?
- фишкой какого цвета мы его будем обозначать?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте с ЧХЛ с использованием интерактивной доски «Сказочное путешествие»
В занятии отражаена взаимосвязь воспитателя, учителя-логопеда и родителей с использованием интерактивной доски....
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...
Презентация для занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольника с ЗПР на тему: «Цветы»
Презентация для занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольника с ЗПР на тему: «Цветы»Цель презентации: развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольника с З...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...
Конспект занятия по развитию фонетико - фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А", с приложением заданий для закрепления темы дома.
Целью занятия является - знакомство с гласным звуком "А", а так же, его характеристикой и артикуляцией....
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для фор...