Звук и буква М
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Согласный звук М (Мь), буква М. Закрепление знаний об изученных буквах и звуках (А,О,У)
Цели: обобщение и уточнение знаний о букве М и звуке М (Мь). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук. Выделение первого звука в словах. Закрепление образа изученных букв А, О, У и буквы М.
Ход занятия
Представление звука М
Звук заблудился
Мама купила .ороженное. Медведь ел .алину. У папы сломалась .ашина.
Какой звук я все время пропускала?
Мы сегодня будем говорить именно про звук М (Мь), букву М.
Кто внимательный?
Найдите одинаковый звук в словах: мох, март, муравей, мак.
М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает.
Если голос есть – мычанье.
Если нет – тогда … молчанье! (И. Лопухина)
Акустический и артикуляционный анализ звука
Давайте помычим: М-М-М. Контроль закрытых губ.
Можно этот звук тянуть? (Ответы детей.) А петь?
Что мешает при произнесении, то есть что создает препятствие? (Губы). Когда говорят звук М, то петь этот звук нельзя, при его произнесении струе воздуха мешают губы. Значит, звук М – согласный звук, его нельзя петь голосом, его можно тянуть.
Уточнение знаний о букве М, соотнесение образа буквы с предметами
Показывается стилизованная буква М
Через реку мостик
Был, да поломался.
По нему ты не пройдешь –
Он буквой М стоять остался.
Молоточек ты возьми
Да мосточек почини.
Покажите пальчиками букву М. теперь покажем «живую букву». (Два ребенка встают рядом и держатся за руки.)
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я -
Это мы, а между тем
Получилась буква…»
Выделение звука М из слов
Цель упражнения: развитие фонематического слуха, звукового анализа.
Работа с предметными картинками.
Чтение слогов
Упражнять в плавном слоговом чтении.
МА МО МУ АУ
АМ ОМ УМ УА
ФКМ. Мимоходом буква М (Вос-ль показывает букву, дети делают движения).
Помахала ручкой всем. (Движения по тексту).
Вот такая буква М – озорная буква М! (Хлопают вытянутыми руками над головой, за спиной.)
Подметала М-М-М, (Наклоняются вперед, руками делают плавные движения.)
Мыла с мылом М-М-М. (Энергично потирают ладошки.)
И мычала М-М-М.
И молчала…
Вот какая буква М, озорная буква М. (Имитируют танцевальные движения.)
(Е. Рыбак)
Доскажи словечко
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь - лесной … медведь.
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой … мыли.
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? …Мышка.
Любопытный Назовите слова, которые начинаются со звука М.
- Что ты любишь из еды?
- Куда ты любишь ходить?
- Какие профессии ты знаешь?
- Какие знаешь города?
- Какие знаешь ягоды?
Скажи наоборот
Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.
Война – мир. Ссориться – мириться. Быстро – медленно. Твердый – мягкий. Глупый – мудрый. Большой – маленький.
Игра «Угадайте недорисованный предмет, поделите его на слоги»
Цель упражнения: развитие зрительного восприятия, слогового анализа.
Угадайте недорисованные предметы, в названии которых есть звук М. Поделите слова на слоги, ответьте, в каком слоге находится звук М.
Итоги занятия
Игра «Читай по волнам».
Игровое задание «Вставьте букву»
Дополнительный материал
Доскажи фразу
Конь ржет, а корова…(мычит).
Собака лает, а кошка…(мяучит).
Луна светит, а звезды…(мерцают).
Я очень люблю вкусные, ароматные…(мандарины). Свежие продукты привезли в соседний…(магазин). Медведь любит…(мед и малину).
Узнайте сказку
Сказки просят: - А сейчас вы, друзья, узнайте нас!
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)
Скороговорка
мед в лесу медведь нашел,
мало меду, много пчел.
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
Пословицы и поговорки
Много снега – много хлеба,
Много воды – много травы.
Мало хотеть, надо уметь.
ФКМ Матрешки
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры ладушки, ладушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....