НОД «Зимушка-Зима»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
обобщение и дополнение представлений детей о времени года зима; закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе; формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года; совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память чувство эмпатии; воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Зимушка-Зима»
П/з: обобщение и дополнение представлений детей о времени года зима; закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе; формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года; совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память чувство эмпатии; воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.
Наглядные: картинки зимних месяцев; иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Оборудование: картинки зимних месяцев; иллюстрации с изображением зимующих птиц, бумажные снежинки по количеству детей.
Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.
Минутки вхождения в день( воспитатель приглашает детей в круг)
Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
- Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей
- Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.
(Нашли письмо.)
Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.
Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.
Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем (зима)
Воспитатель: Давайте, скорей прочитаем это письмо!
Письмо.
«Здравствуйте, ребята!
Захотелось мне проверить, нравится ли вам зимушка-зима.
Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».
Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в игры. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?
Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке).
3. Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».
Я мороза не боюсь, шагаем
С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши
Подойдет ко мне мороз, присели
Тронет руку, тронет нос показали руку, нос
Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши
Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.
Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!
Воспитатель: Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы!
Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:
- А, ну-ка, ребятки, отгадайте мои загадки.
Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица: белокоса, белолица.
Как махнула рукавом всё покрыло серебром.
Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?
Дети: Это зима.
Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?
Дети: Это зимние месяцы.
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?
Дети: Три месяца.
Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдёт
Наступает новый год!
Воспитатель: О каком месяце шла речь?
Дети: О месяце декабре.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.
(Картинка «Декабрь»)
Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длимые ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.
Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.
Загадка о январе.
Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд
Даже птице не летится, от мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?
Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?
Дети: О месяце январе
Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?
Дети: Январь – второй месяц зимы
Воспитатель: Объясните такие строчки
«Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз».
Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться
(Картинка «Январь»)
Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.
Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка
«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега
То бураны, то метели на деревья налетели
По ночам мороз силён, днём капели слышен звон
День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?
Дети: Это месяц февраль.
Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?
Дети: Это падает снег, снегопад.
Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?
Дети: В феврале бывают вьюги и метели.
(картинка «Февраль»)
Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать задания дальше?
Воспитатель: Ребята, а вот второе задание: расскажите, что вы обо мне знаете. Чтобы помочь вам я в письме подсказку отправила.
(Схема)
-Солнце (светит. Но не греет, оно прохладное).
- Небо (какое? серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое)
-Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).
- День короче, а ночь – длиннее. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.
- Птицы
- Животные
- Люди.
- Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).
- День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).
- Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).
- Сугробы (снежные, глубокие, высокие).
Воспитатель: Ну, молодцы, и с этим заданием мы справились.
Физкультминутка «Снеговики».
Воспитатель: Ну, что ж давайте прочитаем, что же ещё приготовила нам Зимушка-зима.
3. Зима: «Ребята, все вызнаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Помогите, мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом. Поможем! Только как нам это сделать, ведь мы с вами в группе?»
Воспитатель: Кажется, я придумала. Я знаю одну игру, хотите, научу в неё играть? (Да)
У нас есть снежинки. Сейчас, я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке-зиме. Только, давайте вспомним, как правильно нужно дуть? Вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем и дуем долго-долго. Молодцы вспомнили.
А, теперь, закрывайте, глаза, я вас превращу в ветерок.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Воспитатель: А ну-ка, чтобы снег вас не засыпал, подуйте скорей на него, ещё и ещё! Молодцы. У нас получилась метель.
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он подает из тучи.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Посмотрите, сколько ветер снега надул, а вот и снежинки залетели.
4. Зимушка - зима просит найти одинаковые, пока они не растаяли, скорей ищите. Дети ищут, но не находят.
Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)
6. Воспитатель: Зимушка – зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок»
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Опыт. Лед легче воды.
Спросить детей: что будет с кубиками льда, если их поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубики льда в стакан с водой. Лед плавает в воде, он легче воды, поэтому и не тонет.
«Лёд легче воды»
Опусти кусочек льда в стакан, до краёв наполненный водой. Лёд растает, но вода не перельётся через край.
Вывод: Вода, в которую превратился лёд, занимает меньше места, чем лёд, то есть она тяжелее.
Просмотр видео про снег.
7. Достаем ещё снежинку. Зима интересуется, знаете ли вы как следить за своим здоровьем в холодное время года
Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.
Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.
Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?
Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.
Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть! (Ответы детей.)
Воспитатель: А я знаю ещё способ, хотите, научу! Можно сделать самомассаж. Он поможет согреться и спасёт от простуды. Вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной:
Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простудных заболеваний:
Да-да-да - наступили холода (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да-да - превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)
Ду -ду-ду - я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды - на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)
Воспитатель: Ну, что согрелись? Садитесь на свои места.
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием мы с вами справились. Давайте. Почитаем, что там ещё в письме написано?
Письмо: «Спасибо, Вам, дорогие ребята, вы справились со всеми моими заданиями. Надеюсь, вам было интересно. Ну, что, ж вот вам в подарок сладкие гостинцы от зимушки – зимы.
Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята?
Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю. Что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.
Итог: Ребята вам понравились задания, которые приготовила вам
Зимушка-Зима? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему!
Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.
Рефлексия: Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было и интересно, я приглашаю вас и наших гостей закончить наше занятие самым зимним танцем – хороводом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...