Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе. Подготовка к обучению грамоте Ц-С
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие №
Тема: «Дифференциация звуков Ц-С»
Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи.
Задачи:
Обучающие:
-Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки Ц-С;
-Упражнять детей в определении заданного звука в начале, середине и в конце слова;
-Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Развивающие:
-Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
-Развитие лексико-грамматической стороны речи;
-Развивать внимание, воображение, слуховую, зрительную память; логическое мышление, делать умозаключения и выводы.
Воспитательные:
-Воспитывать навык самостоятельности, сотрудничества, инициативности, доброжелательности.
Оборудование: игрушки: ворон и филин (или иллюстрации), зеркала, фишки, раздаточные карточки (сливы, тыквы, канавы, забавы, буквы, совы, коровы, шкафы, шарфы, гольфы, жирафы, штрафы, телеграфы); крупа (фасоль, горох); изображение букв В и Ф, тетради, цветные карандаши .
Словарная работа: обогащение словаря: звуко-буквенный анализ слов, звук и буква, мягкий согласный, твердый согласный.
Ход занятия:
- Мотивационно-целевой этап
Посмотрите на первую картинку и выделите последний звук в слове: Палец, перец, огурец, кузнец, леденец. (Ц) Посмотрите на 2 картинку, какой последний звук во всех словах? Автобус, квас, пылесос, ананас, нос. (С)
Мы сегодня на занятии будем учиться не путать звуки С и Ц. Нам поможет цветик-семицветик. Если вы правильно выполните каждое задание, оторвете лепесток.
- Процессуальный этап
- Знакомство со звуком
- Работа с зеркалами: Ребята, давайте произнесем и охарактеризуем звуки С и Ц, чем они похожи и чем отличаются. Звук [С] – согласный (преграда - зубы, язык), может быть твёрдый или мягким. Язык не хочет пускать воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху.
Звук [Ц] - согласный (преграда – зубы, губы), всегда твёрдый. Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху.
(После выполнения задания дети отрывают 1-й лепесток)
2) Дифференциация звуков С – Ц на слух и в произношении:
Игра с мячом в кругу:
Давайте поиграем в игру «Добавь слог- СА или -ЦА»: сини-(ца), колба-(са), голо-(са), спи-(ца), лиси-(ца), небе-(са), сестри-(ца), поло- (са), грани-(ца), ко-(са), стили-(ца).
(После выполнения задания дети отрывают 2-й лепесток)
3)Фонетическое упражнение: (чтение чистоговорок с доски, часть слов заменена предметными картинками) А сейчас прочитайте скороговорки:
Ца-са-ца-са - это цапля и лиса
Со-цо-со-цо - это Сонино лицо
Сы-цы-сы-цы - это сыр и огурцы
(После выполнения задания дети отрывают 3-й лепесток)
4)Работа с буквами и фишками
С помощью букв выложите слог СЫ. Какая первая буква? Какая вторая? А теперь давайте выложим звуковую схему. Какой первый звук? Какой последний? Какой из них гласный, а какой согласный? Молодцы! Саша, как у тебя получилось? (Спросить еще избирательно несколько детей о том, что у них получилось и почему такой результат)
С помощью букв выложите слог ЦА. Какая первая буква? Какая вторая? А теперь давайте выложим звуковую схему. Какой первый звук? Какой последний? Какой из них гласный, а какой согласный? Молодцы! Маша, почему ты так решила? (Спросить еще избирательно несколько детей о том, что у них получилось и почему такой результат)
(После выполнения задания отрывают 4-й лепесток)
5) Упражнение в определении заданного звука в начале, середине и в конце слова.
Возьмите звуковые дорожки и определите позицию звуков Ц и С в словах: САБЛЯ, ЦАПЛЯ, ОГУРЕЦ, ОВЕС, КОРПУС, КАСКА, КРЫЛЬЦО, ЛИЦО, МАСЛО.
(После выполнения задания отрывают 5-й лепесток)
2.Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. (Присели.)
Немного отдохнём
И домой пешком пойдём
3.Знакомство с буквой
Давайте вспомним как выглядят буквы (Ц) и (С). На что похоже буквы? (На доску вывешивается изображение буквы, версии детей) Из чего состоит? Покажи свою букву разными способами
Мышка бублик притащила,
И уселась в уголок.
Буква С вдруг получилась,
Когда съела та кусок.
Вот два старых сапога
Кто-то поставил у очага
Присмотрелись у ним получше
Букву Ц теперь изучим.
Давайте выложим из палочек буквы.
(После выполнения задания дети отрывают 6-й лепесток)
Работа в тетрадях (На усмотрение воспитателя)
(После выполнения задания дети отрывают 7-й лепесток и загадывают желание)
III. Рефлексивно-оценочный этап
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Ребята, вам понравилось занятие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?
Л.П.Куркова, стр. 82
Как дополнение к занятию можно:
Выучить потешки, отработав произношение звуков [С], [С], [Ц].
Кошечки-сестрицы
Славные девицы
Ноты открывают,
Песни распевают.
Сказке конец,
Кто слушал — молодец.
И надо бы молодцу
С огорода по огурцу.
Да покуда сказку слушали,
Огурцы в огороде зайцы скушали.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц] и [С].
(по Г.Скребицкому)
КАК КУРИЦА СПАСЛА ЦЫПЛЁНКА
(иллюстрация 10)
Было у курицы одиннадцать цыплят, десять спокойных, покладистых, а одиннадцатый постоянно доставлял курице неприятности своими фокусами. Один раз этот цыплёнок пустился в путешествие. Тут-то и достался бы он лисе, если бы курица не вступилась за него. Курица бросилась на лису, стала бить её клювом. И лиса отстала. Так курица спасла своего цыплёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе: «Подготовка к обучению грамоте».
Закрепление звука и и буквы И...
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе. Вид ОД «Обучение грамоте».
Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей группе по книге: "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова....
Конспект Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию подготовка к обучению грамоте знакомство со звуком и буквой «А» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Формировать у детей понятие «звук», гласный звук, буква...
Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе. Подготовка к обучению грамоте В-Ф
Методическая разработка...
Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе. Подготовка к обучению грамоте З-Ж
Методическая разработка...
Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе. Подготовка к обучению грамоте С-З
Методическая разработка...
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе Вид ОД: «Обучение грамоте»
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группеВид ОД: «Обучение грамоте»Литература: Журова№ занятияСодержаниеДата1Ознакомление со звучащим слово...