Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе. Подготовка к обучению грамоте Ц-С
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Волегжанина Алёна Геннадьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ts-s.docx629.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №

Тема: «Дифференциация звуков Ц-С»

Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи.

Задачи:

Обучающие:

-Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки Ц-С;

-Упражнять детей в определении заданного звука в начале, середине и в конце слова;

-Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Развивающие:

-Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

-Развитие лексико-грамматической стороны речи;

-Развивать внимание, воображение, слуховую, зрительную память; логическое мышление, делать умозаключения и выводы.

Воспитательные:

-Воспитывать навык самостоятельности, сотрудничества, инициативности, доброжелательности. 

Оборудование: игрушки: ворон и филин (или иллюстрации), зеркала, фишки, раздаточные карточки (сливы, тыквы, канавы, забавы, буквы, совы, коровы, шкафы, шарфы, гольфы, жирафы, штрафы, телеграфы); крупа (фасоль, горох); изображение букв В и Ф, тетради, цветные карандаши .

Словарная работа: обогащение словаря: звуко-буквенный анализ слов, звук и буква, мягкий согласный, твердый согласный.

Ход занятия:

  1. Мотивационно-целевой этап

Посмотрите на первую картинку и выделите последний звук в слове: Палец, перец, огурец, кузнец, леденец. (Ц) Посмотрите на 2 картинку, какой последний звук во всех словах? Автобус, квас, пылесос, ананас, нос. (С)

Мы сегодня на занятии будем учиться не путать звуки С и Ц. Нам поможет цветик-семицветик.  Если вы правильно выполните каждое задание, оторвете лепесток.

  1. Процессуальный этап
  1. Знакомство со звуком
  1. Работа с зеркалами: Ребята, давайте произнесем и охарактеризуем звуки С и Ц, чем они похожи и чем отличаются. Звук [С] – согласный (преграда - зубы, язык), может быть твёрдый или мягким. Язык не хочет пускать воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху.

   Virtual Screen Isolated — стоковое фотоКартинки перец сладкий, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения перец  сладкий | Depositphotos®Обои Один огурец крупным планом, на белом фоне 1125x2436 iPhone 11 Pro/XS/X  ИзображениеКузнец кует шпагу иллюстрация вектора. иллюстрации насчитывающей шпагу -  31220982Пылесос — стоковое фото

 

         Разноцветный леденец на белом фоне | Премиум ФотоШкольный автобус на белом фоне | Премиум векторыФотография на тему Стакан кваса с пшеницей, изолированные на белом фоне |  PressFotoᐈ Ананас на белом фоне фотографии, рисунки ананас | скачать на  Depositphotos®ᐈ Мультяшный нос вектор, векторные картинки нос | скачать на Depositphotos®

   Звук [Ц] - согласный (преграда – зубы, губы), всегда твёрдый. Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху.

(После выполнения задания дети отрывают 1-й лепесток)

2) Дифференциация звуков С – Ц на слух и в произношении:

Игра с мячом в кругу:

 Давайте поиграем в игру «Добавь слог- СА или -ЦА»: сини-(ца), колба-(са), голо-(са), спи-(ца), лиси-(ца), небе-(са), сестри-(ца), поло- (са), грани-(ца), ко-(са), стили-(ца).

 (После выполнения задания дети отрывают 2-й лепесток)

3)Фонетическое упражнение: (чтение чистоговорок с доски, часть слов заменена предметными картинками)  А сейчас прочитайте скороговорки:

Ца-са-ца-са - это цапля и лиса

Со-цо-со-цо - это Сонино лицо

Сы-цы-сы-цы - это сыр и огурцы

(После выполнения задания дети отрывают 3-й лепесток)

4)Работа с буквами и фишками

С помощью букв выложите слог СЫ. Какая первая буква? Какая вторая? А теперь давайте выложим звуковую схему. Какой первый звук? Какой последний? Какой из них гласный, а какой согласный? Молодцы! Саша, как у тебя получилось? (Спросить еще избирательно несколько детей о том, что у них получилось и почему такой результат)

С помощью букв выложите слог ЦА. Какая первая буква? Какая вторая? А теперь давайте выложим звуковую схему. Какой первый звук? Какой последний? Какой из них гласный, а какой согласный? Молодцы! Маша, почему ты так решила? (Спросить еще избирательно несколько детей о том, что у них получилось и почему такой результат)

 (После выполнения задания отрывают 4-й лепесток)

5) Упражнение в определении заданного звука в начале, середине и в конце слова.

Возьмите звуковые дорожки и определите позицию звуков Ц и С в словах: САБЛЯ, ЦАПЛЯ, ОГУРЕЦ, ОВЕС, КОРПУС, КАСКА, КРЫЛЬЦО, ЛИЦО, МАСЛО.

(После выполнения задания отрывают 5-й лепесток)

2.Физкультминутка 

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. (Присели.)
Немного отдохнём
И домой пешком пойдём

3.Знакомство с буквой

Давайте вспомним как выглядят буквы (Ц) и (С). На что похоже буквы? (На доску вывешивается изображение буквы, версии детей) Из чего состоит? Покажи свою букву разными способамиБуква С - распечатать в формате А4 - Скачать и распечатать на А4

Мышка бублик притащила,

И уселась в уголок.Купить деревянные бусины буквы Ц в Казани

Буква С вдруг получилась,

Когда съела та кусок. 

Вот два старых сапога

Кто-то поставил у  очага

Присмотрелись у ним получше

Букву Ц теперь изучим.

Давайте выложим из палочек буквы. 

(После выполнения задания дети отрывают 6-й лепесток)

Работа в тетрадях (На усмотрение воспитателя)

E:\i (5).jpg

(После выполнения задания дети отрывают 7-й лепесток и загадывают желание)

III. Рефлексивно-оценочный этап

- Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Ребята, вам понравилось занятие?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что было самым трудным?

Л.П.Куркова, стр. 82

ЛегоЗА! : буква Ш - работаем я Лего и Азбукой

Как дополнение к занятию можно:

Выучить потешки, отработав произношение звуков [С], [С], [Ц].

Кошечки-сестрицы

Славные девицы

Ноты открывают,

Песни распевают.

Сказке конец,

Кто слушал — молодец.

И надо бы молодцу

С огорода по огурцу.

Да покуда сказку слушали,

Огурцы в огороде зайцы скушали.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц] и [С].

(по Г.Скребицкому)

КАК КУРИЦА СПАСЛА ЦЫПЛЁНКА

(иллюстрация 10)

Было у курицы одиннадцать цыплят, десять спокойных, покладистых, а одиннадцатый постоянно доставлял курице неприятности своими фокусами. Один раз этот цыплёнок пустился в путешествие. Тут-то и достался бы он лисе, если бы курица не вступилась за него. Курица бросилась на лису, стала бить её клювом. И лиса отстала. Так курица спасла своего цыплёнка.

http://player.myshared.ru/19/1238728/slides/slide_8.jpg

E:\5_de1f2529eeae7fe476a1957f86390408_1387722824.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе. Вид ОД «Обучение грамоте».

Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей группе по книге: "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова....

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе Вид ОД: «Обучение грамоте»

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группеВид ОД: «Обучение грамоте»Литература:  Журова№ занятияСодержаниеДата1Ознакомление со звучащим слово...