Конспект по обучение грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

СтавцеваРузиляАсфановна

Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема: «Звук [в-в,] и буква В»

Цель: уточнение артикуляции звуков  [в-в,].

Задачи: учить детей вслушиваться и различать неречевые звуки;

учить  детей четко произносить звуки [В], [В'];

дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить ребенка с предлогами в, у, составление предложений с этими предлогами;

учить выполнять графические упражнения;

Ход занятия:

1.  Организационный момент.

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

2.  Артикуляционная сказка: «У Бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости               (дети надули щеки).

С ними худые - лишь кожа да кости           (втянули щеки, не открывая рта).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись      (широкая  улыбка).

Поцеловать они всех потянулись               (имитация поцелуя).

Утром проснулись - в улыбочку губы        (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами).

 3. Знакомство со звуком  [В-В,]

Слайд 1.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите и назовите картинки на слайде: ванна, воробей, вата, ворона. Какой первый звук слышится во всех этих словах?

Ответы детей: звук [В]

(Воспитатель показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [В]):

- нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

- верхние зубы слегка видны;

- горло «работает».

Слайд 2.

Символ звука: воет сильный ветер: ввввв...

Характеристика звука: звук согласный (губы и зубы создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий цвет.

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

утро — ...(вечер); осень — ...(весна)

Воспитатель:  В словах весна, вечер – какой звук слышится в начале слова?

Ответы детей: звук Вь.

Воспитатель:  Посмотрите в зеркало и произнесите звук  Вь. 

- Нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

- верхние зубы слегка видны  вь-вь-вь…

Слайд 3.

- Символ звука Вь: вентилятор: вь-вь-вь…

Воспитатель:  Ребята, нам нужно дать характеристику звукам - В- Вь.

- Давайте проверим они гласные или согласные? Если губы и зубы создают преграду воздуху, значит они какие?

Ответы детей: согласные.

Воспитатель:  Они звонкие или глухие?   Приложите ладошку к горлу и произнесите звук В.

 - Поет или спит ваше горлышко?

Ответы детей:  поёт.

Воспитатель: Закройте руками уши и произнесите звук В - Вь. Звенит? Да! Значить они какие?

Ответы детей:  звонкие.

Воспитатель: Правильно, звуки В-Вь звонкие, потому  что звенят в ушах и горлышко наше поёт.

4. Фонетическое упражнение.

Волк воет громко: ВВВВВ..., волк воет тихо: ввввв... (изменение силы голоса).

5. Дифференциация звуков [В] — [В']. 

Воспитатель: «Хлопни в ладошки, если услышишь звук В- Вь.

в, п, т, м, в, д...; ва, ма, вы... вь, мь, вя, мя, ви...; Витя, Митя, Вера.

Воспитатель:  Ребята, загибаем пальчики, если услышите звук [В] в словах:

 (Ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка)

- Сколько пальчиков загнули?

Ответы детей: три

6. Слоговой ряд.

Воспитатель: Повторяйте за мной слоги:

Ва – во – ву - вы; вма - вмо; вга – вгу - вго; вда – вдо – вду - вды; авда – авдо – авду - авды...

7. «Загадки»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки, назовите первый звук в отгадках и разделите слова - отгадки на слоги:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (Ва реж ки)

 Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Вер блюд)

Без рук, без ног,

А ворота отворяет. (Ве тер)

8.Звуковой анализ слова…….

9.Составьте предложение с одним из этих слов……

9. Работа с картинками. 

Слайд 4.

Воспитатель: Ребята, из ряда картинок надо выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [В-В,]  (сова, одуванчик, варежки, ворона, вишня, веник).

10. Игра «Замени звук»

Воспитатель: Ребята, послушайте задание: заменить первый звук в словах на звук [В].

     Газы — вазы, полк — ..., дата — ..., грач — ...,

пышка — ..., , голос — ...,  корона — ...

11. Учим чистоговорки 

Ва-ва-ва — выросла трава.

Ву-ву-ву — соберу траву.

Вы-вы-вы — нет травы.

12. Знакомство с предлогами в, у.

Воспитатель:  Ребята, я хочу вас познакомить с маленькими словами (предлогами). 

(объяснения и выполнения конкретных инструкций)

- Поставь стул у стола.  (Где стоит стул?)

- Положи книгу в сумку. Что ты сделал? Где лежит книга?

Волк живет ... лесу.

Стул стоит ... стола, (в, у);

  • Выделения предлога детьми из предложения:

Машина стоит у дома.

Конфеты продают в магазине.

(Составление детьми предложений с предлогами у, в)

13. Знакомство с буквой В   («заселение в домик»)

 Звуки  В и В обозначается буквой В. Ребята, на что похожа буква В?  Из скольких и каких  элементов она состоит?  Звук В может быть твёрдым. Он обозначается синим цветом. Так же, он может быть и мягким. Такой звук обозначаем зелёным цветом.

16. Закрепление полученных знаний на занятии.

Печатание буквы,; штриховка и т.д.

Итог:  О каких звуках говорили сегодня на занятии?

 Дайте характеристику этим звукам.

С какой буквой познакомились?

Какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

конспект НОД обучение грамоте "Космическое путешествие"

Итоговое занятие по обучению грамоте подготовительная группа.Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов.Закрепить представление о том, что речь состоит из предложений....

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект по обучению грамоте

По программе  "Детство"...

конспект НОД Обучение грамоте

Обучение грамоте "Забавные буквы"...