НОД. «Звук и буква «Б».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД. по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему : «Звук и буква «Б».
Цели:
- Познакомить детей со звуком и буквой «Б», научить давать характеристику;
- Познакомить детей с графическим образом буквы;
- Формировать навык слитного чтения;
- Готовить руку к письму, формировать графические навыки;
- Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
- Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;
- Закрепить произношение согласных звуков;
-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;
Оборудование: картинки с дикими животными; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); карандаши, рабочие тетради.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
Сейчас у нас будет интересное занятие: мы познакомимся с новой буквой и звуком. Для начала я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.. (Буратино)
- Ребята, какой звук первый в слове «Буратино» ?
Дети отвечают.
- Правильно, звук «Б».
Буратино принес нам загадки…
Послушайте внимательно загадки и определите, какой звук часто встречается в отгадках (демонстрация отгадок на слайде)
Кто в лесу тоннели роет,
Из ветвей платины строит,
Зубы - точно топоры.
Это трудятся…(Бобры)
- Ребята, давайте посчитаем сколько слогов в слове «бобры».
В ярком платье модница-
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится - отдыхает.
(Бабочка)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я тебя одна не съем,
Разделю ребятам всем.
(Бублик)
Огурцы они как будто
Только связками растут
И на завтрак обезьянам эти фрукты подают (Бананы)
Дети определяют, что первый звук в этих словах Б. (правильно). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.
2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.
-Давайте вместе произнесем звук «Б».
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук «Б» звонкий.
- Звук «Б» - согласный, твердый, звонкий.
3. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука «Б» в слогах.
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.
Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу….
4. Произнесение звука «Б» в словах.
Посмотрите на экран. Перед вами картинки (демонстрация слайдов) Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» (баран, мак, барабан, собака, пила, кабан, гриб, арбуз, кот).
ФИЗМИНУТКА
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать –
Надо на носочки встать!
5. Произношение звука «Б» в связной речи.
- Повторяйте за мной чистоговорки.
Ба – ба - ба – на избе была труба.
Бу – бу – бу - побелили мы трубу.
6. Обучение элементам грамоты.
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».(демонстрация на слайде) Из каких элементов состоит буква Б (из длинной и короткой палочки, полукруга).
Был когда-то полукруг,
К палочке пришел он вдруг.
Справа встал, остановился,
Сверху крышкою накрылся.
- Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
- Нарисуем в воздухе карандашом букву «Б».
- Попробуем нарисовать ее глазами.
1. Зрительная гимнастика.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напишем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.
7. Слитное чтение слогов с буквой «Б».
- Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на экран, перед вами слоги. Приготовились читать (демонстрация слайдов)
8. Дифференциация в словах, предложении.
8.1. Звуковой анализ слова БЫК - запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )
- Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.
- Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
9. Итог занятия.
- С каким звуком мы познакомились? (Со звуком «Б»)
- Что вы можете рассказать о букве «Б»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....