Персрективное планирование в старшей группе ОО "Обучение грамоте"
материал по обучению грамоте (старшая группа)
Основные задачи по обучению грамоте детей 5-6 лет:
Основой для планирования ООД по обучению грамоте у нас служит пособие Н.В.. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» парциальная программа.
Целью данной Программы является обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.
Одной из важнейших здач Программы является профилактика нарушений письменной речи у детей в дальнейшем при обучении в начальной школе. Задачей прграммы можно считать овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности, дает возможность сформировать у детей все психоческие процессы
Ктроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативыи формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
Содержательные цели и задачи по этому направлению для детей старшей группы:
- формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы;
- ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К,Б, Д, Г, Ф, В, Х;
- формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв, нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв;
- формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_pespektivnoe_planirovanie.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные задачи по обучению грамоте детей 5-6 лет:
Основой для планирования ООД по обучению грамоте у нас служит пособие Н.В.. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» парциальная программа.
Целью данной Программы является обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.
Одной из важнейших здач Программы является профилактика нарушений письменной речи у детей в дальнейшем при обучении в начальной школе. Задачей прграммы можно считать овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности, дает возможность сформировать у детей все психоческие процессы
Ктроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативыи формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
Содержательные цели и задачи по этому направлению для детей старшей группы:
- формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы;
- ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К,Б, Д, Г, Ф, В, Х;
- формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв, нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв;
- формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.
Перспективно-тематический план ООД
«Обучение грамоте»
№ недели | Программные задачи, тема. | Источник методической литературы |
Сентябрь | ||
1 | Адаптация | |
2 | Адаптация | |
3 | Звук [а] и буква А. Ознакомление с артикуляцией звука (а), формирование умения узнавать звук (а) в ряду гласных звуков, ударный начальный звук (а), в словах. Знакомство с буквой А. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.36, занятие №1 |
4 | Звук (у) и буква У. Ознакомление с артикуляцией звука (у), формирование умения узнавать звук (а) в ряду гласных звуков, ударный начальный звук (у), в словах. Знакомство с буквой У. Составление и чтение слияний АУ, УА. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.40, занятие №2 |
Октябрь | ||
1 | Повторение и закрепление пройденного. Формирование умения различать звуки (а), (у) вряду звуков, слияний глассных, в начале слов. Закрепление знания букв А, У. Закрепление навыка узнавания букв А,У в словах. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.44, занятие №3 |
2 | Звук (о) и буква О. Ознакомление с артикуляцией звука (о), формирование умения узнавать звук (о) в ряду гласных звуков, ударный начальный звук (о), в словах. Знакомство с буквой О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.46, занятие №4 |
3 | Звук (и) и буква И. Ознакомление с артикуляцией звука (и), формирование умения узнавать звук (и) в ряду гласных звуков, ударный начальный звук (и), в словах. Знакомство с буквой И. Формирование умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ,ИО,ОИ. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.50, занятие №5 |
4 | Звук (т) и буква Т. Ознакомление с артикуляцией звука (т). Формирование навыка выделения конечного и начального звука (т) из слов.Формирование умения подбирать слова, заканчивающихся звуком (т). Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука (т). Формирование умения делить двусложные слова (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Т. Чтение двусложных слов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах. Ознакомление с правилом «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы». | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.54, занятие №6 |
5 | Повторение и закрепление пройденного. Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Формирование умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы». | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.58, занятие №7 |
Ноябрь | ||
1 | Звук (п) и буква П. Ознакомление с артикуляцией звука (п). Формирование навыка выделения конечного и начального звука (п) из слов.Формирование умения подбирать слова, заканчивающихся звуком (п). Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука (п). Формирование умения делить двусложные слова (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в словах. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.61, занятие №8 |
2 | Повторение и закрепление пройденного.Закрепление знания пройденных букв и умение читать слоги и слова с ними. Формирование навыков звукового анализа и синтеза открытых и закрытых слогов. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.65, занятие №9 |
3 | Звук (н) и буква Н. Ознакомление с артикуляцией звука (н). Формирование навыка выделения конечного и начального звука (н) из слов.Формирование умения подбирать слова, заканчивающихся звуком (н). Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука (н). Формирование умения делить двусложные слова (Нина, Ната) на слоги. Знакомство с буквой Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н. Чтение двусложных слов с буквой Н. Узнавание буквы Н в словах. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.67, занятие №10 |
4 | Звук (м) и буква М. Ознакомление с артикуляцией звука (м). Формирование навыка выделения конечного и начального звука (м) из слов.Формирование умения подбирать слова, заканчивающихся звуком (м). Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука (м). Формирование умения делить двусложные слова (мама) на слоги. Знакомство с буквой М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в словах. Формирование понятия о предложении. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.72, занятие №11 |
Декабрь | ||
1 | Повторение и закрепление пройденного.Различие звуков (н) – (м) в ряду звуков, слов, слогов. Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.76, занятие №12 |
2 | Звук (к) и буква К. Ознакомление с артикуляцией звука (к). Формирование навыка выделения конечного и начального звука (к) из слов.Формирование умения подбирать слова, заканчивающихся звуком (к). Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука (к). Формирование умения делить двусложные слова (маки, мука,кати) на слоги. Знакомство с буквой К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Чтение двусложных слов с буквой К. Узнавание буквы К в словах. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.79, занятие №13 |
3 | Повторение и закрепление пройденного. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Формирование умения определять место заданного звука в слове. Совершенствование умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.83, занятие №14 |
4 | Повторение и закрепление пройденного. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков.Совершенствование умения определять место заданного звука в слове. Формирование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование умения различать правильно и неправильно написанные буквы.Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.87, занятие №15 |
5 | Каникулы | |
1-2 | Январь Каникулы | |
3 | Повторение и закрепление пройденного. Совершенствование навыка выделения начальных и конечных звуков из слов. Закрепление знания пройденных букв, умения читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.91, занятие №16 |
4 | Звуки (б), (б’) и буква Б. Ознакомление с артикуляцией звуков (б) и (б’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (б) и (б’). Подбор слов начинающихся со звуков (б) и (б’). Звуковой анализ слогов со звуками б) и (б’). Буква Б. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Б. Узнавание буквы Б в словах. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.95, занятие №1 |
5 | Повторение и закрепление пройденного. Упражнения в различении звуков (б) – (п). Узнавание буквы Б в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Составление слов из данных звуков. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.100, занятие №2 |
Февраль | ||
1 | Звуки (д), (д’) и буква Д. Ознакомление с артикуляцией звуков (д) и (д’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (д) и (д’). Подбор слов начинающихся со звуков (д) и (д’). Звуковой анализ слогов со звуками (д) и (д’). Буква Д. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.103, занятие №3 |
2 | Повторение и закрепление пройденного. Упражнение в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений с пройденными буквами. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.108, занятие №4 |
3 | Звуки (г), (г’) и буква Г. Ознакомление с артикуляцией звуков (г) и (г’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (г) и (г’). Подбор слов начинающихся со звуков (г) и (г’). Звуковой анализ слогов со звуками (г) и (г’). Буква Г. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Г. Узнавание буквы Г в словах.Формирование понятия о предложении. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.111, занятие №5 |
4 | Повторение и закрепление пройденного. Упражнения в различении звуков (г) – (г’). Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Упражнение в звуковом анализе слогов со звуком (г). | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.116, занятие №6 |
Март | ||
1 | Повторение и закрепление пройденного. Упражнения в различии звуков (к) – (г), (к’) – (г’) в словах. Упражнения в составлении и чтении слов с пройденными буквами. Упражнение в подборе данных звуковых схем к словам. Упражнение в чтении предложений с пройденными буквами. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.119, занятие №7 |
2 | Звуки (ф), (ф’) и буква Ф. Ознакомление с артикуляцией звуков (ф) и (ф’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (ф) и (ф’). Подбор слов начинающихся со звуков (ф) и (ф’). Звуковой анализ слогов со звуками (ф) и (ф’). Буква Ф. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах.Формирование понятия о предложении. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.122, занятие №8 |
3 | Звуки (в), (в’) и буква В. Ознакомление с артикуляцией звуков (в) и (в’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (в) и (в’). Подбор слов начинающихся со звуков (в) и (в’). Звуковой анализ слогов со звуками (в) и (в’). Буква В. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.127, занятие №9 |
4 | Повторение и закрепление пройденного. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения. Упражнение в определении места звуков (в) – (в’) в словах. Упражнение в различении звуков (в) и (ф).Формирование навыка решения кроссворда. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.132, занятие №10 |
Апрель | ||
1 | Звуки (х), (х’) и буква Х. . Ознакомление с артикуляцией звуков (х) и (х’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (х) и (х’). Подбор слов начинающихся со звуков (х) и (х’). Звуковой анализ слогов со звуками (х) и (х’). Буква Х. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Х. Узнавание буквы Х в словах. | Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.137, занятие №11 |
2 | Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях. | тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1, №2 |
3 | Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях. | тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1,№2 |
4 | Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях. | тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1,№2 |
5 | Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях. | тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1, №2 |
МАЙ | ||
1 | Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях. Педагогическая диагностика знаний и умений детей. | тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1,№2 |
2 | Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях. Педагогическая диагностика знаний и умений детей. | тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1, №2 |
3 | Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях. Педагогическая диагностика знаний и умений детей. | тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1, №2 |
4 | Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях. Педагогическая диагностика знаний и умений детей. | тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1, №2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по бучению грамоте в старшей группе Праздник Грамоты
Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласны» звуки и буквы, умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух тверд...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"
Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...
Конспект итогового занятия в старшей группе по грамоте Тема: «Спасём страну Феи Грамоты от злого Звукоеда»
Итоговое занятие в старшей группе...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Перспективное планирование в старшей группе Обучение грамоте
Обучение грамоте...
Перспективное планирование в старшей группе по обучению грамоте
Перспективный план по образовательной области«Речевое развитие»(Подготовка к обучению грамоте)Старшая группа...
Перспективное планирование в старшей группе по обучению грамоте
В помощь воспитателям старшей группы предлагаю перспективный план работы на год по речевому развитию, раздел Обучение грамоте. В ра...