Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Данная НОД позволяет:
познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;
закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;
развивать навык буквенного анализа слов;
развивать навык составления слов в кассах букв;
развивать умение отвечать на вопросы по прослушанному тексту и т.д
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
2018 г.
Цель: Знакомство с буквой Ё.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;
- закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;
- развивать навык буквенного анализа слов;
- развивать навык составления слов в кассах букв;
- развивать умение отвечать на вопросы по прослушанному тексту;
Корекционно-развивающие:
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать фонематический слух;
- развивать мелкую и общую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально;
- воспитывать умение слушать педагога;
- воспитывать умение действовать по инструкции педагога.
Оборудование: предметные картинки: еж, морской еж, изображение букв Е, Ё, доска, мел, магнитный мольберт,подносы с символами для звукового анализа, демонстрационный материал для звукового анализа, кассы букв, демонстрационная касса, тетради, цветные карандаши, шариковые ручки.
Предварительная работа: работа с кассами букв, индивидуальная работа по формированию навыков звуко-буквенного анализа, навыка послогового чтения.
Ход:
Вводная часть:
Организационный момент:
- Доброе утро. Сядет тот, кто назовет, что может быть зеленым? Отвечайте двумя словами. Дети называют слова, садятся.
Основная часть:
- Знакомство с буквой Ё.
- Скажите пожалуйста, с какой буквой мы познакомились в понедельник?
- Мы говорили, что у буквы Е есть сестра буква Ё.
- Кто запомнил стихотворение о буквах Е и Ё? Прочтите.
- Сегодня мы будем работать с буквой Ё.
2. Отгадайте какую картинку нарисовал художник, название этой картинки начинается с буквы Ё. Ответы детей.
- Верно, это ёж, этот лесной еж. А еще есть еж морской. (картинка). Эти ежи будут гостями на нашем занятии.
3. Посмотрите на картинки и послушайте стихотворение:
Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты ёж, братец ёж,
Как без моря ты живешь?
Ёж живет в глуши лесной,
Елка дом его родной…
- Послушайте стихотворение еще раз и хлопните в ладоши, если услышите слово с буквой Ё.
- Какие слова вы услышали?
- Скажите, куда падает ударение в этих словах? (на Ё)
- Буква Ё гласная.
4. Буква Ё имеет несколько секретов.
Выставляется буква Ё. Первый секрет: Ё – всегда ударная, т.е. если в слове есть буква Ё, то ударение всегда будет на эту букву.
- Послушайте сказку «Почему Ё всегда ударная».
Выставляется картинка.
Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две шишки –ой, нет – две точки.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Ё стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Ё упало две шишки, от которых на голове у Ё образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву– букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
5. Произнесите букву Ё. Какие 2 звука вы слышите. Второй секрет: в букве Ё живут 2 звука «ЙЭ». Итак, буква одна, а звуков 2.
6. Работа над звуковым анализом: слова ЁЖ:
- Подвиньте подносы и составьте схему слова ёж, ёжик (Полина, Маша).
Дети работают за столами, первый, кто правильно составил схему слова выходит к доске.
Проверка правильности выполнения.
Ответы на вопросы: Какой первый звук? Какай последний? Сколько всего звуков в слове? Сколько слогов? Какое правило вы знаете? (В слове столько слогов сколько гласных звуков) и т.д .
Физминутка:
- Встаньте к боковым сторонам стола.
Сейчас я дам вам задание, дослушайте его до конца и по команде «Выполняйте» выполните движения:
- Один раз повернуться вокруг себя, два раза присесть и три раза подпрыгнуть;
- Два раза подпрыгнуть, два раза наклонить голову вперед и три раза поднять руки вверх. Достаточно, возвращайтесь на свои места.
7. Работа в кассах: Составьте слово ЁЖ на второй полоске снизу. Какие буквы вы будете использовать? (маленькие). Почему? Когда используем большие?
Работа у доски.
Выходит, тот, кто составил первым. Остальные проверяют.
- Ответьте на вопрос: Сколько звуков в слове ЁЖ? Сколько букв? Верно. Звуков три, а букв 2.
- Составьте еще одно слово: НОС
- Теперь мы станем волшебниками и превратим слово «НОС» в слово «НЁС». Что вы для этого сделаете? (ВОЗ-ВЁЗ, ВОЛ-ВЕЛ).
- Вот и еще один секрет буквы Ё, она делает звук, стоящий перед ней мягким. Закройте кассы.
8. - Положите тетради перед собой. Найдите страницу 23. Посмотрите как обозначена буква Ё на поляне, возьмите карандаш зеленого цвета, обведите букву Ё, возьмите карандаш красного цвета раскрасьте букву Ё полностью. Еще раз напомню: в Ё живут сразу 2 звука: ЙО. Й – согласный, мягкий, О – гласный.
- Выполним второе задание: соедините буквы с картинками.
- Посмотрите на буквы. Ё. Большая и маленькая.
- Из скольких элементов состоит буква Ё: 4 палочки, одна вертикальная -стоячая, три горизонтальные- лежачие. Одна длинная и 3 коротких. Обратите внимание, как правильно ставить точки над Ё. Приложили ручку, слегка задержали и убрали.
- Напечатайте одну букву, я проверю. Теперь продолжите до конца строки. Маленькую букву ё вы напечатаете вечером с воспитателем. Закройте тетради.
Заключительная часть:
- С какой буквой мы работали сегодня на занятии. Скажите согласная или гласная буква Ё?
- Почему говорят, что Ё с секретами? В Ё живут два звука. Ё всегда ударная. Ё делает звук, стоящий перед ней мягким. Назовите несколько слов с Ё? (ёж, ёрш, ёлка). Спасибо. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"
Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....
Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа.
Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа....
Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения у детей 6-7 лет с ОНР на тему "Лиза и Мурзик. Дифференциация звуков [З] - [Зь]. "
Конспект занятия по обучению грамоте у детей подготовительной к школе логопедической группы....
Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи: «Звуки [Х],[Х\'] и буква Х».
Презентация для занятия по овладению элементарными навыками письма и чтения (звуковой анализ слов) для старших дошкольников....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений и ЛЕГО-конструированию в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Путешествия на острова «Знаний»
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO - конструирования для детей 6-7 лет...
Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения у детей 6-7 лет с ОНР
Тема занятия: "Дифференциация звуков [З] - [Зь]"...