Родителям о звуках и буквах
проект по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей детей дошкольного возраста
"Родителям о звуках и буквах"
Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные звуки, из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова), тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом. Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребёнок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками и желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко-буквенного анализа слова, придумывая слова на определённый звук, называя первый и последний звуки в слове, делают попытки что-то писать.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! И как скучно делать «Работу над ошибками»!
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники не только учатся выделять, воспроизводить и различать звуки речи, но и намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
При проведении занятий формированию фонематического слуха и обучению детей грамоте в домашних условиях родителям необходимо знать:
1. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.
2. Звуки бывают гласные и согласные.
3. Гласные можно петь, воздух не встречает на своем пути преград. Это звуки: А, О, У, И, Ы, Э, обозначаются красным цветом.
4. Согласные не поются, воздух встречает на своем пути преграду в виде губ, зубов, неба или языка.
5. Согласные звуки делятся на мягкие и твердые (например М – твердый и МЬ – мягкий). Перед буквами И, Я, Ю, Е, Ё и мягкий знак «Ь» твердые согласные всегда мягкие.
6. Всегда твердые согласные Ш, Ж, Ц. Всегда мягкие Щ, Ч, Й.
7. Согласные твердые обозначаются синим цветом, а согласные мягкие – зеленым.
8.Согласные звуки делятся на звонкие и глухие (проверяем: тыльную сторону руки прикладываем к горлышку, произносим согласный звук, если горлышко звенит, значит звук звонкий, если горлышко спит, то звук глухой).
9. Начинать занятия следует со знакомства со звуком, рекомендуются следующие задания:
- Уточнить правильное произношение, предлагаем ребенку называть картинки с данным звуком. Определить место звука в слове (в начале, середине или в конце).
- Выложить или нарисовать схему слова, ребенок должен дать точную характеристику каждому звуку (см. информацию ниже).
10. Затем обозначаем звук буквой, рекомендуются следующие задания:
- Печатать букву в тетради;
- Выложить букву из палочек;
- Нарисовать недостающие элементы букв;
- Угадать какая буква нарисована на спине и др.
11. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, попрыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивысшей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел.
12. Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме (в заданиях приведены примеры дидактических игр). Хвалите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений.
13. Все согласные буквы называйте как звуки. Например, не «пэ» или «эр», а «п» или «р».
14. Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.
Рекомендуемые упражнения для развития фонематического слуха
1. Выделение и называние шумовых, речевых, музыкальных звуков (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, речь человека) – игра: «Угадай, что прозвучало?»;
2. Различение голосов близких детей и взрослых, распознавание по интонации и содержанию фраз – игра: «Угадай, кто говорит?»;
3. Воспроизведение ряда гласных звуков, угадывание их по беззвучной артикуляции;
4. Выделение заданного звука из ряда звуков. Пример: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук О: О, У, А, С, О, Д, И, К, О и т. д.»;
5. Определение позиции звука в слове. Пример: «Определи где слышится звук Р – в начале слова, середине или в конце: рыба, ракета, карандаш, топор»; 6. Определение количества слогов в слове; группировка картинок в зависимости от количества слогов в их названии (1группа - 1слог, 2группа - 2слога, 3группа - 3слога и т.д.);
7. Составление слогов или слов из последовательности звуков. Пример: «Звуки рассыпались» - составь слово из звуков: «К», «О», «Т»;
8. Называние слов на определенный звук. Пример: «Назови картинки, где слышится звук Р», «Придумай слово, которое начинается на звук К»
Уважаемые родители!
Данная консультация поможет вам самим еще раз вспомнить начальные знания о русском языке и будет хорошей «шпаргалкой» при выполнении творческих домашних заданий с детьми по программе обучения грамоте.
В течение 2 учебных лет мы и дети должны научиться:
1. Слышать заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком.
2. Определять место звука в слове, составлять схему.
3. Выполнять звуковой анализ несложного слова, состоящего из изученных звуков и букв, составлять схему.
4. Делить слово на слоги, составлять схему.
5. Определять количество слов в предложении, составлять схему.
6. Узнавать буквы, читать буквы, слоги и слова; писать печатным шрифтом буквы, слоги, слова.
7. Знать и различать понятия: звук, буква, слово, слог, предложение.
Звуки и буквы.
В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю),
21 согласных букв (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и еще две особенные буквы – это Ь и Ъ, которые не обозначают звуков.
Теперь разберемся со звуками. Поможет в этом схема:
Звуки речи
СОГЛАСНЫЕ
Они не поются, не тянутся, воздушная струя всегда встречает преграду (зубы, губы, язык)!
ГЛАСНЫЕ (6).
Их можно петь, тянуть, голосок работает, воздушная струя преграды не встречает.
[а], [о], [э], [и], [ы], [у]
Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:
* один звук (я - [а], е - [э], ё - [о], ю - [у] после согласных) белка - [б’элка])
* (два звука (я - [йа], е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу] в начале слова (ёлка - [йолка]),
после гласной (баян - [байанЪ]), а так же после Ь и Ъ (вьюнок - [в’йунок], съел -[сйэл]).
Согласные звуки, в свою очередь делятся на твёрдые и мягкие.
Мягкость согласного звука обозначается значком: ’
Мягкость согласных на письме обозначаются двумя способами: с помощью
мягкого знака и с помощью букв Е, Ё, И, Ю, Я.
Помните:
звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые
звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие.
Согласные звуки еще делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума. Сравним, например, произнесение звуков [в] и [ф]. Когда произносим звук [в], голосовые связки дрожат (вибрируют), когда произносим [ф], голосовые связки в спокойном состоянии. Это можно проверить, приложив ладонь к горлу или, закрыв уши, услышать голосок.
Часть согласных образуют пары звонких и глухих звуков:
Не образуют пар звонкие [л], [м], [н], [р], [й].
Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].
Условные обозначения:
Гласный звук – красный кружок или квадрат.
Согласный твёрдый глухой звук – синий кружок или квадрат.
Согласный мягкий глухой звук – зеленый кружок или квадрат.
Согласный твёрдый звонкий звук – синий с колокольчиком кружок или квадрат.
Согласный мягкий звонкий звук – зеленый с колокольчиком кружок или квадрат.
Определение места звука в слове.
При определении места звука в слове необходимо напомнить ребенку, что у слова есть:
- начало (звук, с которого слово начинается)
- конец (звук, которым слово заканчивается)
- середина слова (все звуки между первым и последним звуками).
Отображая схему этого задания, необходимо нарисовать:
- где целая полоска обозначает - целое слово
- а деления – это части слова
(1 - начало слова, 2 - середина слова, 3 - конец слова)
Например, задание: Определи место звука А в словах:
АИСТ, МАК, РУКА
Звуковой анализ слова.
При выполнении задания по звуковому анализу слова необходимо предложить ребенку послушать и сказать:
- сколько всего звуков в слове,
- какой звук первый (назвать звук; гласный/согласный; твердый/мягкий; звонкий/глухой; каким квадратиком обозначаем), нарисовать символ звука (смотри выше обозначения звуков).
- второй (та же работа), третий…(та же работа),… последний (та же работа).
Все символы звуков слова рисуются рядом.
Например, слово АУ:
- в слове АУ - 2 звука
- Первый звук А, он гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем красный квадратик.
Второй звук У, он тоже гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем рядом еще красный квадратик.
Например, слово ДОМ:
- в слове ДОМ три звука
- первый звук Д, он согласный, т. к. его нельзя тянуть, петь, воздушная струя
встречает преграду – язычок; звук Д – твердый, звонкий. Рисуем синий квадратик с колокольчиком.
- второй звук О, он гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем рядом красный квадратик.
- третий звук М, он согласный, т. к. его нельзя тянуть, петь, воздушная струя
встречает преграду – губки; звук М – твердый, звонкий. Рисуем рядом синий
квадратик с колокольчиком. Под каждым квадратиком – символом звука подписываем соответствующую букву.
Определение количества слогов в слове. Ударный слог.
При выполнении задания по определению количества слогов в слове, можно:
- похлопать слоги. Например, ма-ли-на; дом; сан-ки.
- приложит к подбородку ладонь и посчитать, сколько раз опустится подбородок.
- сосчитать, сколько гласных в слове.
К концу года дети должны усвоить и применять правило при определении
количества слогов:
СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
Составляя схему, необходимо нарисовать целую полоску (это целое слово):
Затем разделить на количество слогов. Отметить, на какой слог падает уда-
рение.
/ /
____/____/____ (Ма-шень-ка)
/ /
Схема предложения.
При составлении схемы предложения необходимо напомнить ребенку, что:
- сначала выкладывается длинная полоска, обозначающая целое предложение
______________________________
- под длинной полоской выкладываются короткие полоски (по количеству слов в предложении).
Например : Наступила холодная зима.
__________________ .
[_____ _____ _____ .
- Обращаем внимание на уголок у первой короткой полоски – заглавную букву, начало предложения.
- Обращаем внимание на точку в конце предложения: предложение закончено.
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей - Понятия звук и буква.
Памятка для родителейПонятия звук и буква.БУКВЫ мы видим и пишем, а ЗВУКИ мы слышим и произносим.Чтобы не путать ребёнка, на протяжении периода обучения чтению дома следует называть и звуки, и соответ...
Памятка для педагогов и родителей «От звука к букве»
В работе представлен алгоритм ознакомления ребенка со звуками речи и буквами....
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Консультация для родителей "Изучаем звуки и буквы"
В консультации представлена информация о звуках русского языка, о особенностях изучения звуков с детьми на занятиях с логопедом. Даны конкретные рекомендации о закреплении работы по формированию навык...
Консультация для родителей. Гласные звуки и буквы.
Статья адресуется заинтересовааным родителям, желающим грамотно закреплять материал о своими детьми по теме "Гласные звуки и буквы" В коррекционных группах для детей с тяжёлыми нарушен...