Конспект ООД Звук С и буква С
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
ООД знакомит детей более глубоко со звуком С и буквой С. Так же в презентации можно увидеть предметы посуды,где этот звук встречается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия знакомит детей со звуком С и буквой С | 66.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [С]. Буква С.
Цель: Познакомить детей со звуком [C] и буквой С на лексическом материале по теме «Посуда».
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- учить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;
- активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме «Посуда»;
- упражнять детей в правильном произнесении звука [C] в слогах, словах и в предложениях; в определении места звука [C] в словах; упражнять детей в словообразовании прилагательных от существительных (относительные); в согласовании числительных с существительным; в образовании существительных в винительном падеже.
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать мышление, память, общую и мелкую моторику;
- развивать навык звуко-буквенного анализа слов;
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;
- формировать навык сотрудничества на занятии.
Средства реализации: звуковые линейки, зеркала; символы звуков ,; буква «С»; предметные картинки с изображением посуды; квадратики для звукового анализа слов, карточки для определения места звука в слове, магнитная буква «С».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Ход ООД.
1.Организационный момент.
- Сядет тот, чьё имя начинается со звука [а]…
Наши глазки внимательно смотрят,
Наши ушки внимательно слушают,
Наши ручки не мешают,
А работе помогают.
II. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и с буквой. А с каким звуком мы познакомимся, догадайтесь.
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё ... Сковорода
(Автор: Людмила Шмидт)
У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна … Кастрюля
Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю. (Термос)
- Какой звук я выделяю в этих словах голосом? (звук [С])
- Догадались, с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся?
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [С] и буквой эС.
III. Характеристика звука [С] по акустическим и артикуляционным признакам.
- Чтобы правильно произнести звук [С]:
- губы в улыбке;
- зубы сближены;
- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;
- холодный воздух идет по центру языка.
- Произнесите все звук [С].
- Губы что делают?
- А зубы?
- Где находится язык?
- Как проходит воздушная струя? Встречает преграду или нет?
- Значит звук [C] …..(согласный)
- Голос есть или нет? (глухой)
- В словах термос, кастрюля, сковорода звук [С] твердый или мягкий?
- И так звук [C] какой?
,
- Правую руку на стол и загибаем пальцы: звук [C] – согласный, глухой, твердый.
IV. Развитие фонематического восприятия.
- Хлопните в ладоши, если услышите твердый звук [C]:
С, С, К, Д, М, С; КА, СА, МО, ТА, СУ, ЧА, УС, СЫ, ЛА, НА; КОТ, СОК, МАК, СОМ, БАС, РУКА, НОСОК, ТРАВА, КНИГА, КУСОК.
- Молодцы!
V. Произношение звука [C] в слогах.
- Прослушайте ряды слогов, запомните и повторите.
СА-СА-СО АС-АС-ОС СКА-СКУ-СКО
СУ-СЫ-СА УС-ЫС-АС СТА-СТО-СТУ
СЫ-СЫ-СО ЯС-АС-ЯС СМА-СМУ-СМЫ
- Молодцы!
V. Произношение звука [C] в словах.
1. - Сегодня мы с вами пойдем покупать посуду. В каком магазине она продается?
- Почему так назвали этот магазин?
- Давайте посмотрим, что в этом магазине продают: (выставляются картинки)
ЛОЖКА, СТАКАН, СОЛОНКА, ПОДНОС, СКОВОРОДА, КАСТРЮЛЯ, ЧАЙНИК, СУХАРНИЦА, СОУСНИК, МАСЛЕНКА, ВИЛКА, САЛАТНИЦА, СУПНИЦА, МИСКА, САЛФЕТНИЦА, САМОВАР, ТЕРМОС.
- Одним словом – это … ПОСУДА
- Мы с вами будем покупать только ту посуду, в названии которой есть звук [C].
- Где находится звук [C] в слове?
- У вас у каждого на столе лежат картинки с изображением посуды. Найдите, где спрятался звук [C]?
2. - Смотрите, сколько много посуды и сделана она из разного материала.
- Из чего сделана посуда? (из фаянса, металла, стали, стекла, хрусталя, пластмассы).
- Это салатница сделана из хрусталя. Она … (хрустальная)
- Из стекла?...(стеклянная)
- Из металла?...(металлическая)
- Из пластмассы?...(пластмассовая)
- Из стали? …(стальная)
- Из керамики? … (керамическая)
- Молодцы!
ФИЗМИНУТКА
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое еще,
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
3. А теперь мы с вами поговорим о назначении разной посуды.
- Во что мы положим соль? (в солонку)
- В чем мы будем хранить масло? (в масленке)
- Во что положим салат? (в салатницу)
- Суп нальем в …. (в супницу)
- Сухари положим в … (сухарницу), а сахар в … (в сахарницу).
Игра «Один - пять»
- Давайте с вами сосчитаем кастрюли и стаканы.
Физминутка «Посуда»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже Развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали —
Так мы маме помогали.
Н. Нищева
VIII. Произношение звука [C] в предложении.
- Закончите предложение:
- Салат положим в … салатницу.
- Сахар положим в … сахарницу.
- Масло положим в … масленку.
- Суп нальем в … супницу.
- Что мы наливаем в супницу? (суп)
IX. Звуковой анализ слова СУП.
ООО
- Назовите первый звук в слове…
- второй звук…
- третий звук …
- Сколько согласных звуков?
- Гласных?
- Давайте определим сколько слогов в слове? (один)
- Какой по счету звук [C]?
- Сколько всего звуков в этом слове?
X. Знакомство с буквой эС.
- Мы сегодня с вами произносили много разных звуков. А теперь давайте же познакомимся с новой буквой. Звук [C] обозначается буквой «С».
Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать,
Смех, смекалка, самолёт,
Буква С зовет в полет.
– На что похожа буква «С»?
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
- Где находится буква «С» в слове СУП?
XI. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня с вами познакомились?
- Дайте характеристику звуку [C].
- С какой буквой вы познакомились?
- Супница, ложка, салатница, тарелка одним словом – это…
Посуда – это ЛОЖКИ, ТАРЕЛКИ и МАСЛЕНКИ,
САМОВАРЫ, ЧАЙНИКИ, ВИЛКИ и СОЛОНКИ,
СКОВОРОДЫ, ХЛЕБНИЦЫ, ЧАШКИ и СТАКАНЫ.
Можно ли к посуде отнести бананы?
- Молодцы! Вы все хорошо работали.
Литература
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодаления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005. – 160 с. + цв. вкл. 48 с.
ISBN 5-89814-161-8
- Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007, - 80с.
ISBN 978-89814-383-1
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999.- 216с.
ISBN 5-691-00159-0
- Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки/сост. Т.В.Пятница. – Изд. 2-е – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 315 [1] с. – (Библиотека логопеда).
ISBN 978-5-222-16820-2
- Сборник загадок: Пособие для учителей/Сост. М.Т.Карпенко. –М.: Просвещение,1988. – 80 с.
ISBN 5-09-000498-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.
Конспект занятия для детей седьмого года жизни с ЗПР....
Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"
Цели:1. Чёткое произнесение звуков в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...
Конспект "Дифференциация звуков С-З. Буквы С,З. Приставочные глаголы."
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы" с использов...
Конспект НОД " Звуки Д, Дь, буква Д"
Предстадлен конспект НОД по обучению грамоте...
Конспект НОД Звуки К,Кь.Буква К в подготовительной группе для детей ОНР IIIур. речевого развития
Конспект открытого НОД по обучению грамоте с использование ИКТ звуки К,Кь.Буква К"Поможем Крошу"...
Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У". Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У" с использованием мультимедийной презентации. Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Конспект НОД Звуки М МЬ. Буква М.
Конспект НОД Звуки М МЬ Буква М...