Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте
статья по обучению грамоте

Обучение грамоте — сложный процесс, требующий тщательной подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в первом классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т.е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Так же понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность данных компонентов может вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию.

У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения.

Обучение письму в подготовку к овладению грамотой не должно входить, что объясняется следующими причинами. Во-первых, у дошкольников еще слабая мелкая моторика мышц руки и недостаточная координация движений для прописывания букв, следовательно, у детей получатся «каракули». В начальной школе занятия письмом проходят каждый день, дети пишут дома, поэтому у первоклассников закономерно формируется графический навык письма. Логично предположить, у дошкольников, которые нормативно занимаются два раза в неделю, навык не формируется полноценно. В итоге дети не получают положительного результата, что отрицательно сказывается на дальнейшей учебной мотивации. Во-вторых, существуют варианты написания букв. Если способ написания буквы, которому научили в детском саду, отличен от способа, которому будут учить в первом классе, детям обеспечены мучения.

Таким образом, следует только готовить мышцы дошкольников к письму, развивать их мелкую моторику руки и координацию движений. Для этого полезно обводить по контуру узор из петель; раскрашивать разные элементы букв; обводить элементы букв (овалы, петли, крючки и т.п.) по точкам-ориентирам.

Поскольку многим дошкольникам свойственен интерес к подписи подарков, поделок, дети пытаются печатать слова. Печатание дается дошкольникам легче, чем письмо, поэтому, можно учить их печатать. Печатание и письмо - один и тот же процесс, только форма букв разная, и обучение этому процессу также опирается на его сущность.

Печатание - процесс обратный чтению, в ходе которого создается графическая модель слова на основе соотношения звука и буквы для его обозначения. Из этого следует, что дошкольникам нужно овладеть рядом операций:

1) определять, какие в слове есть звуки;

2) устанавливать последовательность звуков в слове;

3) выбирать букву для обозначения каждого звука в слове;

4) печатать правильно все буквы;

5) проверять написание слова.

Каждая из перечисленных операций вызывает у детей трудности. Выделение звуков из слова является сложным для дошкольников, так как невозможно зрительно опереться на звуковой состав слова для его анализа. Поэтому дети начинают смешивать звуки и буквы либо просто «не слышат» звуки в слогах. В итоге они пропускают буквы. Для обучения правильному печатанию необходимо тренировать дошкольников в звуковом анализе слов, в установлении порядка звуков с одновременной материализацией звуков. Для этого педагогам предлагают использовать фишки, звуковые схемы, которые наглядно представляют детям звуковой состав слов.

Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами. Поскольку у дошкольников отсутствует учебная мотивация, необходимо их учить грамоте в форме игры, используя занимательные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....

Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В данном материале предлагается рассмотреть звуковой анализ, который нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух необходим детям, чтобы различать на слух звучание. А это, в свою, оче...

Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте...