Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Россия – наша Родина!»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Наталья Леонидовна Бодренко

Занятие на котором знакомим детей с нашей необьятной страной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

«Россия – наша Родина!»

Цель:

Развивать у детей интерес к истории и традициям своей страны.

Программное содержание:

Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество, формировать у детей чувство любви к своей родной стране.

Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России.

Закрепить знания детей о государственных символах России. 

Закрепить знания детей о природе России, о русских народных инструментах, о народных умельцах.

Предварительная работа:

Создать слайды о России, о матрёшках;

Выучить стихотворения: «Наша Родина» Н. Забила,

«Береза» С. А. Васильева и стихотворение о гербе с детьми; 

Оборудование и материалы:

Иллюстрации  с видами родной природы, материал для чтения – «Моя первая книга о России» Т.Коти. Глобус и карта России, флаг и герб  России; музыкальные инструменты (гармонь, балалайка), запись гимна, игры на гармони и на балалайке, матрешки,  силуэты матрешек.

Ход занятия:

ПЕДАГОГ: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – «Россия»! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия- единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. А как вы думаете, что такое Родина?

ДЕТИ: Это дом, улица.

ПЕДАГОГ: Слово Родина, если прислушаться к звучанию, то очень похоже на такие слова: родня, родственник, родной, родимая. А о ком мы сейчас говорим?

ДЕТИ: О папе, маме, дедушке, бабушке.

ПЕДАГОГ: Мы произносим, и от них веет теплом, уютом, спокойствием. Так и наша Родина - это место, где мы родились, где живем, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где нам тепло и уютно. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становиться богаче и сильнее. Родина значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения. Послушайте стихотворение о Родине.

         « Как велика моя земля 

            Как широки просторы!

             Озера, реки и поля,

            Леса, и степь, и горы.

            Раскинулась моя страна

             От севера до юга:

            Когда в одном краю весна,

            В  другом - снега и вьюга».

ПЕДАГОГ:  Место, где родился человек,- город, село, деревню –называют малой родиной. Куда бы ни занесла вас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны вы ни жили, всегда с теплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, город, где вы родились, где прошло ваше детство.

ПЕДАГОГ: Кто знает где вы родились ?

ДЕТИ: называют место где родились

ПЕДАГОГ : У каждого человека есть еще одна родина. Родина – это и наша огромная великая страна Россия! Большая родина – это наша страна – Россия. А все мы россияне. Родина – это леса, реки, моря, горы, степи, горда.  Россия самая большая страна в мире. Посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. (Показать на карте Россию)

ПЕДАГОГ:  Каждая страна имеет свою историю; людей, прославивших ее; войска для защиты народа; свои традиции. И каждая страна имеет своего Президента. Кто же является Президентом Российской Федерации?

ДЕТИ: Путин Владимир Владимирович.

ПЕДАГОГ: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомним некоторые из них.

ДЕТИ: -Нет земли краше, чем Родина наша!

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Одна у человека мать - одна и Родина!

- Кто за Родину горой - тот истинный герой!

ПЕДАГОГ: Молодцы , много знаете пословиц и поговорок о Родине. Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, к желанию защищать ее от врагов.

ПЕДАГОГ: Сегодня мы с вами ещё раз поговорим о нашем гимне, гербе и флаге. Давайте вспомним,  что такое гимн?

ДЕТИ: Гимн - это главная песня страны.

ПЕДАГОГ: Кто знает, как нужно слушать гимн?

ДЕТИ: Гимн слушают стоя.

ПЕДАГОГ: Правильно, когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна – мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков. Сейчас я предлагаю вам послушать гимн России (Звучит гимн. Дети встают)

ПЕДАГОГ:  Когда и где мы можем услышать гимн ?

ДЕТИ: Утром по телевидению, радио, на торжественных собраниях, на награждениях за спортивные победы,

ПЕДАГОГ: А сейчас я хочу поговорить с вами о другом нашем символе – о гербе  России. Герб у нашей страны вот такой. Посмотрите, что вы видите на гербе России, давайте рассмотрим его. (Рассматривание.) На нашем гербе мы

видим  птицу – это орёл, орёл с двумя головами, что означает, что мы  независимое государство, что в нашей стране живут люди разных  национальностей.   Но всех нас связывает одна Родина. На что похожи крылья у орла?

ДЕТИ: На солнце, его лучики.

ПЕДАГОГ: Как солнце своими лучиками проникает везде, так и государство должно на своей территории все знать. В правой лапе -скипетр. В левой - держава .Скипетр и держава - это символы власти и государства. Давайте послушаем стихотворение о гербе, который нам расскажет Вика:

                                 У России величавой

                                 На гербе орел двуглавый,

                                 Чтоб на запад, на восток

                                 Он смотреть бы сразу мог

                                 Сильный, мудрый он и гордый.

                                 Он – России дух свободный.

ПЕДАГОГ: В центре орлов - это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой   лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина   символизирует победу добра над злом. Где можно увидеть герб? ДЕТИ: Герб можно увидеть на печатях, деньгах, на пограничных столбах.

ПЕДАГОГ: А теперь посмотрите сюда, какой красивый флаг у нашей страны. Флаг - это тоже отличительный знак. Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска – и назывались они стяги. Потом стяги  стали делать из ткани, чаще всего красные. А при царе Петре I появился вот    такой трёхцветный флаг. Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага?

ДЕТИ: Белый ,синий, красный.

ПЕДАГОГ: Что напоминает вам белый цвет?

ДЕТИ: Снег, ромашки, березки, облака.

ПЕДАГОГ: А еще белый цвет символизирует благородство, откровенность А что напоминает синий цвет?

ДЕТИ: Небо, реки, озера, моря.

ПЕДАГОГ: Это цвет верности ,честности, безупречности. А с чем можно сравнить красный цвет?

ДЕТИ: Цвет тепла, огня, солнца.

ПЕДАГОГ: Символизирует этот цвет смелость, мужество, любовь. А еще – белый, красный и синий - это цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим с вами белый свет, весна красна, сине море, красна девушка. Нитками этих цветов украшали вышивки на одежде. Эти цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, о доброте, о скромности.

ПЕДАГОГ: Где вывешивают флаг нашей страны ?

ДЕТИ: Флаг  вывешивают  на серьёзных Государственных  мероприятиях, на зданиях,  на соревнованиях.

ПЕДАГОГ: Ребята, ещё одним не официальным символом России является берёза. Это самое любимое дерево у русского народа. Это дерево у славян издревле считалось священным. Много поэтов написали о ней свои стихи. Послушаем одно из них.

Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

                                       Н. Рубцов.

 

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

В мае россыпью сережек

Их украсится наряд

Много исходив дорожек,

 Я всегда березе рад.

                             С.А .Васильева

ПЕДАГОГ: А сейчас мы с вами превратимся в белых берез.

Физкультминутка:       

Руки подняли и покачали,

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

ПЕДАГОГ: Наша страна издревле славится русскими мастерами. Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Эта наша национальная гордость. И я вам предлагаю  вместе отправиться на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками наших мастеров. На ярмарках раньше ходили созыватели. Это люди, которые громко пели частушки, стихи, тем самым зазывали людей на ярмарку.

Созыватель:  Эй, честные господа,

                       Скорей пожалуйте сюда.

                       Как у нас ли тары - бары,

                       Всяки разные товары...

                       Подходите, подходите.

                       Посмотрите, посмотрите...

ПЕДАГОГ: Ребята, а у нас сегодня не обычная ярмарка, а ярмарка с сюрпризами.  Чтобы узнать, что же за сюрпризы вас ожидают, вы должны отгадать   загадки. Итак, подходим к первому столу. Готовы к отгадыванию загадок? Тогда слушайте внимательно:

«В руки ты ее возьмешь,                           

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Веселая, трехрядная.

Заиграет, только тронь

Наша русская ...» (гармонь).

Дети рассматривают гармонь. Прослушивание записи, как играет гармонь.

ПЕДАГОГ: Раньше без этого народного инструмента  не проходило ни одного увеселительного мероприятия. А давайте послушаем, как она звучит. Ну что, понравилась?

ПЕДАГОГ: А что же интересного за следующим столом? А для этого послушайте   следующую загадку:

«Ой, звенит, она звенит,

Всех в округе веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки  нужны.

Кто такая, отгадай-ка.

Это наша ...» (балалайка).

Дети  рассматривают балалайку. Прослушивание записи, как играет балалайка.

ПЕДАГОГ: И действительно, у этого замечательного инструмента всего три струны, а  как она звучит, послушайте. Понравилась?

ПЕДАГОГ: В нашу Россию приезжает  очень  много гостей из разных стран: из Англии,  Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский   сувенир. Как вы думаете, какой сувенир увозят гости? Послушайте загадку:

В этой молодице прячутся девицы,

каждая сестрица -

для  меньшей темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

хлопают в ладоши веселые (матрешки)(просмотр слайдов о матрешках)

ПЕДАГОГ: А как же выглядела первая русская матрешка? Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным  петухом в руках.  Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.

ПЕДАГОГ: Почему игрушку назвали матрешка? В доме у художника работала Матрена, добрая и красивая девушка, в честь ее и назвали игрушку.

И на нашей ярмарке тоже есть  матрешки,  рассмотрите их, подходите.

Дети рассматривают матрешек.

Итог занятия

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.

Cписок использованной литературы:

«Мы живем в России» Н.Г. Зеленова,  Л.Е. Осипова.

«Моя первая книга о России» Т.Коти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Человек и части его тела».

Тема: «Человек и части его тела». Цели: -  уточнить представления детей о строении человеческого тела и  назначении отдельных частей тела;  - закрепить признаки сходства и различи...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...