Использование камней "МАРБЛС"в работе с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование камней «Марблс» в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Савельева Л.М.
Истоки способностей и дарований детей-на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский.
Цель: рассмотрение и применение современных методик в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования камней «Марблс» в обучении детей;
- использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности развития детей дошкольного возраста.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада Вас приветствовать на
мастер-классе «Использование камней Марблс в работе с детьми
дошкольного возраста».
Всем известно, что у каждого педагога есть своя педагогическая «копилка» игр и игрушек. Это наиболее любимые игры и приёмы, которые мы используем в своей работе. Сегодня я хочу поделиться с Вами одним из нетрадиционных методов работы с детьми – камешками «Марблс».
Данный педагогический опыт позволил мне разнообразить педагогический процесс, поддержать интерес детей к выполнению развивающих заданий, активизировать познавательную и мыслительную деятельность ребенка.
Немного истории…
Стеклянный камешек »Марблс»– далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Камешки получили свое название от английского «Марблс» (то есть мраморные). Камешки «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.
Что же такое современный камешек «Марблс»?
Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Камни Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Игры с шариками Марблс – полезны для физического, и умственного развития ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Цель использования камней «Марблс» в работе с детьми дошкольного возраста: разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста к развивающим заданиям
Чтобы достичь цели, были поставлены следующие задачи:
- формировать правильный захват камешка пальцами рук;
- развивать мелкую мускулатуру и моторику рук
- развивать ориентировку на плоскости;
- развивать творческие способности ребёнка.
- развивать мышление, внимание, память.
- развивать речевые способности , обогащать словарный запас;
- формировать фонематические представления
- активизировать познавательную и мыслительную деятельности.
Формы работы с камнями «Марблс» могут быть как индивидуальная, так и групповая.
Для организации проведения упражнений с камнями «Марблс» следует выполнять необходимые требования:
1.Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.
2.Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
3.Обязательное наличие познавательной направленности упражнений.
Особое внимание следует уделить правилам безопасности:
- Объясните ребенку несколько раз, что камни «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот!!!
- Проведите ряд опытов и экспериментов для закрепления знаний о стекле и приобретения практического опыта в работе с бьющимися предметами.
- Постоянно напоминайте ребенку о свойствах стекла, контролируйте. Очень полезно детям играть с новичками или младшими детьми - тут они выступают в роли более знающего о правилах безопасности и закрепляют свои знания.
- Даже если ребенок старше 3 лет, играть он должен только в присутствии взрослых!!!
- Не оставляйте наборы в доступном детям месте!!!
Для организации работы с камешками «Марблс» я пополнила развивающую среду группы камнями различной формы, цвета, текстуры и материала.
А сейчас я хотела бы познакомить Вас с некоторым перечнем игр с камнями «Марблс » и их описанием.
Камешки «Марблс» я широко применяю в образовательной области «Познавательное развитие» в таких играх как «Выложи по образцу», «Выложи по описанию».
с целью формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, ребятам я обычно предлагаю игру «Мозаика» из марблс, где им нужно выложить узор по образцу с обязательным использованием шаблонов к заданию и словесным обозначением цвета, формы и величины камушка.
С этой же целью я предлагаю игру «Продолжи ряд», где дети выкладывают камешки в определенной последовательности: например, разложить их по размеру от маленького к большому или наоборот, или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Далее ребенок сам должен придумать свой «узор» и продолжить ряд.
Для развития логического мыщления и внимания у детей я использыю такие игры как «Судоку», в которой нужно заполнить клетки квадрата так, чтобы цвет или форма камней не повторялись в ряду; «Крестики - нолики» (с камнями)- это игра из нашего далекого детства, которая проводится в паре, где вместо крестиков и ноликов выступают камни определенного цвета или формы(например: крестики –красные камни, нолики- синие камни и т. п). Выигрывает тот, кто первым заполнит ряд камнями одного цвета или формы.
С целью формирования у детей элементарных математических представлений я предлагаю выкладывать из камешков цифры по образцу,
также можно предложить следующие игры: «Соотнеси предмет с цифрой», где нужно выложить определенное количество камней и соотнести его с цифрой; посчитать камни, используя порядковый и количественный счет, составлять, выкладывать условие и решать математические «примеры» и задачи.
Так же использую такие игры, как "Посчитай и отложи"
Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
Игры на развитие пространственных представлений:
«Положи правильно». Дети получают устные задания: Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
«Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.
Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.
С помощью марблс я часто провожу с детьми математический диктант (например, выложи два красных камешка, затем один синий, три зеленых и т.д.)
В речевом развитии я использую камешки «Марблс» при изучении лексических тем (предлагаю выложить из камешков различные предметы по теме периода)
Также с помощью марблс провожу с детьми игру «Сочинялки»
Инструкция. Нужно выложить камни в произвольном порядке и составить рассказ. Например, камни лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела.
В младшей и средней группах можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе камни марблс я использую в качестве фишек (зеленые камушки – это согласные мягкие звуки, синие камушки – это согласные твердые, красные – гласные звуки), а так же с целью знакомства детей с буквами (выкладывать буквы, по схеме, образцу, по представлению, обозначать камешками количество слогов в слове и слов в предложении.
В художественно-эстетическом развитии камни марблс я использую следующим образом: дети выкладывают различные предметы окружающего мира (цветы, животных и т.д.) по контуру, по схемам, по представлению (детям предлагается запомнить узор и выложить его по памяти), либо ребенку предлагаю самому придумать узор. Это способствует развитию зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, воображения. Так же я использую камни Марблс в создании различных образов и конструкций на песке.
Для развития чувства ритма и быстроты реакции у детей я использую различные игры с музыкальным сопровождением, задействуя в них камни Марблс.
Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации.
И так, камни Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я советую использовать в работе воспитателям.
При их использовании у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение, их красивые оттенки пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Они помогают организовать образовательный процесс легко, продуктивно, с удовольствием и пользой для детей.
По моим личным наблюдениям камешки Марблс и игры с ними очень нравятся детям, а игр с ними придумать можно еще много.
Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.
А если подключить свою фантазию и желание удивить детей, доставить им истинную радость, то получиться много - много всего интересного
СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедиа при работе с детьми дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1. Обобщить...
Использование психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Описание что такое психогимнастика. Пример игр и упражнений....
Методическая разработка "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".
Особенности работы со сказкой в рамках методической разработки....
опыт работы. Тема "Использование ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста"
наименование и описание игр для ковролинографа....
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»
«Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...
Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".
Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...