Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_rodit.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
учитель-логопед Мариненко Н.Н.
Задачи:
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью; самостоятельно создавать звуковую модель слова;
-закреплять представление о функциях звуков и букв;
-упражнять в определении места звука в слове; определении количества слогов в слове;
-составление предложения по схеме с заданным словом;
-развивать логическое мышление, умение составлять слова из слогов;
-воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, желание работать в коллективе.
Ход занятия:
"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, мы пригласили родителей на занятие. Задания будут сложными, но интересными; которые вы сами себе будете выбирать, вытянув букву. Вы готовы? Тогда удачи. Но сначала давайте вспомним правило:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях в игре.
Громко, чётко, говорим
Никогда мы не спешим.
-Надо отгадать загадки о жителях страны Грамотной речи.
Один мягкий и свистит
Другой твердый и шипит
Третий вовсе запоет,
Только кто произнесет. (Звук).
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. (Буквы).
Разминка
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Ребята даю подсказку:
Буквы лежат в волшебном мешочке,
мешочек у окошка".
Ребята, давайте найдем мешочек (дети находят мешочек с буквами).
- Ну что ребята начнем? (один из ребят достаёт букву с закрытыми глазами угадывает что это за буква и рассказывает про неё( какие звуки она обозначает, придумывает слова с этой буквой)
По ходу всего путешествия ребята достают буквы и выполняют задания.
- Буква П. … потеряшки.
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу,
То его потом прочту. (Слово).
Дидактическая игра «Какие бывают слова»:
-Подумайте, какие бывают на свете слова (громкие, тихие, красивые, легкие, теплые, страшные, светлые и т. д.).
Задание 1. Назвать «громкие» слова (гром, стук, барабан, взрыв, стук).
Задание 2. Назвать «красивые» слова (цветок, природа, узоры, украшения).
Задание 3. Назвать «теплые» слова (печь, огонь, шуба) или «сладкие» - (конфеты, сахар).
Задание 4. Назвать «страшные» слова (монстр, привидение, призрак).
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон,
………………………………
Есть слово лесное - синица,
Есть слово пушистое - снег,
Есть слово веселое - смех!
Сначала ребусы общие, понятно как узнать что за слова? Игра «Буквы потерялись» на листочках ДОМ, СОК, ЩЕНОК, ДУБ. При думать с этими словами предложения.
- Буква Р. …рассыпушки. Игра «Слово рассыпалось»
- БУКВА М …, модель. Подобрать табличку к звуковой модели слова (грибы, дубы, пироги, …)
- БУКВА
- В … вот
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
- БУКВА Ш. придумать слова …, школа. Отгадать загадки про школу, выложить, поделить на слоги (как мы это делаем?) и сделать анализ:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Книга).
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - ... . Пенал
Дети выкладывают звуковые схемы слов: пенал, книга
- БУКУВА С. .., слово. Игра «Слово рассыпалось».
Выставляются карточки слоги, дети составляют слова со слогами, расставляя в нужном порядке: ма-ши-на, ма-ли-на, ба-боч-ка, бу-сы, ва-за, бе-ге-мот, чаш-ка, лож-ка.
- БУКВА Г. гусеница. Поделить слова на слоги.
Измерить длинное слово?
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать!
- Работа с родственными словами
- Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это – из слова «лес». Вы когда-нибудь встречались с такими чудо-деревьями?
Дети. Да, это деревья, на которых растут родственные слова.
- А что такое родственные слова?
Дети. Слова родные друг другу, у них общий смысл.
- Ребята, посмотрите, что-то эти деревья выглядят больными. Наверное, на них появились листочки-слова, не родные им? Давайте им поможем и полечим деревья, оторвав ненужные больные листочки. Разделитесь на две группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т.е. не родственные словам «лес», «вода». Чтобы ответить правильно, надо вспомнить, какие слова выросли из слов «лес» и «вода».
Дети.
Вода – водный, водяной, водопад, (завод), водолаз, наводнение, волна.
Лес – лесной, лесник, лесовоз, (лесенка), лесоруб.
- Почему, вы решили, что эти слова не родственные?
Дети. У них другой смысл.
- Ну, молодцы. Теперь деревья перестанут болеть, а нам пора подводить итоги. Вы были молодцы. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"
Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.Тема «Звук и буква Ж».(первое занятие по теме)
Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....