Конспект НОД "Волшебство грамматики"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Открытый просмотр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebstvo_grammatiki.pptx | 2.91 МБ |
nod_volshebstvo_grammatiki.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хором . Чу – чу – чу , в страну знаний полечу. Им – им – им , мы на шариках летим. Ши – ши – ши , всем поможем от души. Ой – ой – ой , затем вернёмся мы домой.
Вместе : Кто-то звуки нам смешал, Все картинки разбросал! Динь : Я—Динь, веселый гномик, Люблю зеленый цвет! Люблю я звуки мягкие, А брат мой старший—нет! Дон : Я—Дон, люблю звук твердый, Люблю я синий цвет. Сегодня мы проснулись, А наших звуков нет!
Бук Бук
Сло : Измерить любое слово— Да это проще простого! Сколько слогов в нем надо узнать— Хлопать в ладоши пора начинать ! (школа, Родина, мама, папа, дом) Шко-ла Ро-ди-на Ма-ма Па-па дом
А сейчас все по порядку ( встали руки на пояс ) Встанем дружно на зарядку Руки в стороны, согнули ( выполняют движения ) Вверх подняли, помахали Спрятали за спину их, Оглянулись: Через правое плечо, Через левое плечо, Дружненько присели ( приседают, касаются руками пяток ) Пяточки задели На носочки поднялись ( прослеживают глазами за руками ) Опустили руки вниз.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалёво
Конспект НОД «Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики".
Составила: воспитатель
Васильева Ирина Александровна
Пикалево
2016 года.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;
- умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
- развивать зрительный гнозис;
- продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.
Образовательные (обучение грамоте):
- упражнять в слоговом анализе и синтезе;
- учить детей удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые предложения;
- закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданным словам, определять количество слов в предложении, анализировать его, составлять его схему;
- закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;
- развивать графические навыки, трансформировать буквы, различать неправильно напечатанные буквы, “допечатывать” незаконченные буквы (профилактика дисграфии);
- развивать навык чтения слогов, слов, предложений.
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;
- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.
Ход занятия
Слайд 1. Организационный момент (рече-моторная разминка)
Воспитатель:
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
и скорей вставайте в круг
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
Друга называй по имени
Утра доброго желай
Дети встают в круг, передают ребристый мяч с пожеланиями друг другу вежливых слов, удачного дня и т.д.
Слайд 2.
Воспитатель: Ребята, вы хотите учиться в школе? Почему? (ответы…) Сейчас мы с вами отправимся в Страну Знаний? А чтобы быстрее оказаться в сказочной стране предлагаю вам полететь на воздушных шариках. Здесь шарики трех цветов: красного, синего и зеленого. Надо выбрать каждому свой шар, по первому звуку в своем имени. Например, Анна, шарик какого цвета выберешь ты?
Ребенок: Я выберу красный шарик, потому что мое имя начинается с гласного звука А.
Дети выбирают шары и объясняют свой выбор.
Воспитатель: А теперь готовы отправиться? Прежде чем отправиться, скажем волшебные слова.
Ритмизация речи:
Чу – чу – чу, в страну знаний полечу.
Им – им – им, мы на шариках летим.
Ши – ши – ши, всем поможем от души.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Звучит песня «Воздушные шарики»
Слайд 3.
Воспитатель: Вот мы и очутились в стране Знаний. Хозяйка здесь Королева Знаний. Страна знаний расположилась на островах. На каждом острове нам надо выполнить задание, чтобы Королева Знаний поверила, как вы готовы к школе.
Слайд 4.
Дыхательная гимнастика:
От острова к острову, мы будем плыть на кораблике.
«1,2,3-наш корабль вперед плыви!»
Вдох через нос, выдох через вытянутые губы.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами приплыли на первый остров.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Повторение характеристик звука
Слышатся звуки.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, сколько разных звуков звучит(пение птиц, журчание ручья, шум проезжающей машины…), которые издают разные предметы или явления. Как вы думаете, эти звуки речевые или не речевые? (не речевые) Почему? (их издают предметы, а речевые произносят люди).
Воспитатель: Значит, что такое звук? (Это то, что мы можем услышать и произнести).
Слайд 10. Воспитатель: Какие речевые звуки вы знаете? (гласные и согласные).
При произношении гласных звуков, воздух проходит свободно, во рту не встречается преград.
При произношении согласных звуков воздух встречает преграды (губы, зубы, язык)
Дифференциация звуков:
Игра «Найди место звука в слове»
Слайд 11. Воспитатель: На первом острове живут три гномика Динь , Дон и Глас.
Веселый гномик Динь любит все мягкие согласные звуки. А серьезный Дон – твердые согласные.
Динь: Я—Динь, веселый гномик,
Люблю зеленый цвет!
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший—нет!
Дон: Я—Дон, люблю звук твердый,
Люблю я синий цвет.
Сегодня мы проснулись,
А наших звуков нет!
Вместе: Кто-то звуки нам смешал,
Все картинки разбросал!
Гномики вручают картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твердого или мягкого звука.
Игра «Поможем гномикам»
Воспитатель: Ребята, помогите гномикам разобрать картинки. Дону нужны предметы, названия которых начинаются с твердого звука. А Диню?
Дети вручают гномикам соответствующие картинки.
Слайд 12. Гномик Глас любит гласные звуки. Произнесите их.(а,о,у,ы,и,э)
Воспитатель: Молодцы. Хорошо справились с заданием.
Слайд 13. Воспитатель: Отправляемся дольше в путешествие по стране знаний.
Дыхательная гимнастика:
«1,2,3-наш корабль вперед плыви!»
Слайд 14. Воспитатель: На втором острове нас ждет гномик Бук .
Воспитатель: Ребята, а что такое буква?( Буквы - это символы для обозначения звуков).
Чем буква отличается от звука? Звуки мы произносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.
Много с буквами хлопот
Уж, такой они народ,
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Игра ”Чудесный мешочек”
(Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, закрепить знание букв русского алфавита.)
Воспитатель: Посмотрите дети, какой у меня красивый волшебный мешочек в нем что-то лежит, а что – можно узнать, если запустить в него обе руки и нащупать предмет, но не подглядывать в него.
Дети: По очереди запускают руки в мешочек, нащупывают модель буквы русского алфавита отгадывают и называют ее, а затем вынимают из мешочка букву и показывают всем какая это буква (ш,к,о,л,а).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, из этих букв можно составить слово…. Ш-1, к-2, о-3, л-4, а-5, а какое слово у вас получилось?
Давайте попробуем выложить слово «школа» нашими условными обозначениями: гласные - красный квадрат, твердые согласные – синий, мягкие согласные – зеленый и расскажем про звуки этого слова.
Звуковой анализ слова «школа»
Дети выкладывают цветные кружки(зеленый/красный/синий/красный) и называют звуки, характеризуя их. Деление слова на слоги.
Игра “Волшебные комочки”
(Развитие ловкости, мелкой моторики, умение дописывать буквами нужные элементы, профилактика дисграфии.)
Воспитатель: Каждому ребенку бросает в руки скомканный лист бумаги “волшебные комочки”. Нужно, прижимая бумажку к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. На листе бумаги задание: ”допиши букве нужный элемент”.
Дети: Дописывают буквам нужные элементы, а затем называют буквы.
Слайд 15.
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель: Отправляемся дальше, «1,2,3 - наш корабль вперед плыви!»
Слайд 16.
На третьем острове нас ждет гномик Сло.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что все слова состоят из звуков. Мы с вами знаем, что слова бывают короткими и длинными. Как можно измерить слово? (слогами). Сколько в слове слогов? ( столько гласных звуков). Как мы можем определить количество слогов в слове? (прохлопать).
Измерить любое слово—
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать—
Хлопать в ладоши пора начинать!
Давайте прохлопаем слова
Дети: Выполняют задание (школа, Родина, мама, папа, дом).
Игра «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: Вам необходимо хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове «Школа», подпрыгнуть столько раз, сколько слогов в слове «дом», покружиться (мама), присесть(папа) и т.д.
Ударение…
Слайд 17.
Воспитатель: А теперь с этими словами составьте интересные предложения.
Дети: Составляют предложения.
Воспитатель: Предлагает детям выложить схему предложения.
Дети: Выполняют задание.
Слайд 18.
Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка
(На пространственную ориентировку в собственном теле.)
Воспитатель:
А сейчас все по порядку (встали руки на пояс)
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны, согнули (выполняют движения)
Вверх подняли, потянулись.
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо,
Дружненько присели (приседают, касаются руками пяток)
Пяточки задели
На носочки поднялись (прослеживают глазами за руками)
Опустились, руки вниз.
Слайд 19.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь можно отправляться дальше.
Дыхательная гимнастика:
«1,2,3-кораблик наш вперед плыви».
Слайд 20.
На четвертом острове нас ждет гномик Художник
«Граттаж» (метод волшебного рисунка)
Игра “Волшебники”
(Водная азбука, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительный гнозис, фонематический слух и фонематическое восприятие. Профилактика дисграфии. Знание букв русского алфавита, правильное использование предложно-падежных окончаний).
Воспитатель: Дети, а вы хотите почувствовать себя волшебниками?
Дети: Да….
Воспитатель: Тогда берите губку, воду и краски. Намочите губку, наберите на нее краску и закрасьте (затонируйте) альбомный лист. И вы увидите, что получится…
На альбомных листах воском написаны слова: мама, папа, дом, ученик, школа, Родина… После закрашивания, они станут видны, и дети их прочитают.
Дети: Выполняют задание.
Воспитатель: Желает детям чудесных превращений.
Воспитатель: По очереди опрашивает всех детей, какое волшебство произошло на их картинках.
Слайд 21.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо! Теперь, королева знаний убедилась, что вы готовы пойти в школу, чтобы там пуститься в еще более интересное путешествие по стране «Знаний». Хочется пожелать вам успехов!
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Возьмите свои шарики и полетели.
Звучит песня «Воздушные шарики»
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад обратно. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание показалось трудным?
Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы.
Воспитатель хвалит детей, отмечает особо отличившихся, благодарит за работу, а водные картинки из азбуки – подарок детям за трудолюбие и старание.
«Граттаж» (метод волшебного рисунка)
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (Елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой – рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Грамматики » (применение пособий по обучению грамоте в подготовительной группе)
В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте - именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»
Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....
Конспект занятия.Грамматика в сказках .«Поспешили — насмешили».
На примере этой сказки можно показать, как развивается навык словообразования. ...
Конспекты по грамматике
Конспекты занятий кружка "Грамотейка" по обучению грамоте в подготовительной к школе группы....
Конспект досуга посвящённый «День Победы» На тему «Давайте вспомним и споём», «Путешествие по островам грамматики», Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».,«Путешествие на машине времени»
конспекты занятий по ФЭМП, Развитию речи и др...
Конспект занятия - Грамматика
Учить детей составлять простые распространенные предложения; закреплять формы существительных в творительном падеже....
- Мне нравится (1)