Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект занятия "Сказка в гостях у ребят"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение № 35

детский сад комбинированного вида

Конспект занятия

по обучению грамоте

в старшей группе

Тема: «Сказка в гостях у ребят».

Составила воспитатель первой категории:

Лопанова Оксана Юрьевна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Сказка в гостях у ребят».

Цели:

  • Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.
  • Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
  • Учить детей подбирать определения к существительным.
  • Продолжать учить детей разгадывать загадки и ребусы.
  • Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.

Демонстрационный материал: Таблица-дом, карточки с изображением деда и бабы для дид. игры «Угадай, как зовут?».

Раздаточный материал: Карточка для звукового анализа слова «баба» на каждого ребенка и фишки красного, синего цветов; набор полосок для работы над предложением.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, музыка.

1.Организационный момент

Вос: Ребята, подойдите ко мне. Давайте поздороваемся друг с другом:

-Доброе утро! Птицы запели,

 Добрые люди вставайте с постели!

 Прячется вся темнота по углам,

 Солнце взошло и спешит по делам!

 Всем Доброе Утро!

2.Основная часть

Вос: Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Что такое тишина?

Нам она сейчас нужна.

Если слышно ветерок,

Как колышет он листок;

Если слышно пенье птиц,

Что слетели с ветки вниз;

Если стрелка на часах

Песенку поёт: «Тик-так»

Значит, с нами тишина,

В уголке сидит она…

Слушать музыку готовы

Мы сегодня с вами снова!

Елена Бурлаченко («Нам нужна тишина»)

 Вос.:  Ребята, скажите, о чём говорится в стихотворении? (заслушать ответы детей)

 Правильно, в стихотворении говорится о тишине и о тех звуках, которые можно услышать в тишине. Тишину нарушают разные звуки. Угадайте, что же это за звуки и шумы (дети отворачиваются, и определяют звуки, которые создает воспитатель: стук деревянными ложками, звон колокольчиком, шелест листьев бумаги, стук пальцев о стол и т.д.).

Вос.:  Мы слышим шум дождя, пение птиц - это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг друга.

Вос.: А, какие это звуки? Послушайте

/воспитатель поёт  а-а-а, о-о-о, у-у-у…/

Вос.: Что же это за звуки?

 

Дети: Гласные звуки!

Вос.: Давайте попробуем поиграть с ними. Их можно петь.

Д/и «У кого дольше получится пропеть звук».

Вос.: Если вы будете внимательны, то узнаете по губам, какой гласный звук я произнесу беззвучно.

Д/и « Угадай звук»

Вос.: Звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А так же считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем? Я кидаю вам всем по очереди мячик, и называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался. Приготовились.

Бак, шар, рак, сад, таз

Дом, кот, сом, ком

Кит, мир, щит

Суп, дуб, лук, куб, зуб

Сыр, бык

Мэр, сэр...

Вос. А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы слово (дети называют свои слова).

Вос.: Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько, например: мыш - ка, ре - ка, сказ - ка .

Вос.: Ой, я сказала слово «сказка» и к нам в гости просится сказка, а какая, вы должны угадать.

-Жи...бы...де...и ба... . И бы... у ни... Ку...Ря... . Сне... Ку... я... не про..., а зо... . Де... би..., би... – не раз... . Ба... би..., би... – не разби... . Мыш... бе... , хво... мах... , я... упа... и разби... . (дети называют сказку).

Вос.: Совершено верно, ребята. Это сказка - «Курочка Ряба».

Предлагаю вам пройти за свои рабочие места. Выложим полосками название сказки. Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету скажу вам «Будет интересно». Приступайте к выполнению задания.

- Сколько слов в этом предложении?

Дети: 2 слова.

Вос.: Вспомните предложение из сказки, состоящие из трех слов и выложите на столе /Снесла курочка яичко/

Вос. Молодцы, ребята, справились с этим заданием!

Вос. Ребята, вы знаете, на сказочной улице, которая называется « Курочка Ряба», есть дом, в котором живут герои сказки.

Дед, баба, мышка, курочка.

(1слог) (2слога) (2слога) (3слога)

(На доске выставляется таблица-дом, в котором 3 этажа. 1-ый этаж-3окна, 2-ой этаж-2 окна, 3-ий этаж-1- окно).

Вос.: Нам надо расселить героев сказки по этажам. На первом этаже живет герой, в названии которого 3 слога, на втором этаже живут герои, в названиях которого 2 слога, на третьем этаже живет герои, в названии которого 1 слог.

(Дети расселяют на первом этаже - слово «ку – роч - ка»

На втором этаже – слова «ба - ба», «мыш - ка»,

А на третьем - слово «дед»).

Вос.: Молодцы, справились и с этим заданием. Сейчас я предлагаю сделать звуковой анализ слова «БАБА»

/Воспитатель раздает детям карточки с изображением бабы и фишки для звукового анализа слова «БАБА»/

- Сколько слогов в этом слове?

Дети: 2 слога

Вос. А звуков?

Дети: 4 звука.

Вос.: Назовите гласные звуки.

Дети: А

Вос.: Какие согласные звуки?

Дети: Б

Вос. Фишками (красными и синими) выложите это слово на своих карточках, затем проверьте на доске.

Вос.: Ребята, а вы хотите угадать имена дедушки и бабушки?

Дети: Да!

Вос. Попробуйте! (воспитатель вывешивает карточки деда и бабы, на которых зашифрованы имена героев. Вместо букв помещены картинки).

Вос. Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились успешно!!

Вос.: А какими вы себе представляете героев сказки? (дети описывают).

Дед - старый, высокий, худощавый...

Баба - старенькая, седая, добрая, приветливая...

Курочка - большая, рябая, пестрая...

Мышка - серенькая, маленькая, проворная...

Вос.: А как по-другому можно ласково заменить слово «баба»?

Дети: Бабушка, бабулечка...

Вос.: А слово «дед»?

Дети: Дедушка, дедуся, дедулечка...

Вос. Ну вот, ребята, мы побывали с вами в сказке «Курочка Ряба», а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение № 35

детский сад комбинированного вида

Конспект занятия

по обучению грамоте

в старшей группе

Тема: «Сказка в гостях у ребят».

Составила воспитатель первой категории:

Лопанова Оксана Юрьевна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Сказка в гостях у ребят».

Цели:

  • Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.
  • Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
  • Учить детей подбирать определения к существительным.
  • Продолжать учить детей разгадывать загадки и ребусы.
  • Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.

Демонстрационный материал: Таблица-дом, карточки с изображением деда и бабы для дид. игры «Угадай, как зовут?».

Раздаточный материал: Карточка для звукового анализа слова «баба» на каждого ребенка и фишки красного, синего цветов; набор полосок для работы над предложением.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, музыка.

1.Организационный момент

Вос: Ребята, подойдите ко мне. Давайте поздороваемся друг с другом:

-Доброе утро! Птицы запели,

 Добрые люди вставайте с постели!

 Прячется вся темнота по углам,

 Солнце взошло и спешит по делам!

 Всем Доброе Утро!

2.Основная часть

Вос: Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Что такое тишина?

Нам она сейчас нужна.

Если слышно ветерок,

Как колышет он листок;

Если слышно пенье птиц,

Что слетели с ветки вниз;

Если стрелка на часах

Песенку поёт: «Тик-так»

Значит, с нами тишина,

В уголке сидит она…

Слушать музыку готовы

Мы сегодня с вами снова!

Елена Бурлаченко («Нам нужна тишина»)

 Вос.:  Ребята, скажите, о чём говорится в стихотворении? (заслушать ответы детей)

 Правильно, в стихотворении говорится о тишине и о тех звуках, которые можно услышать в тишине. Тишину нарушают разные звуки. Угадайте, что же это за звуки и шумы (дети отворачиваются, и определяют звуки, которые создает воспитатель: стук деревянными ложками, звон колокольчиком, шелест листьев бумаги, стук пальцев о стол и т.д.).

Вос.:  Мы слышим шум дождя, пение птиц - это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг друга.

Вос.: А, какие это звуки? Послушайте

/воспитатель поёт  а-а-а, о-о-о, у-у-у…/

Вос.: Что же это за звуки?

 

Дети: Гласные звуки!

Вос.: Давайте попробуем поиграть с ними. Их можно петь.

Д/и «У кого дольше получится пропеть звук».

Вос.: Если вы будете внимательны, то узнаете по губам, какой гласный звук я произнесу беззвучно.

Д/и « Угадай звук»

Вос.: Звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А так же считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем? Я кидаю вам всем по очереди мячик, и называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался. Приготовились.

Бак, шар, рак, сад, таз

Дом, кот, сом, ком

Кит, мир, щит

Суп, дуб, лук, куб, зуб

Сыр, бык

Мэр, сэр...

Вос. А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы слово (дети называют свои слова).

Вос.: Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько, например: мыш - ка, ре - ка, сказ - ка .

Вос.: Ой, я сказала слово «сказка» и к нам в гости просится сказка, а какая, вы должны угадать.

-Жи...бы...де...и ба... . И бы... у ни... Ку...Ря... . Сне... Ку... я... не про..., а зо... . Де... би..., би... – не раз... . Ба... би..., би... – не разби... . Мыш... бе... , хво... мах... , я... упа... и разби... . (дети называют сказку).

Вос.: Совершено верно, ребята. Это сказка - «Курочка Ряба».

Предлагаю вам пройти за свои рабочие места. Выложим полосками название сказки. Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету скажу вам «Будет интересно». Приступайте к выполнению задания.

- Сколько слов в этом предложении?

Дети: 2 слова.

Вос.: Вспомните предложение из сказки, состоящие из трех слов и выложите на столе /Снесла курочка яичко/

Вос. Молодцы, ребята, справились с этим заданием!

Вос. Ребята, вы знаете, на сказочной улице, которая называется « Курочка Ряба», есть дом, в котором живут герои сказки.

Дед, баба, мышка, курочка.

(1слог) (2слога) (2слога) (3слога)

(На доске выставляется таблица-дом, в котором 3 этажа. 1-ый этаж-3окна, 2-ой этаж-2 окна, 3-ий этаж-1- окно).

Вос.: Нам надо расселить героев сказки по этажам. На первом этаже живет герой, в названии которого 3 слога, на втором этаже живут герои, в названиях которого 2 слога, на третьем этаже живет герои, в названии которого 1 слог.

(Дети расселяют на первом этаже - слово «ку – роч - ка»

На втором этаже – слова «ба - ба», «мыш - ка»,

А на третьем - слово «дед»).

Вос.: Молодцы, справились и с этим заданием. Сейчас я предлагаю сделать звуковой анализ слова «БАБА»

/Воспитатель раздает детям карточки с изображением бабы и фишки для звукового анализа слова «БАБА»/

- Сколько слогов в этом слове?

Дети: 2 слога

Вос. А звуков?

Дети: 4 звука.

Вос.: Назовите гласные звуки.

Дети: А

Вос.: Какие согласные звуки?

Дети: Б

Вос. Фишками (красными и синими) выложите это слово на своих карточках, затем проверьте на доске.

Вос.: Ребята, а вы хотите угадать имена дедушки и бабушки?

Дети: Да!

Вос. Попробуйте! (воспитатель вывешивает карточки деда и бабы, на которых зашифрованы имена героев. Вместо букв помещены картинки).

Вос. Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились успешно!!

Вос.: А какими вы себе представляете героев сказки? (дети описывают).

Дед - старый, высокий, худощавый...

Баба - старенькая, седая, добрая, приветливая...

Курочка - большая, рябая, пестрая...

Мышка - серенькая, маленькая, проворная...

Вос.: А как по-другому можно ласково заменить слово «баба»?

Дети: Бабушка, бабулечка...

Вос.: А слово «дед»?

Дети: Дедушка, дедуся, дедулечка...

Вос. Ну вот, ребята, мы побывали с вами в сказке «Курочка Ряба», а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект заняьтия по обучению грамоте в старшей группе с использованием элементов Вальдорфской педагогики....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....