Занятие по развитию речи ( подготовка к грамоте) с логопедом в подготовительной группе "Мой город"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие с участием анимированного персонажа( Карлсона). Дети в игровой форме начились составлять рассказ о родном городе, поиграли в речевые игры, помогли одинокой жабе, расселили звуки по "квартирам" ( сделали звуко- буквенный анализ слова), закрепили знания о звуке и букве "Ж". В конце занятия дети конструируировали дома из разверток, предварительно украсив их печатными буквами "Ж" ( подготовка руки к письму).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 395.12 КБ |
![]() | 2.5 МБ |
![]() | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
__________________________________________________________________________________________________________
142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.
тел. 8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru
Конспект
открытого занятия по развитию речи
в подготовительной группе
«Мой город»
Учитель - логопед:
Сентемова Е.А.
Воспитатель:
Ломакина Ю.В.
г. Электрогорск 2020 год
Интеграция образовательных областей:
- «Речевое развитие» (развитие речи - связная речь - развитие фонематического восприятия);
- «Социально - коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание)
Виды детской деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- двигательная
Цель: повторение и закрепление звука [ж] на основе обобщения знаний о своём родном городе.
Задачи:
образовательные
- закреплять способность подбирать слова со звуком [ж], слышать его в словах:
- упражнять в составлении звукового анализа и синтеза слова со звуком [Ж];
- формировать навык анализа предложений и составления их графических схем (простых предложений без союзов и предлогов);
- формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком
развивающие:
- продолжать подготовку руки к письму и тренировку графических навыков (написание печатных букв);
- упражнять в составлении описательного рассказа по опорным картинкам на тему «Мой город»;
- продолжать работу над четкостью произносимых звуков
воспитательные:
- воспитывать культуру речи, умение вести диалог с воспитателем;
- воспитывать чувство гордости за родной город;
- поощрять чувство взаимопомощи и желание учиться
Коррекционная:
- формировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами
Здоровьесберегающие:
- воспитывать умение следить за осанкой, сбрасывать напряжение при выполнении физкультминутки
Ожидаемые результаты
- дети умеют подбирать слова со звуком [ж];
- умеют производить звуковой анализ 4- звукового слова;
- умеют составлять звуковую модель предложения;
- обладают навыками по составлению описательного рассказа по опорным картинкам на тему «Мой город»;
- узнают букву «Ж», читают слоги и слова
Предварительная работа:
построение звуко- буквенных моделей слов, схем предложений;
работа в тетрадях по программе «От рождения да школы» Н.Е. Вераксы («Уроки грамоты» 6+, «Развмтие речи» 6+, «Прописи»6+) , в том числе, по подготовке руки к письму;
беседы о большой и малой родине, о родном городе Электрогорске, посещение с экскурсиями и беседами (по истории Электрогорска и истории Великой Отечественной войны) библиотеки, школы № 14, памятника Классону Р.Э.;
посещение экспозиций детского сада, посвященных 75- летию Вов;
беседы о традициях русского народа в минимузее сада «Русская изба»;
разгадывание загадок о городе, дидактическая игра «Город», дидактическая игра «Профессии», конструирование различных видов конструкторов по темам «Дома», «Микрорайон», конструирование домов из бумаги.
Словарная работа
Активизация словаря: четырехэтажный
Пополнение словаря: одноколейная ( железная дорога), торф, архитектор
Оборудование и материалы:
демонстрационный
мультимедийное оборудование ( проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Мой город - Электрогорск»), плюшевый мяч, магниты зеленого, красного и синего цвета, магнитная доска, изображение четырехэтажного дома на бумаге.
раздаточный
Наборы для звукового анализа для каждого ребенка, печатное изображения на ½ А4 слова «жаба», развертки домов для склеивания в крупную клетку, простой карандаш, клей- карандаш, салфетка на каждого ребенка.
Ход.
Воспитатель и дети здороваются с гостями. Воспитатель подводит детей к интерактивной доске. Работа с интерактивной доской
Сюрпризный момент. Слайд 1
Воспитатель: - А теперь отгадайте загадку:
Ни деревня, ни село,
А людей полным - полно,
И еще- еще не мало:
Клиник, садиков, спортзалов,
Стадионов, ресторанов,
Парков, скверов и вокзалов,
Жилых домов, библиотек, магазинов и аптек! (Город)
Приглашаю на городскую прогулку…
. Работа с интерактивной доской
Сюрпризный момент. Слайд 2
Слышится жужжание ( Воспитатель: - Что это за звук?) На экране интерактивной доски появляется Карлсон. Слайд 3
Карлсон:- Здравствуйте! Прошу посадку! Мотор барахлит, жужжит как- то неправильно. Надо поправить. Дети, я слышал, вы любите экскурсии. Вы и по саду ходили, замечали, чего не хватает в вашей группе. А вы что и сейчас на экскурсию отправляетесь? Меня возьмете?
Воспитатель: - Ребята, возьмем с собой Карлсона? Сможете ему интересно о нашем городе рассказать? (Да!) А еще научим его моторчик правильно звук «ж» произносить. Слайды 4-10
Воспитатель: - Расскажите о своем городе по картинкам. Дети встают в круг, передавая плюшевый мяч, говорят по 1-2 предложению о своем городе по слайдам.
( Примерный рассказ детей с опорой на картинки.
Мой город называется Электрогорск. Он находится в Московской области. Рядом с моим городом находится районный центр – город Павловский Посад, который славится на весь мир своими Павлово- Посадскими Платками. Визитной карточкой моего города можно считать ГРЭС. Это главное предприятие города. Еще у моего города есть герб, на гербе изображена молния от электрического разряда.
В моем городе много живописных природных уголков, парков, детских площадок. А также есть стадион, катки, бассейн и дом культуры… Мой город растет, обновляется и расширяется. Сегодня в нем много около 88 улиц (много улиц), много домов, магазинов, есть больница, поликлиника, библиотека, детские сады, школы, различные предприятия. А еще в городе есть железнодорожный вокзал. В самом первом доме Электрогорска находится музей города. Когда-то вокзала не было. А была узкая одноколейная железная дорога, по которой вагонетки возили лошадиные упряжки. (Воспитатель уточняет значение слова одноколейная – одна колея железнодорожного полотна) Основателем нашего города считается Роберт Эдуардович Классон. В 1912 году, более ста лет назад он разбил свою палатку у озера Госьбужье. Здесь он задумал построить одну из первых электростанций, которая работала на торфеВоспитатель уточняет: торф – это горючее полезное ископаемое, которое добывают в болотах) Так появился поселок Электропередача, который впоследствии был переименован в город Электрогорск. В нашем городе живут трудолюбивые люди разных профессии. Трудились люди нашего города и во время Вов, работали на Победу не покладая рук, делали снаряды. В этом году мы будем отмечать юбилей Великой Победы. Сколько лет прошло с тех пор, кто скажет?(75 лет). Много памятников в нашем городе посвящены Победе. Мы с вами в детском саду посещали экспозиции, посвященные войне, слушали беседы, ходили на экскурсии в библиотеку и в музей 14 школы. Наши мальчики, когда подрастут, пойдут в армию, защищать нашу Родину)
Воспитатель: Дети, вы очень интересно рассказали о своем городе, сразу видно, что вы его любите и знаете его историю. Теперь приглашаю на прогулку по городу.
Дети берутся за руки и идут цепочкой, образуя круг.
Физкультминутка. Слайд 11
Я по улице шагаю, - дети маршируют по кругу за воспитателем
Вижу, голуби летают, - машут руками как крыльями
Вижу, в небе самолет, - руки в стороны
Вот машины проезжают, - крутят руль
Тучки по небу плывут, - делают плавательные движения руками
Ветками деревья машут, - останавливаются, встают лицом в круг, руки
вверх, качают руками
Птички песенки поют. - складывают пальцы
Улыбаюсь встречным лицам, - берутся за руки
И они мне, все мы рады, - улыбаются друг другу
Здравствуй город мой любимый! - хлопают в ладоши
Здравствуй, здравствуй, детский сад!
Логопед: - Ребята, подойдите ко мне. А еще, вы знаете, в городе есть жилые дома. Посмотрите какой необычный дом. Сколько в нем этажей? (В этом доме четыре этажа) А еще как можно сказать? ( Этот дом четырехэтажный) Кто же живет в том доме, почему он необычный? ( В этом доме живут животные) Кто и где живет? ( На четвертом этаже живет медведица с медвежатами) На третьем уж живет с кем? (С ужатами) А на втором? ( На втором этаже живут еж с ежатами) А на первом живет одна жаба.
Послушайте внимательно: этаж, жители, медвежата, уж, ужата, живут, жаба, жилой, четырехэтажный. Какой звук вы слышите чаще других? ( Дети: Звук [ж]) Чтобы правильно произнести звук [ж], наш язык что должен сделать? (Дети: Чашечку) Все верно, язычок стоит чашечкой за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Давайте вместе произнесем звук [ж]. Когда мы произносили, звук встречал преграду?( Дети: Да! Губы и язык) Звук [ж] встречал преграду, поэтому он какой? (Согласный) Приложите руку к горлу и определите, какой он звонкий или глухой? (звонкий) А еще вы уже знаете, что звук [ж] всегда какой? (Дети: Твердый)
Логопед: Звук [ж] согласный, всегда твердый и звонкий звук. Давайте поиграем. Я называю слова, если вы услышите звук [Ж], то хлопните в ладоши: кожа, Женя, кожура, медведь, житель, шишки, жук, желудь, Сережа…
Слайд 13
Посмотрите на экран и произнести звуки, слоги и слова ( ж а о у и п к м н ы жа жу жи жук уж(ш) ужи этаж(ш) этажи)
Работа за столами.
Присаживайтесь за столы. Проверьте осанку. Приготовьте ваши руки, мы проведем пальчиковую гимнастику ( дети попарно соединяют одноименные пальцы рук: большие, указательные, средние, безымянные и мизинцы)
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том,
Есть еще одно, повыше,
Есть труба на самой крыше.
Дом готов, зови гостей,
Заходите поскорей!
Логопед: - В этом вы все пойдете в школу. И основным предметом у вас будет русский язык, родная речь. Скажите, а какая бывает речь? (устная и письменная). А из чего состоит речь?( из предложений) Что такое предложение? ( Это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль) А предложения состоят из чего? (из слов) А слова мы с вами можем разделить на.. ( слоги). А слоги образуются из …(звуков) Что такое звук? (Звуки мы слышим и говорим) А что такое буква? (Это знак, которым можно обозначить звук. Буквы мы пишем и читаем)
Построим схему слова ЖАБА (Сколько слогов, звуков, какой звук 1,2,3 и 4)
Физкультминутка.
Встали, вверх мы потянулись.
Вправо- влево поворот.
А теперь наоборот.
Влево - вправо поворот,
Руки вниз, садимся, стоп.
Воспитатель: - Вы знаете много строительных профессий. Кладет кирпичи- …(каменщик, управляет краном- крановщик, выпиливает деревянные окна и двери – столяр. А сегодня я вам предлагаю побыть архитекторами и создать макет дома, расписав его по клеточкам (нужно нарисовать окна, а внизу пропечатать две строчки буквами [Ж], склеить и накрыть дом крышей). Это будут подарки нашим гостям. Дети оставляют дома на столах и подходят к воспитателю.
Рефлексия.
Воспитатель: - Как вы думаете, Карлсону было интересно с нами? А что мы делали? Какой звук повторяли? А что для вас было трудным? Что интересным? Что новым? Слайд 15
Карлсон: - Спасибо за интересный рассказ о городе! Мне Малыш написал, что вам в группу нужны медали для спортивного уголка, я вам их привез и повесил в вашем спортивном уголке. До свидания! И спасибо вам! Да! А еще мой мотор опять отлично жужжит. Ж-ж-ж
Воспитатель: - До свидания! Предлагаю и нам попрощаться с гостями и подарить им на память домики.
Ж А Б А
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ж ж а о у и п к м н ы жа жу уж эж жи жук ужи ужик этажи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД по развитию речи, подготовке к грамоте в подготовительной группе тема «Звук Ч Щ»
Развитие речи, подготовка к грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-717686-1613242697.jpg)
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/28/picture-948680-1527536502.jpg)
Интегрированное занятие по развитию речи, подготовке к обучению грамоте и ознакомлению с окружающим миром по теме "Весна"
Цель научить детей над слоговой структурой слова, дать детям представление о характерных признаков весны...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/02/picture-1510042-1706856749.jpg)
Конспект занятия по развитию речи - подготовка к обучению грамоте
Конспект занятия по развитию речи - подготовка к обучению грамоте в старшей группеЦель. Закрепление представления детей о слове.Образовательные задачи.Закрепить понятие «Слово», разли...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/06/picture-1479336-1688662566.jpg)
"Знания - ключ ко всему" Конспект занятия по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знания-ключ ко всему»Возрастная группа: старшаяПродолжительность занятия: 25 минут.Цель: актуализация и систематизация знаний детей ...