Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе "Волшебное электричество"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Познакомить с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком.
Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком.
Познакомить с новым понятием «статическое электричество».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoe_elektrichestvo.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Волшебное электричество»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком.
Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком.
Познакомить с новым понятием «статическое электричество».
Развивающие:
Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.
Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.
Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
Наглядный (просмотр слайдов об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы; слайды «Бытовая техника»)
Практический (опыты с проявлениями статического электричества)
Игровой (физминутка)
Словарная работа.
Активизировать словарь детей за счёт слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.
Материалы и оборудование:
часы, батарейка.
Оборудование для опытов: лоскуты синтетической ткани, пустые шариковые ручки, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, пластик; поднос со смесью соли и перца; воздушные шары; плазменный шар Н.Тесла.
Ход деятельности воспитателя с детьми
I. Введение в ситуацию.
-Дети, я посмотрела на наши часы, чтоб не пропустить важные дела, но по - моему они не ходят. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое? (Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т.д)
– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?
II. Актуализация знаний.
– Как вы думаете, почему часы стали тикать?
– Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.
– Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейке? Как вы думаете? (Ответы детей)
– Это электричество.
– А что такое электричество?
Ребята, вы запомнили, откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.
– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.
-Ребята, а для чего нам нужно электричество? (Ответы детей: чтоб подключать бытовую технику, электроприборы).
Беседа о технике безопасности.
Давайте вспомним «Уроки Тётушки Совы».
– У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.
– Почему? (Ответы детей).
– Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.
Давайте вспомним правила безопасности.
(На проекторе появляются картинки на каждое правило)
- Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.
- Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
- Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
- Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
- Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
- Молодцы ребята. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством.
- Ребята, но существует и не опасное электричество.
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».
- Я предлагаю вам превратимся в электрончики, которые бегут по проводам, и размяться. Выполняйте движения со мной.
Физминутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)
Чтоб работали приборы, («Моторчик»)
Холодильник, мониторы. ( Хлопки в ладоши на каждый бытовой
Кофемолки, пылесос, прибор)
Ток энергию принёс. (Взяться за руки)
III. Затруднение ситуации.
– Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите поиграть с неопасным электричеством.
– Я сейчас как настоящий волшебник попробую показать вам интересный фокус. (Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком).
Экспериментирование:
– Что лежит под стеклом? (ответы детей) Разноцветные шарики из пенопласта находятся в стеклянной коробке. Попробуем заставить их двигаться. Для этого нам нужно сделать крышку электрически заряженой -натрем её шерстяной варежкой. Накрываем коробку с шариками нашей крышкой. Смотрите что происходит?
(Шарики запрыгали, шевелятся)
Как стекло стало волшебным?
(ответы детей)
Когда крышку натерли варежкой она стала наэлектризованной, поэтому шарики зашевелились и притянулись к стеклу.
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
– Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе?
IV. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка.
Опыты:
1. - Сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на подносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
-Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.
Точно так же можно поиграть и с воздушным шаром, он тоже притягивает к себе предметы.
3.На столе на подносе рассыпаны соль и перец. Как вы думаете, удастся ли нам разделить перемешанные перец и соль?
Натираем шар подносим к подносу, к шару притягивается более легкий перец, а соль остается. Почему? (ответы детей)
Это ещё один пример действия статического электричества. Когда ты трёшь шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках перемещаются очень быстро.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Если мы поднесем к соли заряженный шарик, её электроны всё равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
4.Электрический шар.
Перед вами плазменный шар, схему которого разработал один из величайших изобретателей 19 и 20 веков Никола Тесла в 1894 году.
Каждый плазменный лучик, который вы видите, на самом деле является потоком заряженных частиц. Этот поток достигает стекла, через которое он частично утекает в окружающий воздух, ионизируя его. Но большая часть тока утекает через стекло дальше в проводящее основание шара, которое затем соединяется с землей.
А почему, когда мы подносим руку к шару, плазменные лучи притягиваются к нам? Дело в том, что мы проводим ток, причем проводим его намного лучше, чем это делает воздух. Поэтому электрический ток начинает легко проходить сквозь нас дальше в землю. Мы при этом практически ничего не чувствуем, потому что сила тока оказывается очень маленькой.
Вот так вот здорово можно играть с добрым электричеством.
V.Итог
А о чем мы еще с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? А что нового вы сегодня узнали? Что было самое трудное для вас?
- Хотите показать опыты с безопасным электричеством родителям. Тогда возьмите шарики домой, и проведете опыты вместе с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Экспериментирование в детском саду, старшая группа....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»
Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».
Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:- образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...
Конспект мероприятия по экспериментированию в старшей группе
Конспект содержит описание открытого мероприятия по экспериментированию в старшей группе детского сада....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Чудеса на кухне»
Программное содержание: учить детей через экспериментирование открывать свойства продуктов питания; формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов; ...