Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе "Волшебное электричество"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Румянцева Екатерина  Александровна

Познакомить с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком.

Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком.

Познакомить с новым понятием «статическое электричество».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_elektrichestvo.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебное электричество»

Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества.

Задачи:

Образовательные:         

Познакомить с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком.

Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком.

Познакомить с новым понятием «статическое электричество».

Развивающие:

Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.

Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.

Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.

Методы и приемы:

Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).

Наглядный (просмотр слайдов об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы; слайды «Бытовая техника»)

Практический (опыты с проявлениями статического электричества)

Игровой (физминутка)

Словарная работа.

Активизировать словарь детей за счёт слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.

Материалы и оборудование: 

часы, батарейка.

Оборудование для опытов: лоскуты синтетической ткани, пустые шариковые ручки, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, пластик; поднос со смесью соли и перца; воздушные шары; плазменный шар Н.Тесла.

Ход деятельности воспитателя с детьми

I. Введение в ситуацию.

-Дети, я посмотрела на наши часы, чтоб не пропустить важные дела, но по - моему они не ходят.  Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое?  (Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т.д)

– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?

II. Актуализация знаний.

– Как вы думаете, почему часы стали тикать?

– Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.

– Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейке?  Как вы думаете? (Ответы детей)

– Это электричество.

– А что такое электричество?

Ребята, вы запомнили, откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.

– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.

-Ребята, а для чего нам нужно электричество? (Ответы детей: чтоб подключать бытовую технику, электроприборы).

 Беседа о технике безопасности.

Давайте вспомним «Уроки Тётушки Совы».

– У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.

– Почему? (Ответы детей).

– Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.

Давайте вспомним правила безопасности.

(На проекторе появляются картинки на каждое правило)

  1. Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.
  2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
  3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
  4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
  5. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

- Молодцы ребята. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством.

- Ребята, но существует и не опасное электричество.

– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».

- Я предлагаю вам превратимся в электрончики, которые бегут по проводам, и  размяться. Выполняйте движения со мной.

Физминутка.

Ток бежит по проводам,                (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам.            («Фонарики»)

Чтоб работали приборы,               («Моторчик»)

Холодильник, мониторы.              ( Хлопки в ладоши на каждый бытовой

Кофемолки, пылесос,                      прибор)

Ток энергию принёс.                        (Взяться за руки)

III. Затруднение ситуации.

– Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите поиграть с неопасным электричеством.

– Я сейчас как настоящий волшебник попробую показать вам интересный фокус. (Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком).

Экспериментирование:

– Что лежит под стеклом?  (ответы детей) Разноцветные шарики из пенопласта находятся в стеклянной коробке. Попробуем заставить их двигаться. Для этого нам нужно сделать крышку электрически заряженой -натрем её шерстяной варежкой.  Накрываем коробку с шариками нашей крышкой. Смотрите что происходит?

(Шарики запрыгали, шевелятся)

Как стекло стало волшебным?

(ответы детей)

Когда крышку натерли варежкой она стала наэлектризованной, поэтому шарики зашевелились и притянулись к стеклу.

Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

– Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе?

IV. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка.

Опыты:

1. - Сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на подносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?

-Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.

Точно так же можно поиграть и с воздушным шаром, он тоже притягивает к себе предметы.

3.На столе на подносе рассыпаны соль и перец. Как вы думаете, удастся ли нам разделить перемешанные перец и соль?

Натираем шар подносим к подносу, к шару притягивается более легкий перец, а соль остается. Почему? (ответы детей)

Это ещё один пример действия статического электричества. Когда ты трёшь шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках перемещаются очень быстро.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Если мы поднесем к соли заряженный шарик, её электроны всё равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

4.Электрический шар.

Перед вами плазменный шар, схему которого разработал один из величайших изобретателей 19 и 20 веков Никола Тесла в 1894 году.

Каждый плазменный лучик, который вы видите, на самом деле является потоком заряженных частиц. Этот поток достигает стекла, через которое он частично утекает в окружающий воздух, ионизируя его. Но большая часть тока утекает через стекло дальше в проводящее основание шара, которое затем соединяется с землей.

А почему, когда мы подносим руку к шару, плазменные лучи притягиваются к нам? Дело в том, что мы проводим ток, причем проводим его намного лучше, чем это делает воздух. Поэтому электрический ток начинает легко проходить сквозь нас дальше в землю. Мы при этом практически ничего не чувствуем, потому что сила тока оказывается очень маленькой.

Вот так вот здорово можно играть с добрым электричеством.

V.Итог

А о чем мы еще с вами говорили сегодня?  Кому что запомнилось? А что нового вы сегодня узнали? Что было самое трудное для вас?

- Хотите показать опыты с безопасным электричеством родителям. Тогда возьмите шарики домой,  и проведете опыты вместе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»

Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...

Конспект мероприятия по экспериментированию в старшей группе

Конспект содержит описание открытого мероприятия по экспериментированию в старшей группе детского сада....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Чудеса на кухне»

Программное содержание: учить детей через экспериментирование открывать свойства продуктов питания; формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов; ...