Творческий проект "В гостях у волшебницы Осени"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того, чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребёнка в соответствующую атмосферу. Для этого в детском саду введено экологическое воспитание-ознакомление детей с природой. Суть этого воспитания – сформировать осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые его окружают. Ребёнок взаимодействует с природой ближайшего окружения, познаёт то, что (кто) растёт и живёт рядом с ним. Задача воспитателя – показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Экологическое воспитание – это многообразие форм и методов. Из всех методов экологического воспитания хочется выделить наблюдение как один из самых значимых методов. Это можно показать схематично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_volshebnitsy_oseni.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №172»
Ленинского района города Саратова
Творческо – исследовательский
Проект
Долгосрочный
«В гостях у волшебницы Осени»
Проект подготовила и провела: воспитатель подготовительной к школе логопедической группы Василькова Вера Анатольевна
Содержание.
- Введение.
- Паспорт проекта.
- Содержание и этапы реализации проекта.
- Формы и методы работы с детьми.
- Сценарий праздника, дидактические, хороводные, подвижные игры, загадки, стихи, проводимые в ходе реализации проекта.
- Используемая литература.
Введение.
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того, чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребёнка в соответствующую атмосферу. Для этого в детском саду введено экологическое воспитание-ознакомление детей с природой. Суть этого воспитания – сформировать осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые его окружают. Ребёнок взаимодействует с природой ближайшего окружения, познаёт то, что (кто) растёт и живёт рядом с ним. Задача воспитателя – показать детям раз- нообразие природных явлений, помочь понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Экологическое воспитание – это многообразие форм и методов. Из всех методов экологического воспитания хочется выделить наблюдение как один из самых значимых методов. Это можно показать схематично.
Наблюдение, как метод экологического воспитания |
Словесные методы | Занятия | Экскурсии | Акции | Практическая деятельность |
Чтение, вопросы, пояснения, беседа, пересказ, рассматривание картин. | Комплексные, обобщающие, углубляющее – познавательного типа. | По территории д/с, за его пределами. | Природоохранные, Панорама «добрых дел» | Совместная или самостоятельная деятельность детей с воспитателем в уголке природы, на участке д/с |
Паспорт проекта.
1 Навание проекта: «В гостях у волшебницы осени».
2 Тип проекта: творческо-исследовательский, долгосрочный.
3 Время реализации: сентябрь – ноябрь 2013года.
4 Руководитель проекта: Василькова Вера Анатольевна.
5 Состав проектной группы:
воспитатель Василькова В.А., воспитанники подготовительной к школе логопеди- ческой группы, родители, логопед, музыкальный руководитель.
6 Цель проекта:
провести наблюдения детей за изменениями в живой и в неживой природе (в жиз- ни людей, животных, птиц, растений. Поддерживать естественный интерес ребён- ка к природе. Выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе, за- интересовать проблемой. Сформировать исследовательские способности детей в процессе изучения. Укреплять здоровье, расширять двигательный опыт детей.
7 Задачи проекта обучающие:
формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе; формиро- вать обобщённые способы умственной деятельности и средства построения собст- венной познавательной деятельности.
Развивающие:
развивать умственные операции сравнения и обобщения. Приобретать с детьми опыт исследовательской деятельности. Развивать познавательный интерес ко все-му живому, желание получать новые знания из книг. Развивать любознательность, \Ёнаблюдательность, фантазию. Формировать умения реализовывать интересы. Раз- вивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, эмоциональное отношение к ней; желание обере- гать её, охранять.
8 Актуальность:
экологическое воспитание – это воспитание в детях способности понимать и лю- бить окружающий мир и бережно к нему относиться.
Формы и методы работы с детьми
Художественное слово.
А. Майков М.Ивенсен
Мой сад с каждым днём увядает, Падают, падают листья-
Помят он, поломан и пуст. В нашем саду листопад.
Хоть пышно ещё доцветает Жёлтые, красные листья
Настурций в нём огненный куст… По ветру вьются, летят…
Е.Головин Е. Тутнева
Осень. По утрам морозы. Утром мы во двор идём-
В рощах жёлтый листопад. Листя сыплются дождём,
Листья около берёзы Под ногами шелестят
Золотым ковром лежат. И летят…летят…летят…
Е.Благинина В.Авдиенко, Осень.
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Ходит осень по дорожке,
Хорошо, что ты пришла. Промочила в лужах ножки.
У тебя мы, осень, спросим: Льют дожди, и нет просвета.
Что в подарок принесла? Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Осень на опушке краски разводила, Ветер с клёна листья сбросил.
По листве тихонько кистью проводила. Под ногами коврик новый-
Тронула берёзы, расцветила клёны, Жёлто-розовый, кленовый.
В золоте осины, только дуб зелёный.
А.Барто.
Осенняя песенка. А.Плещеев Смотрит солнышко в окошко,
Миновало лето, осень наступила, Смотрит в нашу комнатку.
На полях и в рощах пусто и уныло. Мы захлопали в лаждошки,
Птички улетели, стали дни короче. Очень рады солнышку.
Солнышка не видно, тёмны, тёмны ночи. В.Нестеренко
Солнце землю осмотрело,
Каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела,
Чем дарить тепло и свет.
Осень. Е.Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах-это платье золотое
У берёзки на плечах. У калины и рябины вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины красотой своей горды. Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём. Под ногами шелестят и летят… летят…летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высоко от земли полетели журавли
Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето.
А.Степанов
Потемнели ветви, от воды туман. Гонит тучи ветер из холодных стран.
Осень на излёте, лес промок насквозь, клюкву на болотах ищет старый лось.
Художественное слово
А.Плещеев Е.Благинина
Туча небо кроет, Осень всё-таки теперь!
Солнце не блестит, Солнце бледнее, небо холоднее.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит… . А.Пушкин
Н.Некрасов Уж небо осенью дышало,
Заунывный ветер гонит Уж реже солнышко блистало,
Стаю туч на край небес, Короче становился день…
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет голый лес. И.Токмакова
Я.Аким Ветрено, ветрено, вся земля
Ветер, ветерок , ветрище, Проветрена!
Ты чего по свету рыщещь? Ветер листья с веток
Лучше улицы мети Разогнал по свету…
Или мельницы крути! До будущего лета.
А.Твардовский Уходит тихо лето, одетое в листву,
Меж редеющих верхушек И остаются где-то во сне иль наяву:
Показалась синева. Серебряная мушка в сетях у паука,
Зашумела у опушек Невыпитая кружка парного молока
Ярко-жёлтая листва. И ручеёк стеклянный, и тёплая земля,
И над лесной поляной жужжание шмеля
А.Пушкин
Печальны лес и дол завялый, Вот и лето прошло, пролетело,
Проглянет день – и уж темно, Сколько радости было в нём!
И, будто путник запоздалый, Сколько счастья, тепла и света
Стучится буря к нам в окно… Было в радостном лете том.
С.Есенин И.Бунин
Нивы сжаты, рощи голы, Берёзы жёлтою резьбой
От воды туман и сырость. Блестят в лазури голубой…
А.Пушкин Солнце отдыхает
Октябрь уж наступил - Раньше всех на свете солнце встало,
Уж роща отряхает А как встало – принялось за дело:
Последние листы Обошло всю землю. И устало,
С нагих своих ветвей… Отдыхать за тёмным лесом село.
З.Александрова Если вдруг найдёшь его в лесу ты,
К нам на длинной мокрой ножке Там, где на траве туман и сырость,
Дождик скачет по дорожке. Не буди: у солнца сон – минуты,
В лужице – смотри, смотри! - Не шуми: весь день оно трудилось.
Он пускает пузыри. А.Плещеев
Скучная картина!
Дождик, дождик, что ты льёшь, Тучи без конца,
Погулять нам не даёшь? Дождик так и льётся,
(русская народная потешка) Лужи у крыльца…
Художественное слово
В.Степанов В.Степанов
Встаёт дворник на заре, Дождик, дождик, ну послушай!
Крыльцо чистит на дворе. Не ходи босой по лужам.
Дворник мусор уберёт По дорогам бродит осень,
И дорожки разметёт. Холода в котомке носит.
А.Плещеев Побелеешь-снегом станешь,
Осень наступила, высохли цветы, До апреля не растаешь.
И глядят уныло голые кусты. Вышел дождик погулять.
Вянет и желтеет травка на лугах, 1,2,3,4,5, вышел дождик погулять.
Только зеленеет озимь на полях. Шёл неспешно, по привычке,
М.Познанская А куда ему спешить?
Наш воробушек качаться захотел, Вдруг читает на табличке:
В гости к тоненькой былинке прилетел. «По газону не ходить!».
С.Федорченко Дождь вздохнул тихонько:
Вот собачка Жучка, - Ох! И ушёл… Газон засох.
Хвостик закорючкой, С.Михалков
Зубы острые – ай-ай! Мы оставили Трезора
Шёрстка пёстрая. Гав!Гав!. Без присмотра, без надзора,
Г. Лагздынь И поэтому щенок
Целый день у нас работа: Перепортил всё, что мог.
Ищем мы кота Федота. А.Покофьев
Не пришёл к обеду кот. Вот он крутится волчком,
Где ты прячешься, Федот? Тузик, Тузик, хвост крючком.
А.Барто Вот летит во весь опор
Нет, напрасно мы решили То на речку, то во двор,
Прокатить кота в машине: То дежурит у ворот –
Кот кататься не привык - Словом, дел невроворот.
Опрокинул грузовик. М.Шпак
А.Барто Журавлики-журавли
Скворец! Смотрите, вот он! Оторвались от земли,
Ему пора на юг, а он перед отлётом Крылья к небу вскинули,
Домой вернулся вдруг. Милый край покинули.
К нам прилетела птица проститься. Закурлыкали вдали
Е.Благинина Журавлики-журавли.
Не слыхать кукушки в роще, Н.Рубцов
И скворечник опустел. Вот ворона сидит на заборе.
Аист крыльями полощет - Все амбары давно на запоре.
Улетает, улетел! Все обозы прошли, все подводы,
К.Бальмонт Наступила пора непогоды.
Стаи птиц улетают Суетится она на заборе,
Прочь, за синее море. Горе ей. Настоящее горе!
Н.Некрасов Ведь ни зёрнышка нет у вороны
Поздняя осень. Грачи улетели, И от холода нет обороны…
Стихотворения
Лес обнажился, поля опустели… Воробей. И.Демьянов
А.Плещеев Среди белых голубей
Туча небо кроет, солнце не блестит: Скачет шустрый воробей,
Ветер в поле воет, дождик моросит. Воробушек пташка,
Воды зашумели быстрого ручья, Серая рубашка.
Птицы улетели в тёплые края. Откликайся, воробей.
В.Волина Вылетай-ка, не робей!
Осень добрая пришла, Осень. Ю.Капустина
Нам подарки принесла. В золотой карете,
Яблоки душистые, Что с конём игривым,
Персики пушистые, Проскакала осень по лесам и нивам.
Груши золотистые Добрая волшебница всё переиначила:
Осень принесла. Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
Осень. А.Пришелец С неба сонный месяц чуду удивляется,
Осень – роща золотая! Всё кругом искрится, всё переливается.
Золотая, синяя. Осень. В.Степанов
А над рощей пролетает Заглянула осень в сад-птицы улетели.
Стая журавлиная. За окном с утра шуршат жёлтые метели
Высоко под облаками Под ногами первый лёд крошится, ломается.
Гуси откликаются, Воробей в саду вздохнёт, а запеть-стесняется
С дальним озером, с полями К.Бальмонт.
До весны прощается. Поспевает брусника, стали дни холоднее.
Цветы И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Если я сорву цветок, Стаи птиц улетают прочь за синее море,
Если ты сорвёшь цветок, Все деревья блистают в разноцветном узоре.
Ели все: и я, и ты, Осень. И.Мизнин
Если мы сорвём цветы, Что ни день – то резче ветер
Опустеют все поляны Рвёт в лесу листву с ветвей…
И не будет красоты. Что ни день – то раньше вечер,
Цветы А светает всё поздней.
Возле речки на пруду, Медлит солнышко как-будто,
На поляне и в саду - Подниматься силы нет...
Всюду выросли цветы Потому и всходит утро
Небывалой красоты. Над землёй почти в обед.
А.Плещеев Кошка. В.Стоянов
Миновало лето. Осень наступила. Вы со мной знакомы близко.
На полях и в рощах пусто и уныло. Я – приветливая киска.
Птички улетели, стали дни короче. Кверху – кисточки на ушках,
Солнышка не видно, тёмны, тёмны ночи. Когти спрятаны в подушках.
А.Степанов Чистоплотна, аккуратна,
Потемнели ветви, от воды туман. Если гладят – мне приятно.
Гонит тучи ветер из холодных стран. Не таю своих привычек –
Лето на излёте, лес промок насквозь. Я люблю мышей и птичек.
Стихотвоорения
Клюкву на болотах ищет старый лось. В темноте я зорко вижу,
Деревья. Понапрасну не обижу.
Деревья – украшение нашей земли, Но дразнить меня опасно-
Без них не живут муравьи, соловьи, Я царапаюсь ужасно!
Ни звери, ни ягоды, ни грибы, Паучок.
Ни люди, ни птицы и ни слоны. У тропинки под рябиной
Облачко. Я.Аким. Сеть раскинул паучок.
Облако за облаком по небу гналось - Нить прозрачной паутины
За облаком-лодкой – облако-лось. Намотал на кулачок:
А ветер гонит, гонит, торопит облака, Если муха прилетит,
То с налёту тронет, то шевельнёт слегка… Паутина задрожит,
Гром И охотник из засады
Весь в молниях блескучих За добычей побежит.
За речкой, за бугром Осень. Н.Нищева
В больших лиловых тучах Ветер по лесу летал,
Ворочается гром. Ветер листья всё считал:
Осень. Вот дубовый, вот кленовый,
Всю зелень леса взяла и перекрасила, Вот рябиновый резной,
Добрая волшебница всё вокруг украсила, Вот с берёзки – золотой,
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила, Вот последний лист с осинки
Всё вокруг искрится, всё переливается. Ветер бросил на тропинку.
Как это чудо в природе называется? А.С.Пушкин.
Осень. З.Фёдоровская Уж небо осенью дышало,
Осень на опушке краски разводила, Уж реже солнышко блистало,
По листве тихонько кистью проводила. Короче становился день,
Потемнел орешник, и зарделись клёны, Лесов таинственная сень
В пурпуре осеннем дуб, некогда зелёный. С печальным шумом обнажалась.
Улетает осень: не жалейте лета, Ложился на поля туман,
Посмотрите, роща золотом одета! Гусей крикливых караван
Кленовые листья. Тянулся к югу: приближалась
Кружит листья листопад, Довольно скучная пора,
Листья по ветру летят, Стоял ноябрь уж у двора…
Яркие резные, листья золотые. Листопад.
А у клёна разные, самые прекрасные. Листья дубовые, листья кленовые
Яркой осени приветы-клёна пышные букеты. Желтеют и падают тихо,
Осень. Ветер хватает, в кучу бросает,
Вот и осень наступила, Кружит листики лихо.
Ножки в луже промочила. Ветерок
Ветерок чихнул-с дерева упал листок, Поиграл ветерок в бархатной листве
Повернулся набочок и уснул… Пробежался сотней ног по лесной траве
Листопад Постучался ветерок в двери и окошки,
Мы листики осенние Покружил совсем чуток
На веточках сидим. Пыль всю на дорожке.
Стихотвоорения
Дунул ветер, полетели и на землю тихо сели. Осень
Ветер снова набежал и листочки все поднял- Осень в гости к нам пришла,
Завертел их, закружил, и на землю положил! Дождь и ветер принесла.
Дождик Ветер дует, задувает,
Капля раз, капля два, капля медленно сперва- С веточек листы сдувает.
Кап, кап, кап, кап. Стали капли поспевать, Листья по ветру кружатся
Капля каплю догонять- кап, кап, кап, кап. И под ноги нам ложатся.
Зонтик поскорей раскроем, от дождя себя укроем. На, а мы гулять пойдём
Зонт И листочки соберём!
Погода начала сердиться- Дождь
Весь день льёт дождик за окном. Рано, рано по утру выгляни в окошко:
И, чтобы мне не простудиться, Дождик бегал по двору,
Гулять я буду под зонтом. Поиграл немножко.
Берёзка. И.Семёнова. Он деревья поливал,
Эта модница лесная Тротуар, лужайки,
Часто свой наряд меняет: И Максимкин самосвал
В шубке белой – зимой, Отыскал под лавкой.
Вся в серёжках – весной, З.Александрова
Сарафан зелёный – летом, Снежок порхает, кружится, на улице бело.
В день осенний – в плащ одета. И превратились лужицы в холодное стекло.
Если ветер налетит, И.Суриков.
Золотистый плащ шуршит. Белый снег, пушистый, в воздухе кружится
Снежинка И на землю тихо, падает, ложится.
Белая, узорная, звёздочка-малютка, М.Познанская
Ты слети мне на руку, посиди минутку. Тихо-тихо снег идёт,
Покружилась звёздочка в воздухе немножко, Белый снег, мохнатый.
Села и растаяла на моей ладошке. Мы расчистим снег и лёд
А.Липецкий Во дворе лопатой.
Снежинки пуховые, весёлые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном
И землю устилаете блестящим серебром.
Загадки.
Нарядные сестрички весь день гостей встречают, мёдом угощают. (Цветы).
Как называются цветы, когда в руке их держишь ты? (Букет).
Жёлтая, пушистая, нежная, душистая, боится мороза, зовётся…(мимоза).
Падают с ветки золотые монетки.(Листья)
Растут-зеленеют, упадут-пожелтеют, полежат-почернеют. (Листья).
Летают, кружатся, на землю ложатся. С земли не встают и тут пропадут (Листья)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья).
Жёлтый, а внутри он бел, даст пучок зелёных стрел.
Лишь порежь его-тотчас слёзы выступят из глаз. ( Лук).
Само с кулачок, круглый бочок. Тронешь пальцем-гладко, а откусишь- сладко.( Яблоко).
Бела, рассыпчата, вкусна и на столе всегда она. (Картошка).
На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков.( Горох).
В шкуре золотистой, сладкий и душистый.(Апельсин ).
В шкуре жёлтой, кислый он, называется…(лимон).
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).
Жёлтая курица под тыном дуется. (Тыква).
Сидит Ермошка на одной ножке, на нём 100 одёжек и все без застёжек. (Капуста). На поляне у дорожки-красные горошки.
Кто мимо пройдёт-в рот к себе кладёт. (Земляника).
Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мёд, а вкус не тот. (Репа).
В этот месяц, что ни год, в школу тянется народ:
Золотой шуршит листвою, ярких астр букет несёт.(Сентябрь).
Что за месяц к нам пришёл? Золотом расшил кругом сад и лес, поля и луг,
Изменил он всё вокруг. (Сентябрь).
Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют. (Листья).
Дни стали короче, длинней стали ночи. Шёл долговяз,
Урожай собирают. Когда это бывает? В сырую землю увяз.
(осенью). (дождь).
Золотые, тихие рощи и сады, нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги и не слышен гром. Спать ложится солнышко раньше с каждым днём. (Осенью).
Кто там топает по крыше? топ-топ-топ. Чьи шаги всю ночь я слышу? топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли. Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? Топ-топ-топ.
(дождь).
Светит, сверкает, всех согревает. (солнце).
Без него плачемся, а как появится, от него прячемся. (солнце).
Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я…(осень)
Пословицы, поговорки.
«Осенью серенькое утро, красненький денёк».
«Дождь вымочит, а красно солнышко высушит».
«Октябрь землю покрыл где листком, где снежком».
«Весенний дождь из тучки, осенний - из ясени».
«Весенний дождь растит, осенний-гноит».
«Весенний дождь из тучки, осенний – из ясени».
«Весной дождь парит, осенью мочит».
«Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется».
«Туча летуча, а дождь – бегун».
«Осень – запасиха, зима – подбериха».
«В осеннее ненастье 7 погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит и рвёт, и льёт, и снизу метёт».
«Осень велика – зима долга».
«Холоден сентябрь, да сытен».
«Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь».
«От сентября к лету поворота нету».
«Срубили кусты – прощай, птицы!».
«Лук от семи недуг».
«Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд».
«Сентябрь без плодов не бывает».
«Батюшка сентябрь не любит баловать».
«В сентябре держись крепче за кафтан».
«В сентябре прохладно, да сытно»
«В сентябре и лист на дереве не держится».
«Лето со снопами, а осень с пирогами».
«Осень студит воду».
«Осенняя муха сильнее кусает».
«Весна красна цветами, а осень – пирогами».
«Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна».
«Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой».
«В сентябре синица просит осень в гости».
«Гром в сентябре-к тёплой осени».
«На Самсона (9 сентября)-дождь, через 7 недель тоже будет дождь».
«Туча летуча, а дождь – бегун».
«Осень – погоды перемен восемь».
«Пока лист с вишен не опал,сколько бы ни выпало снега, оттепель его сгонит».
«Если журавли летят высоко и курлычут, будет стоять хорошая осень».
«Журавль на юг не отбудет – мороза не будет».
«Лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро».
«В октябре до обеда осень, а пополудни-зимушка-зима».
«В октябре на одном часу и дождь, и снег».
«Знать, осень в октябре по грязи».
«Осень велика, зима долга».
«День прозевал – урожай потерял».
Пословицы и поговорки.
«Осенью ложка воды – ведро грязи».
«Осень студит воду».
«Гуси летят – зимушку на хвосте тащат».
«И птица чует, что холод будет».
«Октябрь – грязник, птиц првожает».
«В октябре ни сани, ни телега не годятся».
«Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму».
«В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся».
«Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колёса, ни полоза не любит».
«Октябрь венчает белый снег с великой грязью».
«Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень».
«В октябре и изба с дровами, и мужик в лаптях, а спорины нет».
«В октябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать».
«Диво в октябре – белые мухи».
«В октябре снег на мокрую землю выпал – к снежной зиме».
«Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме».
«Во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри – дождь будет долгим».
«Дождь пошёл после обеда – будет идти долго».
«Осень идёт, дождь за собой ведёт». «Осень велика, зима долга».
«Весна и осень на пегой кобыле ездят». «В ноябре зима с осенью борется».
«Придёт осень, за всё спросит». «Ноябрь на пегой кобыле едет: то снег, то грязь». «От осени к лету – поворота нету».
«Без воды зима не станет».
«И птица чует, что холод будет».
«Осень прикажет, а весна своё скажет».
«В осень и у вороны копна хлеба».
«В ноябре тепло морозу не указ».
«Дождь вымочит, а красно солнышко высушит».
«Ноябрь – сумерки года».
«Ноябрь осень замыкает».
«Ноябрь – сентябрю внук, октябрю – сын, зиме – родной батюшка».
«Ноябрь – ворота зимы».
«В ноябре солнце сквозь слёзы и «белых мух» улыбается».
«На Матвея зима потеет».
«Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь его перехолодил».
«Ноябрь – поворот на зиму».
«В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается».
«Ноябрь – ледостав и кузнец».
«Ноябрьские ночи самые тёмные».
«В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается».
«Осенняя пора – птицы со двора».
Поговорки и пословицы
«Покорми птиц зимою – послужат тебе весною».
«Осенняя пора – птицы со двора».
«Вороны собираются в стаи – к холодной и снежной зиме».
«Вороне соколом не быть».
«Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замёрзнет».
«И птица чует, что холод будет».
«В ноябре снегу надует – хлеба прибудет».
«Первый снежок не лежок».
«Первый снежок – детям на радость».
«Осенью ложка воды – ведро грязи».
Приметы
Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
Солнце в туман садится – к дождю.
Дождь без ветра будет идти долго.
Дождь пошёл после обеда-будет долго идти.
Много желудей в сентябре на дубе – к лютой зиме.
Багровые зори – к ветру.
Днём жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.
Тёплая осень – к долгой зиме.
Роса ночью вынала обильно – не будет ни грозы, ни ливня.
Ночью был иней – к ветру.
Много одёжек на луковицах – быть холодной зиме.
Луна в тусклой дымке – к ненастью.
На небе несколоко дней подряд видны белые облака – к похолоданию.
Ночное небо звёздное – будет солнечная погода.
Солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится.
Облака движутся с севера на юг – к ясной погоде.
Облака движутся с юга на север – к ненастью.
Облака движутся против ветра – к холоду.
Направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю.
Преждевременное падение листьев – к ранней зиме.
Осенью листопад пройдёт скоро – ожидай крутой зимы.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.
Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме.
Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к тёплой.
Дождь без ветра будет долго идти.
Дождь пошёл после обеда – будет долго идти.
Много желудей на дубе – к тёплой зиме и плодородному лету
Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме.
Приметы
Ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю.
Если с дерева лист начисто упадёт – будет холодная зима.
Если листопад пройдёт скоро, надо ожидать холодной зимы.
Гром в сентябре – к тёплой осени.
Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.
Облака редкие – будет ясно и холодно.
Если орехов много, а грибов нет, будет снежная и суровая зима.
В сентябре много тенетников – к долгой, сухой осени.
Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
Птицы запели в дождь – скоро будет ясно.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Много пауков и их сетей – к ясной погоде.
К обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде.
Облака идут низко – возможен дождь.
На перистых облаках появилось множество белых облачков – к дождю.
Месяц в тусклой дымке – к ненастью.
Лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро.
Журавль на юг не отбудет – мороза не будет.
Солнце в туман садится – к дождю.
Кошка жмётся к батарее – к похолоданию.
Кошка прячет нос под лапой – к морозу.
Осенью серенькое утро – жди красненького денька.
Вороны летают стаями и беспрерывно каркают – к дождю.
Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу.
Ночное небо звёздное – будет солнечная морозная погода.
Луна скрыта за облаками – возможно ненастье.
К обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде.
Если в начале октября лист с берёзы не опал-снег ляжет поздно.
Если в октябре лист с берёзы и дуба опадёт не полностью, будет холодная зима.
Воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.
Коли первый снег на Сергия (8 октября), то зима установится на Михайлов день (21 ноября). Луна покраснела – жди ветра-пострела.
Много рябины – к дождливой осени и сильным морозам зимой.
Мало рябины – к сухой осени.
Гуси летят – значит, зиму приваживают, да от морозов бегут.
Октябрь – капустник: на капусте иней – к морозу.
На Евлампия (23 октября) рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам.
Федот лёд на лёд ведёт.
Во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри - дождь будет долгим. Иней на деревьях – к морозам.
Дождь пошёл после обеда - будет идти долго.
Солнце в туман садится – к дождю.
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
Какова погода в ноябре, таков и май.
Приметы
Ноябрьские ночи до снега темны.
Днём жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождём и зима придёт.
После дождя потеплело – к плохой погоде.
Если во время листопада листья ложатся лицом вниз, зима будет холодной, изнанкой вверх – тёплой.
Лес шумит – к оттепели.
Вороны прячут клюв под крыло – к снегопаду.
Если вороны садятся клювами в одну сторону,- к сильному ветру.
Если первый снег упадёт на мокрую землю, то он останется, будет зима снежной.
Первый сухой снег обещает хорошее лето.
Облака чёрные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится.
На Матвея (29 ноября) ветры буйные – быть метелям до Николы Зимнего (19 декабря).
Дидактические игры.
1 «Какой цветок?»-описать предлженный цветок. Цель: развить умение подби- рать прилагательные, обогатить словарный запас. 2. У этого цветка 4 лепестка, а сколько лепестков у двух таких цветков?
2 «Назови одним словом»-подобрать обобщающие слова к предложенным приме- рам. Цель: закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».
3 «Придумай сам» - Цель: формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя. Ход игры: воспитатель предлагает выбрать каждому ребёнку по одному предмету (кубик, шишка, листик, крышечка…) и пофа нтазировать: на что похожи предметы? Как можно поиграть ими?
4 «Ласковые слова». Цель: образовать существительные с помощью умень-шительно-ласкательных суффиксов.
5 «Повтори».Н-р: дуб-рябина-сосна, берёза-ель-клён и т. д.
6 «Найди себе пару». Цель: учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в са- мостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
7 «Повтори, не ошибись». Н-р: сентябрь-октябрь-ноябрь; ноябрь-октябрь-сентябрь; и т.д.
8 «Кто больше слов придумает». Цель: активизировать словарь, расширять кругозор. Ход игры: дети образуют круг. Восп-ль бросает мяч ребёнку, тот называет слово с заданным звуком.
Дидактические игры
9 «Ищи». Цель: упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными. Ход: дети в течение10-15 секунд должны увидеть в группе как можно больше предметов (одного цвета, одной формы, материала и т.д.).
10 «Что где растёт?». Цель: учить понимать происходящие в природе процессы. Дать представление о значении растений. Показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
11 «Что это такое?». Цель: учить создавать в воображении образы на основе ха- рактерных признаков предметов, замечать необычное в самых обычных вещах. Развивать фантазию.
12 «Найди самый красивый цветок».Цель: закрепить названия цвета, научить сос тавлять сложносочинённые предложения.
13 «Узнай дерево по листочку». Цель: закрепить названия деревьев.
14 «Какое небо?». Цель: научить подбирать относительные прилагательные.
15 «Какой ветер?». Цель: научить подбирать относительные прилагательные.
16 «Найди дерево». Цель: закрепить названия деревьев.
17 «Сравни». Цель: найти и назвать веточки разной длины и толщины.
18 «Придумай предложение». Цель: научить составлять предложения с заданным словом.
19 «Что делает?». Цель: научить подбирать глаголы к существительному «дворник».
20 «Наоборот». Цель: научить подбирать антонимы к словам.
21 «Назови собачку (кошку». Цель: активизировать в речи клички животных.
22 «Доскажи фразу». Цель: научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
23 «Что лишнее?». Цель: закреплять знания признаков времён года, умение чётко излагать свои мысли. Развивать слуховое внимание.
24 «Земля, вода, огонь». Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий.
25 «Что это значит?». Цель: учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
26 «Насекомые». Цель: закреплять умение классифицировать и называть насеком
27 «Расскажи без слов». Цель: закреплять представления об осенних изменениях в природе. Активизировать словарь детей, расширять кругозор. Развивать творческое воображение, наблюдательность.
28 «Да или нет». Цель: закреплять знания детей осенних примет.
29 «Цветы». Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
30 «Так бывает или нет?». Цель: развивать логическое мышление. Уметь замечать последовательность в суждениях.
31 «Похож-не похож». Цель: учить сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
32 «И я». Цель: развивать сообразительность, выдержку, чувство юмора.
32 «Летает – не летает». Цель: развивать слуховое внимание.
Дидактические игры
33 «Живая и неживая природа». Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
34 «Игра в загадки». Цель: расширять словарный запас детей.
35 «Сколько предметов?». Цель: обучать предметному счёту. Развивать количественные представления, умение понимать и называть числительные.
36 «Исправь ошибку». Цель: учить понимать смысл предложения.
37 «Вспомни разные слова». Цель: учить вслушиваться в звучание слов. Упраж- нять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
38 «Стоп! Палочка, остановись!». Цель: упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
39 «Какой, какая, какое?». Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
40 «Кто больше вспомнит?». Цель: расширять словарный запас детей.
41 «Найдите, что опишу». Цель: учить находить растение по описанию.
42 «Отгадайте, что за растение». Цель: обучать описывать предмет и узнавать его по описанию.
43 «Лесник» Цель: закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников.
44 «Природа и человек». Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что даёт природа человеку.
45 «Наоборот». Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровые упражнения. Физкультминутки.
1 «Урожай» - развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: «соберём», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвём».
В огород пойдём, Идут по кругу, взявшись за руки.
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный. Показывают круг руками-3 раза.
Щавеля нарвём немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Н.Нищева
2 «Овощи» - развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за
Репа, свёкла, редька, лук руки, в центре круга-водящий с за-
Поиграть решили в прятки, вязанными глазами.
Но сначала встали в круг.
Рассчитались чётко тут же: Останавливаются, крутят водящ.
1,2,3,4,5.Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий
Ну, а ты иди искать. ищет.
В.Волина.
3 Капля раз, капля два. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва, 4 прыжка.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. 8 прыжков.
Мы зонты свои раскрыли. Руки разводят в стороны.
От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой.
4 «К нам пришла осень» (употребление падежных окончаний).
Мы ждали… (осень). Мы одеваемся тепло…(осенью).
Долго не было… (осени). Мы любим …(осень).
Мы рады…(осени).
Осенние листики
Мы листики осенние, мы листики осенние. Дети садятся на корточки.
На веточках сидели, ветер дунул, полетели. Летают по комнате.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. Тихо садятся.
Ветер снова набежал и листочки все поднял. Поднимаются.
Повертел их, покружил и на землю опустил. Кружатся и снова садятся.
У этого цветка 4 лепестка, а сколько лепестков у двух таких цветков?
Цель: закреплять навыки счёта.
Сдуй листок со стола.
Цель: развивать речевое дыхание. (с.7)
Как шумит вода?
Цель: закрепить произношение звуков (с, ш).
Как крисат?
Цель: научить регулировать силу голоса, проговаривать отдельные звуки.
Кто как поёт?
Цель: закрепить звукопроизношение голосов птиц.
Пальчиковая гимнастика
Ю. Тувим
«Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, « Шагают» пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свёклу. Ох! Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе- Загибают по одному пальчику.
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свёкла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла Загибают по одному пальчику.
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытое крышкою, в душном горшке Ладони складывают крест
Кипели, кипели в крутом кипятке накрест.
Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свёкла. Ох!.. Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! «Едят» суп.
«Листья». Н.Нищеева.
1,2,3,4,5, будем листья собирать. Загибают пальчики, начиная с большого.
Листья берёзы, Сжимают и разжимают кулачки.
Листья рябины, Загибают пальчики, начиная с большого.
Листья клёна, листья ели,
Листики дуба мы соберём,
Букет маме отнесём. «Шагают» по столу средним и указатель- ными пальчиками.
Вышел дождик погулять
1,2,3,4,5, Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая-с большого пальца.
Вышел дождик погулять Удары по столу пальчиками обеих рук.
1,2,3,4,5, вышел дождик погулять. Шёл неспешно, попривычке,
А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «по газону не ходить!».
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!».И ушёл… Газон засох.
(«Шагают» средним и указательным пальцами. Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками. Часто и ритмично бъют в ладоши. Ритмичные хлопки по коленям).
Цветы В. Волина.
Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки.
Распускают лепестки. Перед лицом, затем расрывают в виде чаши.
Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки.
Лепестки колышет.
Наши алые цветки Кисти рук наклоняются вправо и влево.
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Осень Н. Нищева
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями
.Ветер листики считал:
Пальчиковая гимнастика
Загибают по одному пальчику на обеих
Вот дубовый, вот кленовый, руках.
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки.
Снежок Н.Нищева
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок лепили. «Лепят снежок».
Круглый, крепкий, Показывают круг, сжимают ладони вместе,
Очень гладкий гладят одной ладонью другую.
И совсем,совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз – подбросим. «Подбрасывают».
Два – поймаем. Приседают, «ловят».
Три – уроним. Встают, «роняют».
И… сломаем. Топают.
Составь узор
Составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.
Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.
Игры с песком.
«Печём» пироги с морковкой, картошкой.
Выложи сам.
Из камней выложить солнышко.
Выкладывание круга из осенних листиков.
Выложить узор из сухих травинок.
Выложить из камней машинку.
Выложить снежинку из палочек или спичек на столике.
Нарисуй палочкой.
Нарисовать палочкой на песке облака и тучи.
Нарисовать что-либо по желанию на влажной земле.
Нарисовать колесо на песке палочкой или на асфальте мелом.
Угадай.
Угадать на ощупь, что положили в ладошки (камешек, шишку, травинку, палочку).
Сделай сам.
Сделать из сухой травы веник.
Труд
1 Собрать семена растений.
2 Собрать букет.
3 Работа в цветнике.
4 Собрать и засушить красивые листья семена деревьев для поделок.
5 Правила безопасной работы с садовым инвентарём.
6 Очистка инвентаря после работы и уборка его в специально отведённое место.
7 Подмести участки, освещённые солнцем.
8 Сбор сухих веточек, мусора.
9 Уборка опавшей листвы и веточек.
10 Окапывание лунок вокруг деревьев и кустарников.
11 Сбор природного материала для поделок.
12 Собрать разлетевшиеся от ветра листья.
13 Собрать и разложить по коробочкам природный материал.
14 Опрыскивать комнатные цветы.
15 Собрать крупный мусор.
16 Убрать сухую траву граблями.
17 Покормить животных и птиц.
14 Очистить дорожку от снега.
Подвижные игры
1 «У медведя во бору». Цель: научить действоватьсогласно словам текста, развивать быстроту и ловкость.
2 «Горелки». Цель: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: дети стоят в колонне парами. Перед ними-линия, на ней-водящий. Го- ворят хором: гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо-птички летят, коло- кольчики звенят! Дети из последней пары бегут вдоль колонны (один слева, другой справа), берутся за руки в начале колонны. Водящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети возьмутся за руки.
3 «Меняемся местами».Цель: учить действовать в команде; развивать внимание, ловкость.
4. «Вейся, венок!». Цель: научить детей водить хоровод.
5. «Листопад». Цель: закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев.
6 «Поймай листок». Цель: развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Подвижные игры
7 «Огуречик, огуречик». Цель: научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь.
8 «Горелки».Цель: научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.
9 «Удочка». Цель: научиться перепрыгиватьчерез скакалку.
10 «Мы – весёлые ребята». Цель: научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади.
11 «Перелёт птиц». Цель: научить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
12 «Перебежки». Цель: упражнение в быстроте и ловкости.
Используемая литература
1.«Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Уланова Л.А., Иордан С.О.
2.«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова.
3.«Организация деятельности детей на прогулке». Подготовительная к школе группа.», Т.Г.Кобзева, Г.С. Александрова.
4.«Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Блочно-тематическое планирование», Э.Ф.Курмаева
5.«КРО Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 дет», И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва.
6.«Рабочие программы в ДОУ. Воспитательно-образовательный процесс. Планирование на каждый день. Сентябрь – ноябрь. Подготовительная группа. По программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, МА.Васильевой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего праздника "В гости к волшебнице Осени"
Этот сценарий поможет педагогам ДОУ подготовить праздник Осени....
Сценарий осеннего утренника для детей среднего дошкольного возраста "В гостях у волшебницы Осени"
В сценарии утренника представлен литературный и музыкальный материал подобранный по возрасту детей....
Познавательно-творческий проект "В гостях у волшебницы Осени"
Познавательно-творческий проект "В гостях у волшебницы Осени".Мир природы нельзя познать по картинке. Для того, чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознать, что является его ...
Познавательно-творческий проект "В гостях у волшебницы Осени"
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того, чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузит...
Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к волшебнице осени».
Действующие лица: Ведущая, Осень, Сорока, Старичок-лесовичок.Дети: Девочки: Землянички, клюквы, ежевики, малины; мальчики: ежики.Атрибуты: Салюты на выход (красный и желтый); Листики по 2 каждому ребе...
Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к волшебнице осени».
Действующие лица: Ведущая, Осень, Сорока, Старичок-лесовичок.Дети: Девочки: Землянички, клюквы, ежевики, малины; мальчики: ежики.Атрибуты: Салюты на выход (красный и желтый); Листики по 2 каждому ребе...
Познавательно-творческий проект «В гостях у волшебницы Осени»
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить...