« Буква Я, Звук [ЙА]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Речевое развитие», подготовительная к школе группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_nod_2.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка», г.Жиздра
Конспект НОД
тема: « Буква Я, Звук [ЙА]»
образовательная область «Речевое развитие»
подготовительная к школе группа
Подготовила воспитатель:
Гоцманова Н.Н.
г.Жиздра 2019г.
Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте)
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Тема: «Буква Я, звук [йа]. Закрепить умение производить звуковой анализ слов, составлять предложение по схеме.
Задачи:
О. познакомить с буквой Я; формировать умение слышать при произнесении сочетание звуков [йа]; закрепить умение производить звуковой анализ слов, составлять предложение по схеме.
Р.развивать фонематический слух.
В. Воспитывать внимание и самостоятельность.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Способы организации детей: фронтально
Предварительная работа: разучивание стихотворения В. Берестова « Как хорошо уметь читать»
Материал и оборудование: новогодний конверт, плакат с изображением буквы Я, предметные картинки, названия которых начинаются с буквы Я, листы для самостоятельной работы, карандаши, фишки для звукового анализа слов, схемы предложений.
Ход НОД.
1. Открытый вход в деятельность.
Дети, какой скоро праздник? (Новый год)
Что надо положить под ёлку, чтобы Дед Мороз принёс подарок? (пишут письмо)
А что надо уметь, чтобы написать письмо? (писать и читать)
Конечно, давайте вспомним стихотворение В. Берестова «Как хорошо уметь читать».
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
2. Вводно-организационный.
Я предлагаю сегодня сочинить письмо Деду Морозу. Но всё, что мы пожелаем должно начинаться на первую букву первого месяца в году. Как называется этот месяц (январь).
Значит, на какую букву должны будут начинаться наши пожелания (на букву Я).
Все наши пожелания мы сложим в этот Новогодний конверт (показ конверта)
3. Мотивация на деятельность.
Но сначала давайте познакомимся с буквой Я и звуком (я). Для этого я приглашаю вас за столы.
4. Объяснение новой темы или расширение имеющихся знаний.
Дети, буква Я очень удивительная, она обозначает целое слово. Скажет буква про себя: «Посмотрите, это Я». Скажите, из каких элементов состоит буква Я (из длинной палочки, полукруга и короткой полочки)
Давайте пропишем эту букву в воздухе. А сейчас нарисуйте портрет буквы Я на листочке.
Почему Я это буква (потому что мы её видим, пишем и читаем).
Буква Я очень хитрая, она спрятала в себе целых 2 звука. Попробуйте догадаться какие. Для этого попробуйте чётко произнести букву Я. (дети выполняют задание).
Й+А=Я.
Звук Й это мягкий согласный, какой фишкой мы его обозначим (зелёной), а звук А это гласный звук, мы его обозначим (красной фишкой).
Есть такое правило: буква Я обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.
5. Динамическая пауза.
Физминутка:
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснёт.
6. Практическая работа.
Отгадайте загадку:
В саду на дереве растёт
Красный, вкусный, сочный плод
Я подскажу: на букву Я
Он начинается, друзья.
А сейчас давайте сделаем звуковой анализ слова ЯБЛОКО. Но прежде чем вы приступите к работе, я хочу напомнить, что буква Я в начале слова обозначает, сколько звуков? 2 звука (дети самостоятельно делают звуковой анализ слова за столами, кто-то около доски). Сколько букв в слове яблоко? (6 букв). А сколько звуков в этом слове? (7 звуков). Почему звуков больше чем букв? (потому что буква Я стоит в начале слова и обозначает 2 звука)
Посмотрите на доску, что вы видите (схему предложения). Я предлагаю составить предложение по схеме, чтобы в нём было слово Я. (ответы детей)
А сейчас я возьму Новогодний конверт, и мы поиграем в игру «Ловим звук». Для дедушки Мороза мы соберём пожелания, которые начинаются со звука Я. (дети выбирают картинки и составляют предложения, если они соглашаются с товарищем, хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами) Пожелания-снежинки складываю в конверт.
7. Открытый выход из деятельности.
С какой буквой вы познакомились?
(с буквой Я)
Что мы узнали про букву Я? (что она состоит из двух звуков Й и А).
Что мы положили в конверт для Деда Мороза? (слова со звуком Я).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...