Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Пушкина Людмила Юрьевна

Консультация из опыта работы по теме: "Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx17.14 КБ
Файл prezentacija-po-obucheniyu-gramote_kpcbt.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

«Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте»

Разработала: Пушкина Людмила Юрьевна- воспитатель подготовительной к школе группы.

   Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка         к обучению         грамоте.      
(Слайд         №2) От того, насколько успешно ребенок освоил основы звукового анализа, дифференциации звуков, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.  Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходиться на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать еще         в детском саду.            
( Слайд         №3) Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения         грамоте:   
- формирование звуковой стороны речи: т.е. ребенок должен владеть правильным,         четким         произношением         звуков;
- формирование фонематических процессов, подразумевает умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- в понятие готовности к звуковому анализу и синтезу входит  умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове;
- знакомство детей с терминами: звук, слог, слово, предложение, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие,  учит детей работать со схемой слова, предложения;
- навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.

(Слайд №4) Этапы. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как  «предложение», «слово», «слог», «звук» .  (Слайд №5)  На первом этапе дети узнают, что наша речь состоит из предложений. Каждое предложение это законченная мысль. Когда мы произносим предложение, то в конце каждого из них мы понижаем голос, останавливаемся, делаем паузу. Дети учатся выделять предложения из речи, определять на слух количество предложений в тексте; работают над выделением слов из предложений, определением кол-ва слов в предложении; приходят к выводу, что предложение состоит из слов, связанных по смыслу.  Далее знакомятся со схемой предложения. Учатся «записывать» предложения, упражняются в составлении предложений из 2-3, 4 слов с определенным         словом.                      
Например:
Составьте предложение  со словом солнце и составьте схему   предложения (Ярко светит солнце. В этом предложении 3 слова. Первое слово Ярко, пишем с заглавной буквы, второе – светит, третье- солнце.
В конце предложения         ставим         точку).  
(Слайд №6) Также дети учатся составлять предложения по опорным картинкам;         по схемам         с         заданным         количеством         слов.
СЛОВО. После того как дети хорошо усвоили структуру предложения, знакомимся с составом слова.  Дети узнают, что слово  состоит из слогов (частей); учимся делить слова на слоги. Знакомимся со способами деления слов на части. Можно слово делить хлопками, простукиванием пальцем по столу, но более точный способ – это контроль рукой за опусканием подбородка. Сколько раз подбородок коснется руки, столько слогов в слове (ПРИМЕР: мак,        Ма-ша)        и        т.д..
  Знакомимся с короткими и длинными  словами  (дом, муравей). Короткое слово состоит из одного слога, а длинное из нескольких частей-слогов. С помощью  слоговых домиков, вагончиков упражняемся в делении сов на части.
  Следующий этап
 – знакомство  с образованием слогов - состоят из звуков (слияние звуков). В образовании слогов, помогает звуковая зарядка.  (тренинг с         воспитателями)

Например: Верни слог: р,а –ра,  к,и, -ки, о, т – от
- верни звуки: му – м,у; ан – а,н; ки – к, и
- вернуть слово: к,о,т –кот, т,о,к – ток, к,и,т – кит
- вернуть звуки: сок – с,о,к, мак – м,а,к,  роза –р,о,з,а.
-Усложняем задачу – вернуть только гласные: мак-а, сом-о, роза-о, а:
- вернуть согласные :шум –ш,м, дым-д,м.

(Слайд №7) Следующий этап - знакомство со звуками. При знакомстве со звуками начинаем знакомиться с звуковым составом слова, в этом нам помогают «звуковые бусы»  «Звуковые бусы» представляют собой цепочки кругов (как бы нанизанные на ниточку бусины), каждая бусинка – это определенный звук в слове; сколько звуков в слове, столько бусинок в бусах. Работа со «звуковыми бусами» помогает детям научиться слышать каждый звук         в         слове.
Далее идет  знакомство с гласными и согласными звуками - бусины-круги приобретают         цвет: красный кружок обозначает гласный звук, синий – согласный твердый, зеленый – согласный мягкий.

Когда знакомимся  со звуками с помощью схемы (рыбки или полоски с тремя окошками) тренируемся в определении позиции звука в слове.
Например, такое задание: Где прячется звук (определить положение звука в слове: в начале, в середине или в конце слова)

Далее начинаем знакомить со звуковым анализом слова. Слова даем, которые четко слышим и не изменяется звук. Слова для звукового анализа даем по принципу от простого к сложному.

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

-Слова из двух гласных (ау, уа);

- слова из двух звуков (ум, ах, ус);

- слова из трех звуков (дым, мир);

- слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист)

- слова из одного слога со стечением согласных в начале (двор, гром);

- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов(галка, сумка);

- слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

(Слайд №8) При работе со звуковым  анализом  слова учим детей  пользоваться алгоритмом. Пример:  ЗИМА

   1.Произнеси слово и послушай его.

   2. Произнеси слово по слогам.

   3. Выдели первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

   4.Обозначь выделенный звук кружком нужного цвета.

   5. Выдели  второй звук в слове, назови и охарактеризуй его.

   6.Выдели третий звук и т.д.

   7. Прочитай по кружкам слово целиком.

   8.Ответь на вопросы: сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

(Слайд №9) Чтобы подготовка к обучению грамоте прошла успешно, нужно создать условия для интересной работы , в этом нам поможет хорошо оснащенная развивающая  предметно-пространственная  среда (РППС).

-Наглядный материал;
-Различные дидактические пособия;
-Подшивки ребусов;
-Картотеки артикуляционной , дыхательной и пальчиковой гимнастики
-Картотеки игровых упражнений;
- Дидактические игры фабричные и сделанные своими руками и т.д.

Итог. Подготовка к обучению  грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте » Воспитатели: Пушкина Л.Ю. МДОУ детский сад №30 г. Ржев 2018г

Слайд 2

« От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии». Д.Б. Эльконин

Слайд 3

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов Формирование звуковой стороны речи Формирование фонематических процессов Умение работать со схемой слова, предложения Готовность к звуковому анализу и синтезу звукового состава речи Владение навыками слогового чтения Знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие

Слайд 4

Этапы работы ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОГ ЗВУК

Слайд 5

Предложение. Слово. - учить выделять предложение из речи, определять на слух количество предложений в тексте. - учить анализировать состав предложения из трех-четырех слов, составлять схему предложения. - упражнять в составлении предложений с заданным словом, по заданной схеме. Пример: Ярко светит солнце.

Слайд 6

Составьте схему предложения по опорным картинкам.

Слайд 7

Слово. Слог Слово состоит из слогов. Слог-часть слова. Знакомство с «короткими» и «длинными» словами. Слог. Звук. Слог состоит из звуков. Звуки в слове стоят в определенном порядке. Определение позиции звука в слове. Знакомство со звуковой схемой слов. - звуковые бусы - гласный звук - согласный твердый звук - согласный мягкий звук

Слайд 8

Алгоритм звукового анализа слова: 1.Произнеси слово и послушай его. 2. Произнеси слово по слогам. 3. Выдели первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4.Обозначь выделенный звук фишкой нужного цвета. 5. Выдели второй звук в слове, назови и охарактеризуй его. 6.Выдели третий звук и т.д. 7. Прочитай по фишкам слово целиком . ЗИМА 8.Ответь на вопросы: сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

Слайд 9

Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС), способствующей развитию речи детей, формированию речевой активности. Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников Создание полноценной речевой среды: соблюдение взрослыми всех языковых норм (произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических).

Слайд 11

Рисунки и схемы помогают педагогам объяснить детям правильную артикуляцию звуков.

Слайд 12

Соотнеси картинку со схемой слова

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Мастер-класс ( конспект занятия) для подготовительной к школе группы по обучению грамоте У нас в гостях клоуны Бим и Бом.

Цели:1.     Познакомить с новыми звуками  [ б] и [б`] и буквами Б, б.2.     Продолжать учить читать слоги, слова с новыми буквами.3....

Консультация - практикум для родителей подготовительной к школе группы по обучении грамоте

Данный материал познакомит родителей, как в детском саду проходят занятия по обучению грамоте. Практические упражнения  помогут родителям в индивидуальной работе с детьми дома по работе со звукам...

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте, развитию речи и познанию мира с элементами речевого творчества на тему: «Поможем Интернешке!»

Ø Закрепление знаний о гласных и согласных буквах, их характеристиках, особенностях.Ø Закрепление знания правильного печатного изображения букв алфавита.Ø Совершенствование навыка слого-звукового анал...

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по обучению грамоте на тему: "Приключения Буратино"

Помочь дошкольнику освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии....

Технологическая карта мероприятия НОД для детей подготовительной к школе группы по обучению грамоте.

Тема: «Удивительное путешествие» Образовательная область «Речевое развитие»....