Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Консультация из опыта работы по теме: "Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii.docx | 17.14 КБ |
prezentacija-po-obucheniyu-gramote_kpcbt.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте»
Разработала: Пушкина Людмила Юрьевна- воспитатель подготовительной к школе группы.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.
(Слайд №2) От того, насколько успешно ребенок освоил основы звукового анализа, дифференциации звуков, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходиться на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать еще в детском саду.
( Слайд №3) Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- формирование звуковой стороны речи: т.е. ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков;
- формирование фонематических процессов, подразумевает умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- в понятие готовности к звуковому анализу и синтезу входит умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове;
- знакомство детей с терминами: звук, слог, слово, предложение, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, учит детей работать со схемой слова, предложения;
- навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.
(Слайд №4) Этапы. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «предложение», «слово», «слог», «звук» . (Слайд №5) На первом этапе дети узнают, что наша речь состоит из предложений. Каждое предложение это законченная мысль. Когда мы произносим предложение, то в конце каждого из них мы понижаем голос, останавливаемся, делаем паузу. Дети учатся выделять предложения из речи, определять на слух количество предложений в тексте; работают над выделением слов из предложений, определением кол-ва слов в предложении; приходят к выводу, что предложение состоит из слов, связанных по смыслу. Далее знакомятся со схемой предложения. Учатся «записывать» предложения, упражняются в составлении предложений из 2-3, 4 слов с определенным словом.
Например: Составьте предложение со словом солнце и составьте схему предложения (Ярко светит солнце. В этом предложении 3 слова. Первое слово Ярко, пишем с заглавной буквы, второе – светит, третье- солнце.
В конце предложения ставим точку).
(Слайд №6) Также дети учатся составлять предложения по опорным картинкам; по схемам с заданным количеством слов.
СЛОВО. После того как дети хорошо усвоили структуру предложения, знакомимся с составом слова. Дети узнают, что слово состоит из слогов (частей); учимся делить слова на слоги. Знакомимся со способами деления слов на части. Можно слово делить хлопками, простукиванием пальцем по столу, но более точный способ – это контроль рукой за опусканием подбородка. Сколько раз подбородок коснется руки, столько слогов в слове (ПРИМЕР: мак, Ма-ша) и т.д..
Знакомимся с короткими и длинными словами (дом, муравей). Короткое слово состоит из одного слога, а длинное из нескольких частей-слогов. С помощью слоговых домиков, вагончиков упражняемся в делении сов на части.
Следующий этап – знакомство с образованием слогов - состоят из звуков (слияние звуков). В образовании слогов, помогает звуковая зарядка. (тренинг с воспитателями)
Например: Верни слог: р,а –ра, к,и, -ки, о, т – от
- верни звуки: му – м,у; ан – а,н; ки – к, и
- вернуть слово: к,о,т –кот, т,о,к – ток, к,и,т – кит
- вернуть звуки: сок – с,о,к, мак – м,а,к, роза –р,о,з,а.
-Усложняем задачу – вернуть только гласные: мак-а, сом-о, роза-о, а:
- вернуть согласные :шум –ш,м, дым-д,м.
(Слайд №7) Следующий этап - знакомство со звуками. При знакомстве со звуками начинаем знакомиться с звуковым составом слова, в этом нам помогают «звуковые бусы» «Звуковые бусы» представляют собой цепочки кругов (как бы нанизанные на ниточку бусины), каждая бусинка – это определенный звук в слове; сколько звуков в слове, столько бусинок в бусах. Работа со «звуковыми бусами» помогает детям научиться слышать каждый звук в слове.
Далее идет знакомство с гласными и согласными звуками - бусины-круги приобретают цвет: красный кружок обозначает гласный звук, синий – согласный твердый, зеленый – согласный мягкий.
Когда знакомимся со звуками с помощью схемы (рыбки или полоски с тремя окошками) тренируемся в определении позиции звука в слове.
Например, такое задание: Где прячется звук (определить положение звука в слове: в начале, в середине или в конце слова)
Далее начинаем знакомить со звуковым анализом слова. Слова даем, которые четко слышим и не изменяется звук. Слова для звукового анализа даем по принципу от простого к сложному.
Последовательности предъявления слов для звукового анализа:
-Слова из двух гласных (ау, уа);
- слова из двух звуков (ум, ах, ус);
- слова из трех звуков (дым, мир);
- слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист)
- слова из одного слога со стечением согласных в начале (двор, гром);
- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов(галка, сумка);
- слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
(Слайд №8) При работе со звуковым анализом слова учим детей пользоваться алгоритмом. Пример: ЗИМА
1.Произнеси слово и послушай его.
2. Произнеси слово по слогам.
3. Выдели первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4.Обозначь выделенный звук кружком нужного цвета.
5. Выдели второй звук в слове, назови и охарактеризуй его.
6.Выдели третий звук и т.д.
7. Прочитай по кружкам слово целиком.
8.Ответь на вопросы: сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных?
(Слайд №9) Чтобы подготовка к обучению грамоте прошла успешно, нужно создать условия для интересной работы , в этом нам поможет хорошо оснащенная развивающая предметно-пространственная среда (РППС).
-Наглядный материал;
-Различные дидактические пособия;
-Подшивки ребусов;
-Картотеки артикуляционной , дыхательной и пальчиковой гимнастики
-Картотеки игровых упражнений;
- Дидактические игры фабричные и сделанные своими руками и т.д.
Итог. Подготовка к обучению грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии». Д.Б. Эльконин
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов Формирование звуковой стороны речи Формирование фонематических процессов Умение работать со схемой слова, предложения Готовность к звуковому анализу и синтезу звукового состава речи Владение навыками слогового чтения Знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие
Этапы работы ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОГ ЗВУК
Предложение. Слово. - учить выделять предложение из речи, определять на слух количество предложений в тексте. - учить анализировать состав предложения из трех-четырех слов, составлять схему предложения. - упражнять в составлении предложений с заданным словом, по заданной схеме. Пример: Ярко светит солнце.
Составьте схему предложения по опорным картинкам.
Слово. Слог Слово состоит из слогов. Слог-часть слова. Знакомство с «короткими» и «длинными» словами. Слог. Звук. Слог состоит из звуков. Звуки в слове стоят в определенном порядке. Определение позиции звука в слове. Знакомство со звуковой схемой слов. - звуковые бусы - гласный звук - согласный твердый звук - согласный мягкий звук
Алгоритм звукового анализа слова: 1.Произнеси слово и послушай его. 2. Произнеси слово по слогам. 3. Выдели первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4.Обозначь выделенный звук фишкой нужного цвета. 5. Выдели второй звук в слове, назови и охарактеризуй его. 6.Выдели третий звук и т.д. 7. Прочитай по фишкам слово целиком . ЗИМА 8.Ответь на вопросы: сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных?
Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС), способствующей развитию речи детей, формированию речевой активности. Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников Создание полноценной речевой среды: соблюдение взрослыми всех языковых норм (произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических).
Рисунки и схемы помогают педагогам объяснить детям правильную артикуляцию звуков.
Соотнеси картинку со схемой слова
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"
Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....
Мастер-класс ( конспект занятия) для подготовительной к школе группы по обучению грамоте У нас в гостях клоуны Бим и Бом.
Цели:1. Познакомить с новыми звуками [ б] и [б`] и буквами Б, б.2. Продолжать учить читать слоги, слова с новыми буквами.3....
Конспект интегрированной НОД с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений и логического мышления "В поисках золотого ключика"
Игра на закрепление знаний детей подготовительной группы с использованием ИКТ. Занятие проводилось на родительском собрании....
Консультация - практикум для родителей подготовительной к школе группы по обучении грамоте
Данный материал познакомит родителей, как в детском саду проходят занятия по обучению грамоте. Практические упражнения помогут родителям в индивидуальной работе с детьми дома по работе со звукам...
Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте, развитию речи и познанию мира с элементами речевого творчества на тему: «Поможем Интернешке!»
Ø Закрепление знаний о гласных и согласных буквах, их характеристиках, особенностях.Ø Закрепление знания правильного печатного изображения букв алфавита.Ø Совершенствование навыка слого-звукового анал...
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по обучению грамоте на тему: "Приключения Буратино"
Помочь дошкольнику освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии....
Технологическая карта мероприятия НОД для детей подготовительной к школе группы по обучению грамоте.
Тема: «Удивительное путешествие» Образовательная область «Речевое развитие»....