Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Чиркова Светлана Николаевна

В данном материале, предстален конспект НОД  "Путешествие в весенний лес". В данной ОД идет ознакомление детей подготовительной группы со звуком и буквой "Ч".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Путешествие в весенний лес».

Цель:Познакомить детей со звуком [Ч] и буквой «Ч».

Задачи: закрепить произношение звука [Ч], продолжать учить выделять его в слогах, словах; продолжать учить детей умению подбирать слова с нужным звуком, определять позицию звука в слове; совершенствовать умение проводить звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных; продолжать знакомить с буквами; учить читать слоги  с новой буквой; закрепить умение составлять предложение из 3-4 слов; активизировать словарь детей.

Материал и оборудование: предметные картинки, домики для определения места звука в слове, наборы для составления схем, разрезные азбуки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!»  мы друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»,

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнется.

Воспитатель: Дети,  давайте поздравляемся с гостями.

Дети:  Доброе утро!(обращаемся к гостям)

Дети заходят в группу, на столе стоит сундучок.

Воспитатель: Дети, чей сундучок здесь стоит? Кто его сюда поставил? Как мы сможем определить, кто его хозяин?

Дети: Нужно его открыть и посмотреть, что в нем.

Воспитатель: Чтобы сундучок открылся надо выразительно сказать:

«Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок»

(В сундучке лежат картинки: веточка вербы, лужи, подснежник, листок,сосульки, грача, солнце, ручеек, проталинка)

Воспитатель: Дети, кто догадался, кто же хозяин этих вещей?

Дети: Весна.

Воспитатель: А почему вы решили, что эти вещи принадлежат весне? Как мы скажем одним словом это…

Дети: Это приметы весны.

Воспитатель: А, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Подскажите, какая бывает весна?

Ответы детей(Теплая, ласковая, яркая, веселая, дружная, ранняя, поздняя, зеленая, звонкая, добрая, солнечная, радостная, долгожданная)

Стихотворение «Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно очень теплые

Ноги у весны.

Воспитатель. Сегодня весна приглашает нас на прогулку. И мы берем с собой весенние карточки, которые нам прислала весна. Давайте разложим их по корзинкам. В первую корзинку положим картинки в  названиях которых состоят из одного слога, во вторую из двух, а в третью три и более.

-Молодцы, все разложили, проходите за столы.

-Пришла весна. И что появляется на деревьях?(почки)

-Какие птицы прилетают первыми?(грачи)

-Ребята, какой звук встречается чаще всего во всех этих словах

Дети: Звук [Ч].

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой «Ч».  

Давайте произнесем все вместе звук [Ч].

Какой это звук гласный, или согласный?(Согласный)

Почему?(Его нельзя петь и тянуть, есть преграда в ротике)

Звонкий, или глухой звук [Ч ](Глухой)

Почему?(Потому, что нет вибрации в горлышке, горлышко молчит)(поставьте нужный звук)

Твердый, или мягкий (Мягкий)

Воспитатель: Дети запомните звук [Ч] всегда мягкий.

Каким цветом будет обозначаться звук (Зеленым)

- Да, верно, звук [Ч] –согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Дети на письме звук[Ч] обозначают буквой «Ч». На что похожа буква «Ч»?

«Ч»- вы правильно решили

Пишут также, как «4»,

Только с цифрами  друзья,

Путать буквы нам нельзя.

(Выложить букву используя бобовые зернышки)

Дети, когда приходит весна на деревьях распускаются листочки, придумайте слова на звук [Ч]? И наше дерево покроется листочками.(Придумать слова, в которых присутствует звук [Ч]).

(Назвали слово, прикрепили листочек.)

Воспитатель. Вот какое красивое дерево у нас получилось. А, мы с вами отправляемся дальше на следующую полянку.

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет(дети встают, разводят руками),

Землю солнышко пригрело(разводят вокруг себя руками),

Птичка радостно запела(руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки(ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек),

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты(приседают и снова встают).

Воспитатель: Дети, мы с вами вышли на полянку, на этой полянке живут гласные буквы. Назовите их (Дети перечисляют).

Давайте познакомим нашу букву «Ч» с буквами, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой (чи, ча, чу, чо). Дети, а я знаю интересную чистоговорку про грача.

- Я буду говорить, а вы повторяйте за мной.

Ча-ча-ча - мы увидели грача.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Чо-чо-чо - греет солнце горячо.

Че-че-че - сидит грач на каланче.

Еч-еч-еч - надо сад беречь.

Повторяем все хором.

Воспитатель: - Дети, и вновь дорога ждет вас.  Посмотрите на поляне стоят домики, там никто не живет. Давайте заселим наши домики, новыми жильцами. У каждого жильца в названии есть звук (Ч), определите  где находится этот звук, в начале, в середине или в конце слова. И распределите жильцов по домикам.

- Дети, а вы знаете, кто первый вестник весны? Вы узнаете кто это отгадав загадку.

Вместе с этой черной птицей

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет?

Дети: Грач.

Воспитатель: Давайте выложим слово «грач» фишками.

К доске выполнить звуковой анализ слова «грач» выйдет…

Посмотрите у всех ли так получилось(веду по фишкам)

Произнесем слово вслух.

Какой звук первый?(дать характеристику звука) второй? Третий? Четвертый?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Сколько всего звуков?

Молодцы все справились с заданием.

Воспитатель:  В дороге мы устали и нам захотелось ласковых слов..

Кто из звуков нам помочь готов?

«Ч» - он самый мягкий звук.

Не откажемся мы от его услуг!

Зазвучали ласково словечки,

В них звук «Ч» нашел себе местечко.

Игра с мячом «Назови ласково».

(белка, ветка, облако, верба, лиса, заяц, волк, лист, собака, кошка)

Вся природа радуется приходу весны. Давайте придумаем предложение о весне.(Ответ детей)

Воспитатель: Дети какое предложение вам больше всего понравилось? Давайте выложим схему этого предложения, но прежде вспомним правила написания предложения.

1. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

2. Каждое слово пишется отдельно.

3. В конце предложения ставится точка.

Выкладываем предложение.  А к доске идет выкладывать….

Посмотрите у всех так получилось?

Какое первое слово в предложении?

Какое третье слово в предложении?

Какое последнее?

Почему ты взял короткую полосочку?

Воспитатель: Молодцы! И здесь у вас все получилось.

На нашей весенней полянке расцвел цветок, но не простой, а волшебный.  На его лепестках мы видим  буквы. Давайте вместе составим слова.

Воспитатель: А наше путешествие подошло к концу. С каким звуком и буквой познакомились? Какое задание показалось интересным? Какое задание показалось трудным? Кто считает, что справился со всеми заданиями, возьмите веселое солнышко, а у кого возникли трудности  грустное.  В чем были трудности?(Ответы детей) Мы с ними справимся!

До свидания!

Дети а я знаю интересную чистоговорку п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте подготовительной к школе группе

Дети вспоминают материал, пройденный за год по обучению грамоте. Выполняют разные задания, пишут в тетрадях ....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Подготовительная группа

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук "Л". Буква "Л"". Подготовительная группа...

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа

Конспект  занятия по обучению грамотеподготовительная к школе группаЦели.Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на сл...

Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.

Тема: Сундучок  для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...