Занятие по грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте на тему «Путешествие в страну звуков»
Воспитатель: Т. В. Ткаченко МБДОУ «Детский сад №7 «Крылышки».
Цель: Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Задачи:
- Обучающие:
- Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.
- Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
- Развивать слуховое внимание.
- Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.
Развивающие:
- Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.
- Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.. уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пяснения
Планируемые результаты: ребёнок должен проявлять любознательность
Наглядный материал: подушки на каждого ребёнка; для шумового эффекта: колокольчик, бумага, целлофан и т. д.; Звуковые матрёшки и предметные картинки (названия которых начинаются на твёрдые и мягкие согласные звуки); интерактивная доска «Колибри».
Ход образовательной деятельности:
Ребята проходят в группу и рассаживаются на подушки. (стульчики).
Воспитатель: ребята, закройте глаза, а потом мне расскажите, что вы услышали.
(включает фонограмму с различными звуками или с помощью предметов: колокольчика, бумаги, целлофана и т. д. издаёт шумовые эффекты)
Воспитатель: Что вы услышали?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно вы услышали звуки. Что же такое звук?
Дети: Это то, что мы слышим.
Воспитатель: А как вы думаете, где живут звуки?
Дети: вокруг нас.
Воспитатель: Правильно, ведь звуки окружают нас повсюду. Некоторые звуки мы слышим, а некоторые мы можем произносить сами. Какие это звуки?
Дети: гласные, твёрдые и мягкие согласные.
Воспитатель: молодцы, а вы хотите отправиться в путешествие в страну звуков? А в путешествие со мной отправится тот, чьё имя (фамилия) начинается на звук (называет звуки)…….
Воспитатель: В путешествие каждый из вас отправится на своем транспорте. Катя, на каком транспорте ты хочешь отправиться в путешествие?
- Как ты думаешь, какой звук издаёт твой транспорт.
Дети предлагают варианты, озвучивая звук, который может издавать этот транспорт (например, если это поезд, дети произносят звуки Ч-Ч-Ч, если автобус: Ш-Ш-Ш, если самолёт: У-У-У и т. д.).
Воспитатель: первая остановка нашего путешествия называется «Помогай-ка». На этой станции живут две сестрёнки-матрёшки. Посмотрите на нах и найдите их отличия.
Дети: у них на фартуках кармашки разного цвета.
Воспитатель: Правильно, а знаете почему?
(варианты ответов детей)
Воспитатель: Одну сестричку зовут ЛОЛА, а вторую ЛИЛЯ. И представляете, они чуть не поссорились. Поэтому они решили обратиться к вам за помощью. Лола любит играть с предметами, которые начинаются на твёрдые согласные звуки, а ЛИЛЯ с предметами которые начинаются на мягкие согласные звуки. А картинки с предметами все перепутались. Давайте, поможем сёстрам, пусть они больше никогда не ссорятся.
Ребята выполняют задания, выделяя первый звук в слове и сопровождают свои действия комментариями (например: Это П-П-ПИРАМИДКА, я отдаю эту картинку ЛИЛИ, потому что слово начинается с мягкого согласного звука ПЬ и т. д.)
Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справились с заданием, мне кажется, что матрёшки заулыбались. Они благодарят вас, а нам пора отправляться дальше. Садитесь в свой транспорт.
(дети изображают путешествие на транспорте, озвучивая транспорт каждый своим звуком)
- Следующая станция называется «Угадай-ка». Я вам сейчас загадаю слово, а вы попробуйте его угадать:
Маша ты первый звук этого слова: твёрдый согласный звук С.
Ваня, ты второй звук этого слова: Твёрдый согласный звук Л.
Марина, ты третий звук этого слова – гласный звук О.
Настя, ты последний звук этого слова – твёрдый согласный звук Н.
- Догадались, какое слово я загадала? (слова могут быть разными: лиса, сани, пила и т. д.)
Дети: Слон.
Воспитатель: Правильно. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Живые звуки».
Правила игры: воспитатель подходит к каждому «ребёнку-звуку» и нажимает на придуманную кнопочку, каждый назывет свой звук, чтобы получилось слово. Затем воспитатель даёт команду: «Ну-ка звуки перемешайтесь!», «Дети-звуки» меняются местами. Ребята пытаются узнать, какое слово теперь получилось и существует ли такое слово. Педагог снова даёт команду «Ну-ка, звуки, встаньте на свои места». Дети-звуки выстраивают правильное слово.
Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам ещё одну игру «Командиры».
Правила игры: Те ребята, которые остались на своих местах станут «командирами». И будут давать звукам разные задания (команды). Например: Второй звук слова - твёрдый согласный звук Л - подпрыгни три раза (хлопни в ладоши 4 раза, мяукни 2 раза и т.д.). Задания даются каждому звуку.
Воспитатель: Молодцы! А теперь пора отправляться дальше. Следующая станция называется «Закрепляй-ка». На этой станции мы выполним задания на определение звука в слове (в начале, в конце, в середине).
Работа по интерактивной доске «Колибри».
Воспитатель: А теперь мы отправляемся на последнюю станцию «Поиграй-ка». Я вам предлагаю поиграть в игру «Звук, замри!».
Правила игры: ( игра по принципу игры «Фигура замри!». Из ребят выбирается водящий, остальные дети «ЗВУКИ». Водящий говорит слова:
«Звуки двигаются раз,
Звуки двигаются два,
Звуки двигаются три.
На месте звук, замри!».
Дети - «звуки замирают», а водящий подходит к ним, спрашивает: «Ты кто?», ребенок - «звук» отвечает: «Я твёрдый согласный звук «Т», или я мягкий согласный звук «МЬ» и т. д.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы все такие молодцы! Скажите, что вам понравилось больше всего в нашем путешествии. А на какой станции вам было интересно и почему.
(ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по грамоте средняя группа
Это занятие поможет Вам научить детей интонационно выделять звуки в словах....
Занятие по грамоте. Подготовительная группа
На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех...
Итоговое занятие по грамоте
Открытые занятия подготовительной группой "Путешествие в страну Грамоту"...
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в с...
конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "На помощь Незнайке". Познакомить детей с буквой "Ш", закрепить навык проведения звукового анализа слов.
Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности; Закрепить у детей знание букв русского алфавита; Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, с применением правил написания гласных...
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...
Методическая разработка для учителей-логопедов по теме:«Развитие мышления, внимания и ФВ на занятиях по грамоте» (обобщающее выпускное занятие) с детьми подготовительного дошкольного возраста .
ЦЕЛЬ: развитие мышления, памяти, произвольного внимания детей на основе обучения грамоте ....