Занятие по грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ткаченко Татьяна Владимировна

Занятие по грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по грамоте383.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте на тему «Путешествие в страну звуков»

Воспитатель: Т. В. Ткаченко МБДОУ «Детский сад №7 «Крылышки».

Цель: Формирование у детей  навыков элементарного звукового анализа.

Задачи:

- Обучающие: 

  • Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. 
  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
  •  Развивать слуховое внимание.
  • Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.

Развивающие:

  • Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.

- Воспитательные:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.. уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пяснения

Планируемые результаты: ребёнок должен проявлять любознательность

Наглядный материал: подушки на каждого ребёнка; для шумового эффекта: колокольчик, бумага, целлофан и т. д.; Звуковые матрёшки и предметные картинки (названия которых начинаются на твёрдые и мягкие согласные звуки); интерактивная доска «Колибри».

 

 

Ход образовательной деятельности:

Ребята проходят в группу и рассаживаются на подушки. (стульчики).

Воспитатель: ребята, закройте глаза, а потом мне расскажите, что вы услышали.

(включает фонограмму с различными звуками или с помощью предметов: колокольчика, бумаги, целлофана и т. д. издаёт шумовые эффекты)

Воспитатель: Что вы услышали?

(ответы детей)

Воспитатель: правильно вы услышали звуки.  Что же такое звук?

Дети: Это то, что мы слышим.

Воспитатель: А как вы думаете, где живут звуки?

Дети: вокруг нас.

Воспитатель: Правильно, ведь звуки  окружают  нас повсюду.  Некоторые звуки мы слышим, а некоторые мы можем произносить сами. Какие это звуки?

Дети: гласные, твёрдые и мягкие согласные.

Воспитатель: молодцы, а вы хотите отправиться в путешествие в страну звуков? А в путешествие со мной отправится тот,  чьё имя (фамилия) начинается на звук (называет звуки)…….

Воспитатель: В путешествие каждый из вас отправится на своем транспорте. Катя, на каком транспорте ты хочешь отправиться в путешествие?

- Как ты думаешь, какой звук издаёт твой транспорт.

Дети предлагают варианты, озвучивая звук, который может  издавать этот транспорт (например,  если это поезд, дети произносят звуки Ч-Ч-Ч, если автобус: Ш-Ш-Ш, если самолёт: У-У-У и т. д.).

Воспитатель: первая остановка нашего путешествия называется «Помогай-ка». На этой станции живут две сестрёнки-матрёшки. Посмотрите на нах и найдите их отличия.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_9c2ca37dc9d6bc91281f4e4666271659.jpg.jpg

Дети: у них на фартуках кармашки разного цвета.

Воспитатель: Правильно, а знаете почему?

(варианты ответов детей)

Воспитатель: Одну сестричку зовут  ЛОЛА, а вторую ЛИЛЯ. И представляете,  они чуть не поссорились. Поэтому они решили обратиться к вам за помощью. Лола любит играть с предметами, которые начинаются на твёрдые согласные звуки, а ЛИЛЯ с предметами которые начинаются на мягкие согласные звуки. А картинки с предметами все перепутались. Давайте, поможем сёстрам,  пусть они больше никогда не ссорятся.

http://itd3.mycdn.me/image?id=839020449230&t=20&plc=WEB&tkn=*-5npEqdA0l4AJPSQX--Luz7PcOchttp://puzzleit.ru/files/puzzles/106/105851/_original.jpghttp://itd3.mycdn.me/image?id=839020449230&t=20&plc=WEB&tkn=*-5npEqdA0l4AJPSQX--Luz7PcOc

http://puzzleit.ru/files/puzzles/106/105851/_original.jpg

Ребята выполняют задания, выделяя первый звук в слове и  сопровождают свои действия комментариями (например: Это П-П-ПИРАМИДКА, я отдаю эту картинку ЛИЛИ, потому что слово начинается с мягкого согласного звука ПЬ и т. д.)

Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справились с заданием, мне кажется, что матрёшки заулыбались. Они благодарят вас, а нам пора отправляться дальше. Садитесь в свой транспорт.

(дети изображают путешествие на транспорте, озвучивая транспорт каждый своим звуком)

- Следующая станция называется «Угадай-ка».  Я вам сейчас загадаю слово, а вы попробуйте его угадать:

Маша ты первый звук этого слова: твёрдый согласный звук С.

 Ваня, ты второй звук этого слова: Твёрдый согласный звук Л.

Марина, ты третий звук этого слова – гласный звук О.

 Настя, ты последний звук этого слова – твёрдый согласный звук Н.

- Догадались, какое слово я загадала? (слова могут быть разными: лиса, сани, пила и т. д.)

Дети: Слон.

Воспитатель: Правильно. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Живые звуки».

Правила игры: воспитатель подходит к каждому «ребёнку-звуку» и нажимает на придуманную кнопочку, каждый назывет свой звук, чтобы получилось слово. Затем воспитатель даёт команду: «Ну-ка звуки перемешайтесь!», «Дети-звуки» меняются местами. Ребята пытаются узнать, какое слово теперь получилось и существует ли такое слово. Педагог снова даёт команду «Ну-ка, звуки, встаньте на свои места». Дети-звуки выстраивают правильное слово.

Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам ещё одну игру «Командиры».

Правила игры: Те ребята,  которые остались на своих местах станут  «командирами». И будут давать звукам разные задания (команды). Например: Второй звук слова - твёрдый согласный звук Л - подпрыгни три раза (хлопни в ладоши 4 раза, мяукни 2 раза и т.д.). Задания даются каждому звуку.

Воспитатель: Молодцы! А теперь пора отправляться дальше. Следующая станция называется «Закрепляй-ка».  На этой станции мы выполним задания на определение звука в слове (в начале, в конце, в середине).

Работа по интерактивной доске «Колибри».

Воспитатель: А  теперь мы отправляемся на последнюю станцию «Поиграй-ка».  Я вам предлагаю поиграть в игру «Звук, замри!».

Правила игры: ( игра по принципу игры «Фигура замри!». Из ребят выбирается водящий, остальные дети «ЗВУКИ». Водящий говорит слова:

«Звуки двигаются раз,

Звуки двигаются два,

Звуки двигаются три.

На месте звук, замри!».

Дети - «звуки замирают», а водящий подходит к ним,  спрашивает: «Ты кто?», ребенок - «звук» отвечает: «Я твёрдый согласный звук «Т», или я мягкий согласный звук «МЬ» и т. д.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы все такие молодцы! Скажите, что вам понравилось больше всего  в нашем путешествии. А на какой станции вам было интересно и почему.

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по грамоте средняя группа

Это занятие поможет Вам научить детей интонационно выделять звуки в словах....

Занятие по грамоте. Подготовительная группа

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех...

Итоговое занятие по грамоте

Открытые занятия подготовительной группой "Путешествие в страну Грамоту"...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в с...

конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "На помощь Незнайке". Познакомить детей с буквой "Ш", закрепить навык проведения звукового анализа слов.

Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности; Закрепить у детей знание букв русского алфавита; Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, с применением правил написания гласных...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...