Звук и буква П и ПЬ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иванова Эльвира Максимовна

Образовательные задачи:

- закрепить знания детей о звуках М и МЬ, о букве М;

 - закреплять навык чтения слов;

- закреплять тему «Транспорт»;

 

Развивающие задачи:

- развивать умение представлять букву, соотносить ее с окружающими предметами;

- развивать умение различать мягкость и твердость звучания звука;

- развивать умение определять место звука П в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова;

- развивать зрительное восприятие, внимания, логическое  мышление, слуховую память.  

 

Воспитательные задачи:

 Воспитывать у детей  доброжелательность, коммуникативность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_bukva_p.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 Цели:  развивать познавательно-речевую деятельность детей.

Образовательные задачи:

- закрепить знания детей о звуках М и МЬ, о букве М;

 - закреплять навык чтения слов;

- закреплять тему «Транспорт»;

Развивающие задачи:

- развивать умение представлять букву, соотносить ее с окружающими предметами;

- развивать умение различать мягкость и твердость звучания звука;

- развивать умение определять место звука П в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова;

- развивать зрительное восприятие, внимания, логическое  мышление, слуховую память.  

Воспитательные задачи:

 Воспитывать у детей  доброжелательность, коммуникативность.

Материал:

Картина парохода и паровоза; картина поезда, нарисованными буквой П;  карточки со словами;  картина петушка, птички, боровика; слова для чтения по волнам; карточки с названиями видов транспорта: МАШИНА, ТЕЛЕГА, РАКЕТА.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Дым пускает над водой
Домик с белою трубой.
Он пыхтит почти, как чайник,
Капитан на нем начальник.

(Ответы детей: пароход)

- Черный дом по рельсам мчится,
Только пар над ним клубится.
 

(Ответы детей: паровоз)

- Молодцы, ребята. На какую букву начинаются наши отгадки?

(Ответы детей: на П).

- Звук П гласный или согласный? (Согласный). Почему так думаете? (Он не тянется, не поется, нет преграды для прохождения воздуха). Он глухой или звонкий? (Глухой, при его произношении горлышко не дрожит).

- А может ли этот звук быть мягким и твердым?

(Ответы детей).

- Я буду называть твердый звук П, а вы назовите мягкий.

Примеры: Па – ПЯ, По – ПЕ, ПЫ – ПИ.

(Воспитатель подводит итог: звук П согласный, глухой, может быть твердым и мягким).

- Ребята, хотите отправиться в путешествие на паровозе. (Воспитатель показывает поезд, похожий на букву П, дверь, окна нарисованы в виде  буквы  П.  Нарисовать трубу и из трубы идет дым в  виде букв П)

- Сколько букв П вы видите на картине? (Ответы детей)

- А пока едем, давайте поиграем. Делимся на две команды: синие, зеленые. Если вы услышите в словах мягкий звук П, хлопает зеленая команда. А если услышите твердый звук П, то хлопает синяя команда

Слова для игры: сапог, компас, топь, пить, платить, парус, заплатить, копать, кипит, плот и другие.

- Вот привез нас паровоз в гости к петушку (вывешивается картина петушка).

А петушок приготовил вам задание: назвать виды транспорта, в которых есть звук П.

(Ответы детей: паровоз, паром, мопед, плот, аэроплан, паровоз, тепловоз, теплоход, планер, дельтоплан и другие)

- Молодцы, ребята. Едем дальше. Поиграем с вами, пока едем дальше. Я буду вам называть слова, вы должны назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Слова для игры:

  1. Ракета, легковой автомобиль, самолет, вертолет.
  2. КАМАЗ, лесовоз, такси, КРАЗ.
  3. Автобус, троллейбус, легковой автомобиль, трамвай.
  4. велосипед, мопед, детская лошадка, мотоцикл.
  5. Самокат, экскаватор, грузовик, подъемный кран.

(Воспитатель хвалит детей).

- Вот и приехали мы к птичке. Она вам приготовила задание: запомнить первые звуки предметных картинок и назвать получившее слово.

Слова для игры:  палатка, арбуз, рыба, окна, хлеб, остров, дом. (ПАРОХОД)

- Молодцы, ребята. Давайте мы с вами разомнемся.

                 Динамическая разминка с загадкой:

Про него загадку                 Хлопки над головой, сзади туловища

Знают все ребятки:

«В поле лестница лежит,     руки согнуты в локтях, совершают

Дом по лестнице бежит».          круговые движения.

Что же это?                             Дети дают варианты ответов.

Поезд или паровоз?

Загудел, запыхтел                Имитация движения паровозика.

И куда-то нас повез!            Ходьба по кругу.

Может быть, к морю -          Имитация движения пловца.

Поплавать на просторе?

А может быть, в деревню -     Руки поднять кверху, потянуться.

На травке полежать?

Побегать по лужайке,                   Бег на месте.

А напоследок зайке                       Прыжки.

Из поезда, в окошко,
Рукою помахать!                            Помахивание рукой.

Воспитатель: Молодцы. Отдохнули. А теперь посмотрите  на картину (показывает картину боровика).

Вот привез нас паровоз

На волшебную полянку:

Средь дубов и средь берез

Крепкий боровик подрос.

Спрячет всех он от дождя:

Петушка и муравья,

Черепаху, попугая-

Вот кампания какая.

Надо мне, чтобы вы назвали

Слова, где П стоит в начале,
А потом, где в середине

Согласный П вы встречали

(Ответы детей: петух, паук, пингвин, поросенок, лопата, лампа, шапка и другие).

- Пересаживаемся, ребятки, на паровоз. Посмотрите на волны, на них что-то написано. (Воспитатель показывает на ватмане написанные слова по стрелкам: ПО – РА –НО – РА- МА – ША – ЛАШ (Дети читают: ПОРА, РАНО, НОРА, РАМА, МАША, ШАЛАШ).

- А черепаха любит кататься на лошади (показ картины). Она вам приготовила задание:  карточки с названиями видов транспорта в  прямоугольниках. Вам надо прочитать слоги и составить из них новые слова.

МА    ЛЫШ          ТЕ       ЛЕВИЗОР               РА      КОВИНА

ШИ    НА              ЛЕ       ТО                           КЕ       ДЫ

НА     ЛЕТ            ГА        РАЖ                       ТА       ПОЧКИ

Воспитатель: Молодцы, ребята. А мы с вами до нашего детского сада. Выходите, идем в группу.  

- Где мы сегодня были? Что вам понравилось?

(Подводится итог занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....