Звук и буква М и МЬ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цели: Обобщение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ). Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа. Дифференциация гласных и согласных звуков. Развивать умение подбирать слова на заданный звук, умение выделять первый звук в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_m.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук и буква М и МЬ.
Цели: Обобщение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ). Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа. Дифференциация гласных и согласных звуков. Развивать умение подбирать слова на заданный звук, умение выделять первый звук в словах.
Ход занятия.
Воспитатель: Угадайте, какой звук я пропускаю в словах?
Мама купила -ороженое.
Медведь ел –алину.
У папы сломалась –ашина.
(Ответы детей).
Правильно, я пропускала звук М.
М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает.
Если голос есть – мычанье,
Если нет – тогда молчанье.
Давайте помычим как коровы. М-М-М. Можно этот звук тянуть? (Да). А петь можно? (Нет). Когда говоим М, то петь этот звук нельзя, при его произнесении струе воздуха мешают губы. Значит М – согласный звук, его нельзя петь голосом, а тянуть можно.
Воспитатель показывает стилизованную букву М (как мост).
Через реку мостик
Был, да поломался.
По нему ты не пройдешь –
Он буквой М стоять остался.
Молоточек ты возьми
Да мосточек почини.
На что похожа буква М? (Ответы детей).
Воспитатель: Коровка в гости к нам пришла и заданье принесла.
Хлопните в ладошки, если услышите в словах звук М.
Слова: лампа, мыло, стол, дом, кот, дым, Дима, рыба, сумка и др.
- А сейчас садимся на ковер. Там лежат карточки-лото с предметными картинками. Вам надо посмотреть на них внимательно, если в словах нет звука М, то должны перевернуть эти карточки, а если есть звук М, то карточки не переворачиваем.
(Воспитатель проверяет задание детей).
Воспитатель: Возьмите, ребятки, разрезные азбуки и составьте слог МА и придумайте устно конец слова (Например: машина, малина, мак и др.).
Теперь составьте слог МО и устно придумываем слова (море, мост и др.).
Теперь составим слог МУ и устно придумываем слова (муха, мука и др.).
Динамическая разминка.
Мимоходом буква М Взрослый показывает букву, дети делают движения.
Помахала ручкой всем. Руки вверх, помахали.
Вот какая буква М- Хлопают вытянутыми руками над головой,
Озорная буква М! за спиной.
Подметала М-М-М. Наклоняемся и подметаем.
Мыла с мылом М-М-М. Энергично потираем ладошками.
И мычала М-М-М,
И молчала …..
Вот какая буква М Имитируют танцевальные движения.
Озорная буква М.
Воспитатель: Вот и следующее задание приготовила корова. Потрогайте мех и камень.
- Какой мех? (мягкий).
- А какой камень? (твердый).
(Работа в тетрадях).
Воспитатель: Ребята, слово мама. Звук М мягкий или твердый? (Ответы детей: твердый). Значит, одну букву М мы закрашиваем синим цветом. Он обозначает твердость букв. Посмотрите, какие буквы у вас нарисованы в тетрадях? Правильно, мы видим две буквы М. Закрашиваем одну букву М синим карандашом.
Слово мята. Звук М твердый или мягкий? (Ответы детей: мягкий).
Значит вторую букву М мы закрашиваем зеленым цветом. Он мягкий звук.
- А сейчас я буду говорить слова, а вы будет определять мягкость и твердость звука М. Слова: Мясо, молоко, мед, мел, метро, медведь и др.).
Вот и следующее задание. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и определять позицию звука М.
- Вот по небу мчится конь-
Из-под ног летит огонь.
Так он громко бежит,
что внизу земля дрожит.
(Ответы детей: гром, звук М стоит в конце слова).
- Снегом занесла дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).
- Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка).
(Воспитатель хвалит детей.)
Письмо тут лежит. От кого же оно? Давайте откроем и узнаем.
Великий маг и чародей
Придумал множество затей:
Он все слова заколдовал,
И букву М из них убрал.
И капитан нам говорит:
- Если буквы верно вставишь,
То спасешь ты наш корабль.
- Ребята, вы хотите помочь капитану? (Ответы детей: да).
(Игровое задание «Вставьте букву». У каждого ребенка карточка с пропущенной буквой М. Слова на карточках: -оре, -атрос, -ачта, -ель, штор-, -ореход). Дети выполняют задание и читают слова.
(Отступление: в группе читают все дети, потому что в прошлом учебном году я вела кружок по чтению).
Воспитатель хвалит детей.
Подводится итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....