Кружок по Обучению грамоте
классный час по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с №1 г.
Турана Ч.К.Сарыг
_____________________
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
для детей дошкольного возраста 6-7 лет
срок реализации 1 год
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Как известно, дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Формирование предпосылок к обучению грамоте.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
- Развивать психологические процессы.
- Формировать навык самоконтроля.
Направленность : социально – педагогическая.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25-30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).
Содержание занятий:
1.Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
2.Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
3.Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
-
4.Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
5.Словосочетание:
-знакомство с понятием «словосочетание»;
-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;
6.Предложение:
-знакомство с понятием «предложение»;
-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;
-работа с деформированным предложением;
-интонационная законченность.
7.Текст:
-знакомство с понятием «текст»;
-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;
-работа с деформированным текстом;
-пересказ текста.
Дети должны знать ( к концу учебного года)
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
- отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
Дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
- определять ударные гласные, слоги;
- определять в словах место и последовательность звуков;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество занятий | Месяц |
1 | Мониторинг Звуки вокруг нас Словесная игра «Кто как кричит» Игра - драматизация Л. Пантелеев «Как поросенок научился говорить» | 2 1 | сентябрь |
2 | Слово. Игровые упражнения «Секреты слов», «Звуки заблудились» | 1 | сентябрь |
3 | Звук. Слово. Игровое упражнение «Найди отличия» | 1 | сентябрь |
4 | Звук «а» и буква Аа Игровое упражнение «Пес Алый» Подготовка руки к письму. | 1 | сентябрь |
5 | Звук «у» и буква Уу. Игровое упражнение «Уля песенку поет» Подготовка руки к письму. | 1 | сентябрь |
6 | Звук «и» и буква Ии Игровое упражнение «Найди звук «и» Пальчиковая игра «Скакалка» | 1 | сентябрь |
7 | Звук «э» и буква Ээ Игра «Кто это? Что это?» Игра «Прятки» | 1 | октябрь |
8 | Звук «о» и буква Оо Игра «Где прячется звук» Речевая игра «Медведь и заяц» Подготовка руки к письму | 1 | октябрь |
9 | Звук «ы» и буква ы Деление слов на слоги. Подготовка руки к письму. | 1 | октябрь |
10 | Слог Игра «Кукольный переполох» Деление слов на слоги. Подготовка руки к письму. | 1 | октябрь |
11 | Ударение Игра – драматизация Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться» Деление слов на слоги. Подготовка руки к письму. | 1 | ноябрь |
12 | Предложение Игра «Найди гласный звук» Игра «Измени слово» Упражнение «Составь предложение» Подготовка руки к письму. | 1 | ноябрь |
13 | Звуки «м –м,» и буква Мм Игровая ситуация «Фокус» | 1 | ноябрь |
14 | Звуки «н-н,» и буква Нн Игровая ситуация «Наша сказка» Подготовка руки к письму. | 1 | ноябрь |
15 | Звуки «б –б,» и буква Бб Игра «Магазин» Подготовка руки к письму. | 1 | декабрь |
16 | Звуки «п – п,» и буква Пп Словесная игра «Попугай» Подготовка руки к письму. | 1 | декабрь |
17 | Буква Йй Игра «Измени слово» Упражнение «Посолим суп» | 1 | декабрь |
18 | Сочетание звуков «jа» и буква Яя Игра «Один – много» Словесная игра «Лесная школа» | 1 | декабрь |
19 | Сочетание звуков «jу» и буква Юю Игра «Договори слово» Игра «Юля шьет» Подготовка руки к письму. | 1 | январь |
20 | Сочетание звуков «jо» и буква Ее Рассказ про ежика. Проговарвание слогов. | 1 | январь |
21 | Сочетание звуков «jэ» и буква Ее Игра «Один – много» Подготовка руки к письму. | 1 | январь |
22 | Звуки «в –в,» и буква Вв Игра «Кто где живет» Подготовка руки к письму. | 1 | январь |
23 | Звуки «ф –ф,» и буква Фф Рассказ про филина. Игра «Снегопад» | 1 | февраль |
24 | Звуки «т-т,» и буква Тт Игра «Было – стало» Упражнение «Трамвай» | 1 | февраль |
25 | Звуки «д – д,» и буква Дд Игра «Подскажи словечко» Игра «Договори слово» | 1 | февраль |
26 | Звуки «к - к,» и буква Кк Игра «Животные и их детеныши» | 1 | февраль |
27 | Звуки «г - г,» и буква Гг Чтение Е. Благинина «Галки» Подготовка руки к письму. | 1 | март |
28 | Звуки «х-х,» и буква Хх Игра «Шел охотник..» Развитие мелкой моторики. | 1 | март |
29 | Звуки «с – с,» и буква Сс Игра «Узнавайка» Игра «Я дружу ..» | 1 | март |
30 | Звуки «з-з,» и буква Зз Игра «Найди слово» Игра «Буквы спрятались» | 1 | март |
31-32 | Звук «ц» и буква Цц Упражнение «Поймай звук» Работа с предложением. Звук «ш» и буква Шш Игра «Прятки» Упражнение «Звуки спрятались в словах» Развитие мелкой моторики. | 1 1 | апрель апрель |
33 | Звук «ч» и буква Чч Игра «Закончи предложение» Игра «Договори слово» Игра «Назови ласково» | 1 | апрель |
34. | Звук «щ» и буква Щщ Упражнение «Я ищу..» Подготовка руки к письму. | 1 | апрель |
35. | Звуки «л-л,» и буква Лл Упражнение «Ласточка» Игровое упражнение «Пила» | 1 | май |
Звуки «р-р,» и буква Рр. Игра «Слова» Подготовка руки к письму. | 1 | май | |
Звук «ж» и буква Жж Упражнение «Жук жужжит» Речевая игра «Звуки – буквы» | 1 | май | |
Буквы ь и ъ Упражнение «Буква – звук» Чтение Г. Сапгир «Тень» | 1 | май | |
Алфавит .Закрепление. Мониторинг. | 1 | май | |
Итоговый досуг по обучению грамоте «Путешествие с Незнайкой» |
Данная рабочая программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:
- Гризик Т.И., Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – М.: «Просвещение», 2009.
Итоговый досуг по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие с Незнайкой»
Задачи:
• закреплять умение выполнять звуковой анализ слов,
• делить слово на слоги,
• преобразовывать слова в форму множественного числа,
• составлять слова из заданных букв;
• развивать фонематический и речевой слух,
• зрительное восприятие, мышление, внимание, память,
• воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: костюм Незнайки (взрослый); карточки с изображением предметов множественного и единственного числа; касса букв; цветные фишки для звукового анализа на магнитах; азбука; картонные буквы; сундук.
Ход занятия:
Дети проходят в зал и садятся на стульчики. В зал входит Незнайка.
Интересуюсь, знают ли дети, герой какого произведения этот мальчик. Кто автор произведения? Какие еще произведения этого автора они знают.
Незнайка рассказывает, что сегодня у него день рождения, ему исполнилось 7 лет, и что он осенью тоже пойдет в школу. Показывает письмо, которое не может прочесть, так как не знает буквы.
Зачитываю письмо, адресованное Незнайке.
Дорогой Незнайка!
Поздравляем тебя с Днем рождения!
Желаем тебе здоровья, счастья и успехов в учебе!
Приглашаем тебя в гости. Мы приготовили тебе сюрприз! Прилетай!
Твои друзья.
Незнайка очень рад, что его друзья приготовили ему подарок, только он боится один лететь за ним. Незнайка приглашает детей отправиться с ним в путешествие. Выясняю, знают ли дети, на чем можно летать. Дети встают в круг.
Физкультминутка.
Дети изображают различные «летательные аппараты» (самолет, ракета, воздушный шар, метла). Незнайка выбирает подходящий вид транспорта для путешествия (ракета).
Объясняю Незнайке и детям, что для отправления в путешествие необходимы билеты, которые нельзя купить. Их можно получить с помощью знаний. Но так как Незнайка ничего не знает, к нему на помощь приходят дети.
Задание № 1. «Один – много»
Показываю картинки. Предлагаю детям ответить, как мы скажем, если таких предметов будет много?
Носок – носки — (много) носков
Платок – платки – платков
Сапог – сапоги – сапог
Карандаш – карандаши – карандашей
Ложка – ложки – ложек
Кубик – кубики – кубиков
Конь – кони – коней
Кошка – кошки – кошек
Стул – стулья – стульев
Ухо – уши – ушей
Тополь – тополя – тополей
Помидор – помидоры – помидоров
Воробей – воробьи – воробьев.
Дети справляются с заданием, часть из них получают билеты.
Задание № 2. «Волшебные превращения»
Дети делятся на 2-3 группы. На доске висят карточки с буквами. Задача каждой группы детей «превратить» эти буквы в слова.
М Л Е (мел)
Н С О (нос)
Т Р О (рот)
О М Д (дом)
Е Л С (лес)
О К Т (кот)
Часть детей получают билеты. Незнайка говорит, что без помощи детей не справился бы с таким сложным заданием, так как он не знает даже названия букв.
Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково,
Их поставишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Дети исполняют песню «Алфавит» (авторы: И. Резник, Р. Паулс)
Задание № 3. «Ребус»
Предлагаю решить ребус, чтобы узнать, куда Незнайка приглашает нас в путешествие.
Дети делятся на 4 группы. Показываю 4 картинки. Каждой команде достается 1 картинка. Дети буквами записывают слово, обозначающее предмет на картинке. Первая буква зашифрованного слова, буква, с которой начинается слово на первой картинке. (Л одка). Вторая буква – буква, которая стоит в середине второго слова (л У к). Третья буква – в конце третьего слова ( кра Н). Четвертая – первая буква четвертого слова (А ист). Зашифрованное слово ЛУНА. Остальные дети получают билеты.
Билеты получены, можно отправляться в путешествие.
Незнайка приглашает детей в круг, произносит волшебные слова и просит повторять за ним.
Чистоговорка:
Ра-ра-ра — начинается игра.
Са-са-са – ждут в пути нас чудеса.
Чу-чу-чу – путешествовать хочу.
Им-им-им – на ракете полетим.
Физкультминутка. «Роботы и волшебные птицы» (дети танцуют под музыку, сначала мальчики изображают роботов, музыка меняется – девочки изображают волшебных птиц, музыка чередуется).
Незнайка находит подарок-сюрприз, который приготовили ему его друзья-лунатики (сундук, на котором висит замок). Незнайка не знает, как открыть такой замок. Говорю ему, что нужно подобрать КОД. Незнайка путает слова КОТ и КОД. Объясняю ему и детям, что от перемены букв в слове меняется смысл слова.
Но для того, чтобы вернуться обратно в детский сад, детям необходимо сделать звуковой анализ слов. Дети делятся на 3 команды. Загадываю загадки.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.
(Ответ: Ракета)
Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет …
(Ответ: Пилот)
Для пилота дом родной
Это наш аэродром.
Он проделал долгий путь,
Чтоб немного отдохнуть.
А когда он отдохнет-
Вновь отправится в …
(Ответ: Полёт)
Дети становятся в круг, берутся за руки и повторяют за Незнайкой:
Ра-ра-ра – вот и кончилась игра
Ат-ат-ат – возвращаемся мы в сад!
Дети садятся на свои места.
Незнайка радуется, что у него такие замечательные друзья, что они все так дружно выполняли и помогли ему получить не только подарок, но и знания.
Дети исполняют песню «Песенка Друзей».
Незнайка прощается и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.
Отчёт по кружковой работе. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.Предшкольную подготовку хотят сделать в нашей стране обязательной. Кружковая работа помогает решить...
кружок по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ...
" Кружок по обучению грамоте "
" Кружок по обучению грамоте "...
"Веселая азбука" Кружок по обучению грамоте (Обучение чтению)
Кружок по обучению грамоте в старшей группе 5-6 лет дошкольного возраста...
Кружок по обучению грамоте в старшей группе «Весёлая азбука»
Цель кружковой работы: развитие и совершенствование речевой деятельности, как условия расширения личностного и познавательного опыта ребенка.Задачи: - развитие зрительного и слухового внимания и...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружок «Букварёнок»(обучение грамоте)
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. В последние годы многие учителя начальных классов от...
Кружок по обучению грамоте "АБВГДЕЙКА"
Кружок по обучению грамоте "АБВГДЕЙКА"Руководитель кружка воспитатель высшей квалификационной категории Куницына Ирина Владимировна...