Кружок по обучению грамоте в старшей группе «Весёлая азбука»
материал по обучению грамоте (старшая группа)
Цель кружковой работы: развитие и совершенствование речевой деятельности, как условия расширения личностного и познавательного опыта ребенка.
Задачи:
- развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти;
- формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве;
- развитие навыков общения и связной речи, формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли;
- развитие фонематических процессов: восприятия, представлений;
- формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями;
- формирование понятий слог, слово, предложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок по обучению грамоте в старшей группе «Весёлая азбука»
Пояснительная записка
В настоящее время обучению грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.
Обучение грамоте в соответствии с программой кружковой работы осуществляется с учетом следующих условий:
- ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
- обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру, как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам. Именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К.Д. Ушинский.
- обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем- то не оправдал его ожиданий;
- процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем, следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.
Цель кружковой работы: развитие и совершенствование речевой деятельности, как условия расширения личностного и познавательного опыта ребенка.
Задачи:
- развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти;
- формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве;
- развитие навыков общения и связной речи, формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли;
- развитие фонематических процессов: восприятия, представлений;
- формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями;
- формирование понятий слог, слово, предложение.
Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности строится на увлекательной игре, содержащей проблемно-игровые ситуации. Используются такие приемы и методы как: беседа, организационные моменты, загадки, вопрос-ответ, словесные дидактические игры и упражнения. Только тогда она способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребенка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности.
Перспективный план кружка «Весёлая азбука»
Время проведения | Тема | Цели, задачи | Методы, приемы |
Сентябрь | |||
1 неделя | « В мире звуков» | Познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук, познакомить с прописями. | Игра « Знакомство» Игра « Угадай гласные» |
2 неделя | Звук «А» | Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком, дать понятие, что звук «а» гласный звук. | Игра « Кто больше?» Игра «Топай – хлопай» Игра « Доскажи словечко» Загадки |
3 неделя | Звук «И» | Развивать умение подбирать слова с заданным звуком, дать понятие, что звук «и» гласный звук. Развивать представление о многообразии слов. Знакомство с термином « слово». | Игра « Доскажи словечко» Игра « Назови игрушку» Пословицы, скороговорки |
4 неделя | Звук «О» | Развитие умения сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). | Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Игра «Буква потерялась» |
Октябрь | |||
1 неделя | Звук «У» | Совершенствовать умение сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость ( длинные и короткие слова), развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Игра « Наоборот» Загадки |
2 неделя | Звук «Ы» | Знакомство с термином « слог», развивать мелкую моторику рук и внимание. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра «Слоговой аукцион» Игра «Один-много» |
3 неделя | Звук «Е» | Дать понятие, что звук «е» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Доскажи словечко» Игра « Буква потерялась» Загадки Чистоговорки |
4 неделя | Звук «Э» | Развивать умение определять количество слогов в словах. | Игра « Кто больше?» Игра « Кто внимательный?» Игра « Доскажи словечко» |
Ноябрь | |||
1 неделя | Звук «Ю» | Развивать умение делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях. | Пословицы и поговорки Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Загадки |
2 неделя | Звук «Я» | Продолжать учить детей делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание. | Пословицы и поговорки Скороговорки Игра « Слоговое лото» Игра « Доскажи словечко» |
3 неделя | Звук «Б» | Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком. Дать понятие, что звук «б» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных. | Весёлые стихи Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Превращение слов – волшебные цепочки» Игра «Буква заблудилась» |
4 неделя | Звук «В» | Дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, развивать мелкую моторику рук и внимание. | Игра « Кто внимательный?» Игра «Узнайте звук» Игра « Звук заблудился» Игра « Слоговой аукцион» Игра « Найди лишнее слово» Игра « Доскажи словечко» |
Декабрь | |||
1 неделя | Звук «Г» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов. | Игра « Кто внимательный» Игра « Кто больше?» Скороговорки Игра « Доскажи словечко» Игра « Доскажи предложение» Игра « Найди лишнее слово» |
2 неделя | Звук «Д» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов, развивать мелкую моторику рук и внимание | Весёлые стихи Скороговорки Пословицы и поговорки Игра « Волшебная цепочка» Игра « Звук заблудился» Игра « Доскажи словечко» |
3 неделя | Звук «Ж» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 2 слов, называть первое, второе слово. | Весёлые стихи Скороговорки Чистоговорки Пословицы и поговорки Игра « Кто больше?» Игра « Кто внимательнее?» Игра « Доскажи словечко» Игра « Слоговой аукцион» Игра « Четвёртый лишний» |
4 неделя | Звук «З» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово. | Игра « Доскажи словечко» Игра «Буква потерялась» Пословицы и поговорки Скороговорки |
Январь | |||
3 неделя | Звук «К» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Звук заблудился» Игра « Доскажи словечко» Игра « Найдите слово» |
4 неделя | Звук «Л» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «снег», называть первое, второе, третье слово. | Игра «Доскажи словечко» Игра « Придумай слово» Загадки Скороговорки |
Февраль | |||
1 неделя | Звук «М» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «зима», называть первое, второе, третье слово. | Весёлые стихи Чистоговорки Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Игра « Доскажи фразу» Игра « Буква потерялась» Загадки |
2 неделя | Звук «Н» | Учить составлять предложения из 3 слов со словом «папа», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Весёлые стихи Игра « Угадай, какой это звук?» Игра « Подбери слово» Игра « Поймай слово за хвост» Игра « Доскажи словечко» |
3 неделя | Звук «П» | Учить составлять предложения из 3 слов со словом «весна», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Игра « Кто больше?» Игра « Профессии» Игра « Знатоки сказок» Игра « Доскажи словечко» Загадки |
4 неделя | Звук «Р» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «мама», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Весёлые стихи Скороговорки Чистоговорки Игра «Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Загадки |
Март | |||
1 неделя | Звук «С» | Учить составлять предложения из 3 слов со словом «ручеёк», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Игра « Я назову, а ты ответь» Скороговорки Чистоговорки Игра « Кто внимательный?» Игра « Узнайте звук» Игра « Звук заблудился» |
2 неделя | Звук «Т» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов о весне, называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Весёлые стихи Скороговорки Пословицы и поговорки Чистоговорки Игра « Кто внимательный?» Игра « Буква потерялась» Игра « Поймай слово за хвост» |
3 неделя | Звук «Ф» | Учить составлять предложения из 3 слов о погоде, называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Слоговой аттракцион» Игра « Доскажи словечко» Игра « Буква потерялась» |
4 неделя | Звук «Х» | Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание. | Скороговорки Пословицы Игра « Буква потерялась» Игра « Доскажи словечко» Игра « Где звук?» Загадки |
Апрель | |||
1 неделя | Звук «Ц» | Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Весёлые стихи Скороговорки Чистоговорки Пословицы Игра « Волшебная цепочка» Игра « Вспомните сказки» Игра « Слоговой аукцион» Игра « Определи место положение звук «ц» |
2 неделя | Звук «Ч» | Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание. | Весёлые стихи Чистоговорки Игра « Кто больше?» Игра « Звук заблудился» Игра « Слоговой аукцион» Игра « Доскажи словечко» |
3 неделя | Звук «Ш» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Игра « Поймай слово за хвост» Игра « Продолжите слова» |
4 неделя | Звук «Щ» | Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Игра « Кто внимательный» Игра « Слоговой аукцион» Игра « Доскажи словечко» Игра « Буква потерялась» |
Май | |||
1-4 неделя | Подведение итогов | Дать знания о том, что мы познакомились со всеми звуками алфавита, закрепить умение различать гласные и согласные звуки, продолжать учить детей правильно произносить все звуки, находить место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком, понимать разницу между словом и предложением, делить слово на слоги , придумывать предложения с заданным количеством слов и аккуратно и быстро работать в прописях. | Игра « Угадай какой звук» Весёлые стихи Скороговорки Игра « Кузовок» Игра « На какай звук начинается (заканчивается) твоё имя» Игра « Поймай слово за хвост». Игра « Придумай слово с заданным звуком, что бы он находился в начале (в середине, в конце) слова» Придумай любое слово из трёх слогов. Назови первый, второй, третий слог. Придумай любое предложение из трёх слов. Назови первое, второе, третье слово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ». Звук "ф". Буква Ф.
quot;2100"- "По дороге к азбуке"...
НОД " По обучению грамоте детей старшей группы " Весёлые звуки"
Рекомендуется для воспитателей старшгих групп....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Весёлый алфавит"
Занятие содержит упражнения на закрепление тем "Слово", "Предложение" "Звук"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе « Весёлый алфавит»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамоте в подготовительной группе« Весёлый алфавит»Подготовила:воспитательКожевникова Надежда СергеевнаЦель: умение ст...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе « Весёлый алфавит»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по островам математики».Подготовил воспитатель:Кожевникова Надежда Сергеевна ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Весёлый алфавит"
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамоте в подготовительной группе«Весёлый алфавит»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей 5-6 лет НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Азбуки»
Закрепление умения проводить звуковой анализ слова «утки».Называть слова с заданным звуком [а].Закреплять знания о гласных и согласных звуках, мягких и твердых....