ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружок «Букварёнок»(обучение грамоте)
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). Это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 54.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 села Кухаривка муниципального образования Ейский район
Принято Утверждаю:
педагогическим советом Заведующий
МБДОУ ДС КВ №7 МБДОУ ДС КВ № 7
с. Кухаривка с.Кухаривка
МО Ейский район МО Ейский район
от 31.08.20г.№1 от 01.09.20г. № 48 - ПД
_________ Алимова Е.М.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
кружок «Букварёнок»(обучение грамоте)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации: 8 месяцев (32 занятия)
Возрастная категория: 6-7 лет
Вид программы: рабочая
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования: Туливетрова Ольга Александровна
с.Кухаривка, 2020 год
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). Это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён.
Одной из наиболее востребованных услуг - обучение чтению. Ребёнку тяжело освоить чтение, когда он приходит в школу «с нуля», не умея читать. Современные буквари рассчитаны на читающих детей. Поэтому ребёнка следует обучить чтению до школы, чтобы тем самым помочь ему справиться и пережить нелёгкий период адаптации к школьной жизни. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.
Работа по дополнительному образованию позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения с учетом индивидуальных особенностей детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе. Особенностью программы данной кружковой работы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.
Программа по подготовке к обучению грамоте «Букваренок» предназначена для работы с детьми 6 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на всем периоде пребывания ребенка в подготовительной группе.
Данная рабочая программа разработана методических рекомендаций по Комплексной программе «Детский сад 2100»:
Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2007.
Индивидуальная программа «Букваренок» социально-педагогической направленности по обучению детей чтению краткосрочная, рассчитана на срок 8 месяцев. По особенностям развития общая, ориентирована на широкий контингент кружковцев.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С.Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе. Известный психолог Выготский Л.С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на "зону ближайшего развития".
Новизна дополнительной образовательной программы “Букваренок” состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории когнитивного развития и обучения Н.И. Чуприковой мы полностью отказались от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему. В дополнительной образовательной программе “Букваренок” каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет развивать внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое на всем протяжении занятия. А также в использовании возможности воздействия системы занятий по обучению чтению на активизацию развития ребёнка в условиях разноуровневой дифференциации.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы “Букваренок” является комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет. В программу включены три неразрывно связанных между собой блока: блок “Развитие речи и подготовка к обучению чтению” (включены звуковой анализ и синтез); блок “Обучению чтению” (звукобуквенный анализ); блок “Подготовка руки к письму” (печатание).
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
Цель программы – развитие устной речи, формирование у детей необходимой готовности к обучению в школе.
Задачи:
развивающие – развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность, вырабатывать отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи; обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями; формирование графо-моторных навыков;
образовательные – обеспечение овладения минимальным уровнем знания фонематических, звуко-буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению, обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений; учить плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные слова самостоятельно, трёхсложные - по образцу, простые предложения; учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, учить отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед группой детей, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады, анаграммы;
воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности; воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи; воспитывать культуру речи.
Система занятий основана с учётом принципов: последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности, межпредметности.
Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагаем как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Игра используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям данной возрастной группы. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.
Ожидаемые результаты:
хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква»;
дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
различать гласные и согласные звуки;
давать характеристику звуку;
определять место звука в слове;
осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов;
знать буквы русского алфавита;
осуществлять звуко-буквенный анализ слов;
научить послоговому чтению;
уметь делить слова на слоги;
уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
членить простые предложения на слова;
уметь строить графические схемы предложений и подбирать предложения к схемам;
уметь печатать слоги, слова, короткие предложения;
делить слова на слоги;
уметь работать с кассой букв;
ориентироваться на листе;
овладеть печатанием букв, слов;
точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Механизм определения результативности программы
Тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речи
диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков. При диагностировании используется технология организации логопедического обследования О.Е.Грибовой. Она осуществляется в рамках психолого-педагогического направления российской логопедии школы Р.Е.Левиной, организация практической деятельности с учётом программного содержания и индивидуальных особенностей учащихся
оценивание полученных знаний (в форме опроса, проведении дидактических игры, упражнений и заданий)
анкетирование родителей .
Уровни усвоения программы
Низкий– ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.
2.Организационный раздел.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.
(30 минут). Сроки реализации программы с 01.10.20г по 31.05.21г.
Форма организации – подгрупповое занятие 1 раз в неделю. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Знакомство с понятиями: звук, слово, слог, предложение, речь). «Мир слов, окружающих нас” | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Обучение грамоте. - Знакомство со звуками и буквами русского языка. (звукобуквенный этап). “33 богатыря”: *гласные а, у, и, о, э, ы; *согласные: м н п т к х ф л в б д с з р *гласные йотированные: е, ё, я, ю; *согласный: й; шипящие: ш, щ, ч, ж; букв ь, ъ) - Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников.“Чудесные превращения». - Формирование первоначальных навыков письма. “Учимся писать” (печатание) - Обучение чтению. “Читаем сами” (чтение карточек, Букваря, книг из серии “Библиотека детского сада”, “Читаем сами”) | 30 2 14 4 7 1,5 1,5 1 | 13 1 7 2 3 | 17 1 7 2 3 1,5 1,5 1 |
3 | Итоговое занятие «Путешествие в страну Букв» | 1 | - | 1 |
Всего | 32 ч. | 13,5ч. | 18,5ч. |
3.Содержательный раздел.
Занятия кружка строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр.
Основные задачи при работе – развитие звуко-буквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего периода. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звуко-буквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.
Последовательность изучения букв отличается от школьной (традиционной) она заимствована у Е. В. Колесниковой для второго года обучения и Жуковой для обучения первого года обучения.
На занятиях часто используются «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись» и.т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова. Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)
3.1. Характеристика содержания программы:
3.1.1. «Мир слов, окружающих нас».
Дети знакомятся с миром звуков – живых и неживых, учатся слушать и различать звуки дома, города, природы: пение птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов и т. д. Знакомятся с понятием слово (слово-предмет, слово-признак и слово-действие). Составляют предложения из слов. Учатся понимать «речь», «монолог», «диалог», «устная речь», «письменная речь».
3.1.2. Обучение грамоте
1 направление. «33 богатыря» (знакомство с гласными и согласными буквами).
Задачи:
Дать представление о звуках русского языка.
Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
Показать детям связь звука с буквой.
Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Примерная последовательность ознакомления со звуками и буквами:
- гласные а, у, и, о, э, ы; согласные: м н п т к х ф л в б д с з р
- гласные йотированные: е, ё, я, ю; согласный: й;
- шипящие: ш, щ, ч, ж; букв ь, ъ)
Упражнения на подробное знакомство с буквой:
Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква, осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), выкладывание буквы из различного материала, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, "письмо" буквы по опорным точкам , дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец.
Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок “ пропускает” буквы и слоги через пальцы.
При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.
2 направление. «Чудесные превращения» (обучение звуко-буквенному анализу).
Задачи:
Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
Учить детей определять позицию звука в слове.
Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
Порядок звукобуквенного анализа слова:
- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т.д.);
- называние изолированного звука;
- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);
- обозначение звука соответствующей фишкой;
- "чтение" по "записи" (по фишкам);
- обозначение звука буквой;
- определение количества слогов.
При обучении детей звукобуквенному анализу слов используется картинка-схема звукового состава слова, показывающая, сколько звуков в слове.
Затем картинка-схема заменяется схемой-полоской.
Далее строят схему по ходу разбора слова без наглядности за столами с помощью фишек.
Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников - сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:
Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.
Например: какой гласный слышится в этих словах: дом, дым, мох, сад, жук, лук и т.д. Какой согласный слышится в словах: ура, она, усы, ум, му и т.д.
Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Начинать звукобуквенный анализ следует начинать со слов, состоящих из 3-х звуков (сыр, усы, нос, шар, лук, жук, дом, дым, рак); затем переходить к словам состояших из 4-х звуков (луна, рама, шары, рыба, роза, мыло, зонт, дома, гора, утка, паук, шарф и др.).
После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков (сумка, кошка, парта, ведро, собака, корова и др.).
Приведем некоторые упражнения, использованные в данном разделе:
"Узнай звук и напиши букву в окошко";
"Найди домик буквам";
"Какой гласный (согласный) звук слышится в слове";
"Напиши первую и последнюю буквы слова";
"Где спрятался гласный звук?";
"Какой звук спрятался в конце слова?";
"Хлопни столько раз, сколько звуков услышал";
"Назови звуки слова";
"Кто ошибся?";
"Помоги Мишке правильно разложить по порядку звуки (буквы)";
"Сложи из букв свое имя" и др.
Выполняя данные упражнения, дети развивают в себе умение последовательно вычленять звуки, буквы в словах, а также проводить звукобуквенный анализ слов, состоящих из 3-х и более звуков.
Дети знакомятся с понятиями, «слог», «ударение», «согласные звуки», узнают о том, что согласные бывают твердые и мягкие, учатся их дифференцировать (включая и выделение ударного гласного звука), овладевают действием звукового анализа.
3 направление. «Учимся писать» (печатание).
Задачи:
Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке, клетке.
Развитие мелкой моторики рук.
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).
Некоторые виды работ:
Штриховка - до и после знакомства с буквами. Вначале используются для штриховки трафареты с геометрическими фигурами, далее используются трафареты, изображающие предметы и фигуры животных, а также набор разных лекал.
Раскрашивание букв в соответствии с образцом.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "обведи пальчиком букву", ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами, "пальчиковый алфавит" (изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе), "вылепи букву…", "выложи букву из...", запускание пальцами мелких "волчков", задания на соединение буквы и картинки и др.
На этом этапе используются ряд игр и упражнений, которые помогут детям, подготовиться к овладению навыком аккуратного и быстрого письма.
Все буквы объединены в несколько групп:
«Буквы-колеса: О, С, З, В, Ю, Ф», «Буквы-лестницы: Н, Е, Е», «Буквы-заборы: Ш, Щ, Ц, И, Й», «Буквы-ракеты: Л, А, Д», «Буквы- ворота: П, М», «Буквы-молотки: Г, Т», «Буквы- жучки: Ж, Х», «Буквы- крючки: К, У, Ч». Все упражнения выполняются в прописи «Готовим руку к письму»
4 направление. «Читаем сами»
Задачи:
Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
Весь материал для чтения и”письма” необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные односложные (сок, сук) слова. Затем можно учить двухсложные (усы, осы, луна, рома и т. д.). Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путём замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчёркивается необходимость осмысленного чтения.
3.1.3. Итоговое занятие.
В конце как итог реализации программы проводится итоговое занятие.
Содержание занятия: «Звук. Слово. Предложение. Речь», «В королевстве гласных звуков», «Звуко-слоговой анализ слов», «Выполняем графический диктант», «В городе игр, загадок, кроссвордов».
В ходе реализации дети должны уметь:
читать односложные слова со стечением согласных;
простое двусоставное предложение без предлога;
простое предложение с предлогом;
доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;
3.2. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Чтобы успешно реализовать программу по обучению детей чтению, используем разнообразные методы и приёмы: словесные, наглядные и практические. При ознакомлении детей с буквами: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт? » (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например, экран - кран). Упражнения, помогающие спонтанному обучению чтению. Их последовательность такова: чтение с мелкими предметами (выбираются три предмета, затем педагог кладёт надпись с нужной игрушкой, после чего карточки перемешиваются, дети выкладывают карточки к нужным предметам, чтение с предметным окружением, классификация при чтении (работа с картинками, карточками, затем, чтение-задание (последовательность слов: «Принеси мне карандаш. » – Ребёнок выполняет задание, работа с тетрадями для чтения (использование книжек-малышек, чтобы дети отличали набор предложений, от рассказа) .
Используем всё чаще метод целых слов. Методика проста – на карточках пишем названия предметов, окружающих ребёнка в повседневной жизни. Карточки прикрепляем к предметам, им соответствующим. В течение недели-двух карточки висят, постоянно обращаем внимание ребёнка: «Что написано на карточках». Затем карточки убираем. Ребёнок сам раскладывает карточки на предметы. Постепенно в эту игру вовлекается всё большее количество предметов.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т. к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др. Используем звуковые домики, Гномики Звуковички, звуковые фишки, схемы для определения места звука в слове, звуковые символы, предметные картинки по звукам, тетради, цветные карандаши (красный, синий, зеленый), дидактические игра, игры в картинках и т.д.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память. Также при работе над предложением используем схемы-описания, наборы для составления схем предложений.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
В кружковой работе при проведении занятий используются игровые технологии, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и качественными. Обучающие игры можно разделить на группы: звуковые игры, игры с буквами; игры, развивающие словарный запас, кругозор и интеллектуальные способности.
Игры со звуками помогают развивать фонематический слух, внимание, воображение, речь малышей, а так же развивают четкость речи, правильное звукопроизношение, артикуляционный аппарат.
Например:
«Поймайте звук». Изучая букву «Т» я предлагаю детям послушать слова, найти звук [т] и определить место звука в слове. Играем так: приготовили ладошки, слушаем внимательно слово, как только услышите звук хлопните в ладоши и назовите место звука (в начале, в конце или в середине слова).
Пилот, тыква, батон, булка, торт.
«Замените первый звук». Изучая букву «Б», я предлагаю детям послушать слово и заменить первый звук этого слова на звук [б]:
ноты-боты, соль-боль, кочка-бочка, ранка-банка, крошка- брошка, кровь-бровь.
«Звук заблудился». Я предлагаю ребятам послушать стихотворение и определить, в каком слове ошибка, какой звук нужно исправить.
На полянке весной вырос зуб молодой.
Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей.
Роет землю старый кот - под землею он живет.
«Доскажи словечко». Изучая букву «Г», я рассказываю стихотворение или просто предложение в котором не хватает слова, его нужно отгадать, а поможет в этом звук [г].
Маленький имеет дом, потому что сам он ….
На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков….
Михаил играл в футбол и забил в ворота ….
При закреплении изученного материла дети играют в игру, которая называется «Запомни пару». Я четко и медленно произношу несколько словосочетаний, а дети их стараются запомнить:
дедушка добрый
дом деревянный
день длинный
дорога дальняя
друг дорогой
директор деловой
Затем я произношу только первое слово пары, а дети должны вспомнить второе слово в словосочетании (проигрываем). И обязательно заостряем внимание, что общего у всех словосочетаний.
Обязательно уделяю несколько минут урока для развития артикуляции, четкого произношения звуков, для этого я к каждому уроку подбираю скороговорки и чистоговорки для заучивания.
- Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
- Испугался грома Рома, заревел он громче грома
от такого рева гром притаился за бугром.
В играх с буквами мы учим малышей не только запоминать букву, а так же работаем над развитием памяти во всех ее проявлениях: зрительной, механической, ассоциативной, сенсорной. Изучая букву, мы обязательно лепим ее из пластилина (если у буквы закругленные линии) или складываем ее из палочек (если буква состоит только из прямых линий). Фантазируем на что похожа буква и заучиваем ассоциации-стихотворения наизусть.
Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.
На эту букву посмотри она совсем как цифра 3.
А эта буква широка и похожа на жука.
Это Э с открытым ртом и большущим языком.
Щ – на щеточку похожа , 3 зубца всего- и что же.
Буква Щ поможет нам чистить зубки по утрам.
Игра «Какую букву испортил Жук-Буквоед»
Развивает воображение и внимание. В эту игру очень любят играть дети (наглядный материал).
«Угадай букву». Давайте поиграем. (Я вызываю одного участника, завязываю глаза, предлагаю на ощупь угадать букву). Важное правило этой игры - ребята не должны подсказывать.
Игра «Рассыпанное слово» более сложная. В такую игру мы начинаем играть во втором учебном полугодии. Детям предлагается сначала угадать, а потом сложить слово из магнитных букв (на доске: «цветок»).Затем это слово дети печатают в тетрадь.
«Ребусы», игра развивающая логическое размышление, образное воображение, творческие способности и внимание.
Когда детям нужно отдохнуть и подвигаться, я применяются здоровье сберегающие игровые технологии. Мы играем в развивающие игры в движении (предлагаю поиграть):
Игра: «Воздух, вода, земля». Я называю животных, а дети должны определить и показать движениями, кто где обитает: в воздухе – машем руками (летим), в воде – плывем, на земле – идем, шагаем.
Синица, лисица, ёж, ёрш, окунь, олень, пень.
Обобщаем:
-кто живет в воде? Летает по воздуху? Живет на суше?
Игра на внимание: «Путаница». Чаще играем на математике, когда учимся ориентироваться в пространстве, но и на других занятиях, когда нужно сосредоточить внимание малышей. Повторяйте движения за мной (руки вверх, в стороны, на пояс, вниз, вперед, к печам, за голову). А теперь я вас буду путать и показывать не правильно, вы делаете только то, что я говорю.
Игра: «Овощи и фрукты». Показываю иллюстрации, дети называют и выполняют при этом движения: овощи – присесть, фрукты – встать и поднять руки вверх.
Игры с мячом. Когда малыши знакомятся со словами антонимами – мы их называем противоположными, играем в игру «Слово наоборот». Бросаю мяч – говорю слово, ребенок возвращает – говорит противоположное. Играем.
Далеко – близко, высоко – низко, тепло – холодно, весело – грустно, тяжело – легко, глубоко – мелко, широко – узко, и т.д.
«Один – много» в этой игре дети узнают о тех словах, которые употребляются только в единственном или множественном числе (например: брюки, шорты, ножницы, кино, пальто, кофе, друг - …, стул - …, цыпленок - …, хлопья - …, ). «Кто где живет» , «Угадай профессию» ( кто лечит зверей, строит дома, делает прически, шьет одежду, печет торты учит детей), «У кого какой инструмент»,и т. д.
Все эти игры развивают внимание, речь, кругозор, словарный запас малыша.
3.3 Особенности организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды
- Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.)
- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
- Схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка).
- Полоски-схемы звукового состава слов.
- Фишки (по 6 штук: красного, синего, зелёного цветов) демонстрационный и раздаточный.
- Альбомы с заданиями.
- Ребусы для детей.
- Буквы из разрезной азбуки.
- Различные виды азбук.
- Дидактические игры с буквами, со словами.
- Детская литература.
- Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, трафареты
- Дидактические игры: наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
Список литературы:
Перечень программ и технологий по дополнительному образованию | |
Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению детей 6-7 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2009. | |
Учимся читать. М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008. | |
Д.Г.Шумаева. Как хорошо уметь читать. Санкт-Петербург, «Детство- Пресс», 2012. | |
Морозова Е.В. Занимательная фонетика. М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009. | |
О.С.Гомзяк. Говорим правильно. Альбомы упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...