конспект НОД по обучению грамоте. Тема "Звук и буква "Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Уляшева Тамара Николаевна

Занятие  для детей подготовительной группы, с  интересными заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1» с. УСТЬ- КУЛОМ

КОНСПЕКТ НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: Звук и буква «Ш».

 (ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ)

Уляшева Т.Н. 2018 г.

НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: Звук и буква «Ш».

Цель: Продолжать развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

Ознакомление со звуком «ш» и буквой Шш.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Совершенствование навыка чтения слогов, слов с новой буквой Шш.

Развивающие:

Развитие связной речи;

Фонематического восприятия;

Зрительного внимания и восприятия;

Мышления

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: дидактический материал, компьютер, телефон, мольберт, «Букварь», схема передвижения,  ключ и ключ- пазл, конверты с заданиями.   Предварительная работа:

Чтение сказки «Золотой ключик» А.Толстого.

Разучивание стихотворения В.Берестова «Как хорошо уметь читать».

 Ход деятельности:

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. 

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами. Давайте с вами встанем в круг и вспомним считалку правило:

- Какое мы с вами знаем  правило речи:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас опять.

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

II. Мотивационная игра.

Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями. Арсений, тебе хотелось бы учиться в школе? (Ответ). Как вы думаете, чем занимаются дети в школе? (Ответ). А чем занимаемся мы в детском саду, Тася? (Ответ). Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки. Костя, а ты любишь сказки? А кто тебе их читает? (Ответ). Послушайте стихотворение В. Берестова «Как хорошо уметь читать» (Читает наизусть Дария Р.):

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Вот видите, как хорошо, когда умеешь читать. В школе вы будете учиться читать по  учебнику, который называется «Букварь». А, кстати, где она? Что же нам делать? Наверное, его кто-то взял? Может, вы подскажете? Может, позвоним Буратино.

- Алло! Буратино? Мы с ребятами потеряли «Букварь». Ты его не видел?

- Мальвину, меня и Букварь похитил Карабас- Барабас. Он заточил нас в чулане и запер дверь на ключ. А ключ сломал. (гудки телефона).

- Что же нам делать? Давайте свяжемся с Карабасом- Барабасом по скайпу. (звонит) Слайд 1.

На экране появляется Карабас- Барабас. Слайд 2.

- Здравствуйте, уважаемый Карабас-Барабас! Освободите, пожалуйста, наших друзей!

- И не подумаю! Если хотите освободить Буратино и вернуть «Букварь» вам нужно собрать все части ключа, а для этого необходимо выполнить все мои задания, которые я для вас приготовил.

Я приготовил для вас 7 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните все задания, то соберете ключ и освободите своих друзей из заточения.

III. Введение в тему занятия.

- Итак, что нам надо сделать?

- Собрать все части ключа, а для этого выполнить задания.

- С чего же мы начнем?

- С конверта под цифрой 1.

- А где же нам его взять? (смотрит по сторонам, находит схему).

-О, смотрите, ребята, как вы думаете, что бы это могло быть?

- Карта, где находятся конверты с заданиями.

Ребята, давайте сейчас внимательно посмотрим на карту. Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие?

Дети: С цифры 1.

Воспитатель: Правильно, с цифры 1, а вот и она.

1 конверт. (красный) (повторение) Задание №1. «Расскажите о вашем городе «Буквоград». 

-Давайте, ребята, я посмотрю, какое же там задание?

-В нашем Буквограде живут очень дружные жильцы – буквы.

-Назовите все буквы, которые мы заселили в домики.

-Что обозначают буквы? (буквы обозначают звуки).

-Чем отличаются буквы от звуков? (Звуки – слышим и произносим, буквы – видим, пишем, читаем).

-Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные звуки произносятся легко, воздух проходит свободно, во рту ничего не мешает; при произношении согласных звуков во рту есть преграда (язык, зубы и губы), воздух проходит тяжело).

- Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные).

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).

-Каким цветом мы отмечаем твёрдые согласные звуки? (синим).

-Каким цветом мы обозначаем мягкие гласные звуки? (зеленым).

-Тихонечко сядут те дети, имена которых начинаются с согласных звуков, а теперь тихонечко сядут дети, имена которых начинаются с гласных звуков.

-Молодцы, ребята, у нас есть первая часть ключа.

2 конверт (оранжевый)

Задание для внимательных. «Загадки и отгадки»  Слайд 3.

-Послушайте и определите, какой звук встречается чаще других в этом стихотворении :

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

- Звук ш.

- Правильно, с этим звуком мы познакомимся сегодня «Ш».

- Ребята, а кто же может так шипеть? (змея, гусь). А где мы еще можем услышать этот звук Ш?  (шуршат листья, шумит ветер и деревья, спустило колесо, накачаем колесо, чайник шумит).

- Давайте произнесем звук ш все вместе. Слайд 4.

(Дети вместе с педагогом произносят звук ш все вместе).

-Когда мы его произносим, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, а губы округлены. Слайд 5.

Значит во рту есть преграда для его произношения.

-Как вы думаете звук «ш» - гласный или согласный?

 (Согласный).

- Верно, а почему так думаете? При произношении звука «Ш» во рту есть преграда, это язык и зубы, воздух проходит тяжело.

-Каким цветом мы будем его обозначать? Слайд6.

 (Синим).

-Приложите руку к горлышку и произнесите этот звук. Определите: звонкий он или глухой?

 (Он глухой).

-Твердый или мягкий это звук?

(Твердый).

 -Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причем этот звук всегда твердый, он не бывает мягким.

-А сейчас давайте поиграем в игру «Кто внимательный»? Вы будете поднимать синий квадрат как только услышите звук «Ш».

( Из набора дети выбирают синий квадрат).

Ш, с, ш, з, т, д, ш.

Ша, са, шу, за, ты, дэ, ту, шо.

Санки, шарик, коса, шишка, стоять, широкий.

- Вы были внимательными и справились с заданием. Молодцы, ребята, у нас есть вторая часть ключа.

3 конверт. Знакомство с буквой «Ш».

Ребята, звук «Ш» обозначается буквой «Ш». Как вы думаете, на что она похожа? (Дети предлагают варианты). Слайд 7.

«Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё».

«Шура сено ворошил

Вилы в сене позабыл».        

В наш дружный дом заселяем ещё одного жильца – букву Ш. А в какой дом её поселим? В синий или красный? (в синий, потому что он согласный и он всегда твердый).

-Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ш? (из палочек). Сколько в ней элементов? (4). 

-Сложим букву Ш из пальцев:

Большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный – поднять вверх.

Посмотрите на букву Ш – большую и маленькую. Одинаковые они или разные? Чем отличаются друг от друга?.

Конструирование буквы Ш. (из палочек)

        Зарисовка буквы Ш и ее графического образа. 

      - А теперь откроем тетради и нарисуем портреты буквы Ш. Покажите Карандашу как мы умеем сидеть, держать карандаш и правильно положить тетрадь.

 Молодцы, ребята, у нас есть втора третья часть ключа.

4 конверт. Задание «Научите петь Ш»

-Как же нам научить петь Ш. (с помощью гласных). Слайд 8. 

-А сейчас посмотрите на экран. Послушайте, как с новым звуком звучат слоги и повторите). (Читают слоги со звуком «ш»).

- У вас лежат карточки, на которых нарисована таблица. С ее помощью мы услышим звучание слогов. Возьмите в руки карандаши и проводим дорожку от буквы Ш к букве А. Что у вас получилось?

          Ша.

        -А теперь от Ш к букве У. Что получилось?

         Шу.

       - Ш и О. Что получилось?

         Шо.

       - Ш и Э. Что получилось?

        Шэ. (Ши,шу.)

  Давайте произнесем и протопаем чистоговорки. Могут принимать участие и        гости.   ( Дети встают) .

Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.

Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.

Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.

Шо – шо – шо – в цирке хорошо.

 Вы были внимательными и справились с заданием. Молодцы, ребята, у нас есть третья часть ключа.

Игра «Эхо». Слайд 9.

Физминутка :

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише. Тише.

Деревцо все выше, выше.

Дидактическое упражнение «Поймай-ка». Слайд 10.

Хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, если услышите звук Ш (упражнение выполняется стоя)

Жил на свете кот-котишка по прозванью Хитрый Тишка.

И жила на свете мышка по прозванью просто Мышка.

Тише, тише, тише, тишь. В темноте крадётся Мышь.

А за нею очень тихо, в тишине крадётся Тихон. С. Иванов «Мышка или кошка?»

4 конверт.

 «Ребята, вам надо разобрать завал камней, на которых написаны слоги. Но завал сможете разобрать тогда, когда из слогов составите слова». Слайд 11.

Составление слов со звуком Ш. Слайд 12. (Получают  4 часть ключа).

5 конверт. «Назови одним словом» Слайд 13.

6 конверт. Найдите место звука в слове. Слайд 14.

 

- Теперь у нас есть все 6 частей. Давайте соберем из них ключ. (Дети составляют ключ из частей).

- Ребята, закройте глаза. (Заклинание). Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым.

Рефлексия.

- Здравствуйте, ребята. Спасибо, что вы выполнили все задания, освободили меня и Букварь.

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Карабаса – Барабаса и освободили Буратино и Букварь.

 Познакомились мы сегодня ещё с одной буквой и звуком.

Какую букву мы заселили в буквенный домик?

Какой звук она обозначает?

Я вами очень довольна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...