конспект НОД по обучению грамоте. Тема "Звук и буква "Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие для детей подготовительной группы, с интересными заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие для детей подготовительной группы, с интересными заданиями. | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1» с. УСТЬ- КУЛОМ
КОНСПЕКТ НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема: Звук и буква «Ш».
(ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ)
Уляшева Т.Н. 2018 г.
НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема: Звук и буква «Ш».
Цель: Продолжать развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомление со звуком «ш» и буквой Шш.
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Совершенствование навыка чтения слогов, слов с новой буквой Шш.
Развивающие:
Развитие связной речи;
Фонематического восприятия;
Зрительного внимания и восприятия;
Мышления
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: дидактический материал, компьютер, телефон, мольберт, «Букварь», схема передвижения, ключ и ключ- пазл, конверты с заданиями. Предварительная работа:
Чтение сказки «Золотой ключик» А.Толстого.
Разучивание стихотворения В.Берестова «Как хорошо уметь читать».
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями.
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами. Давайте с вами встанем в круг и вспомним считалку правило:
- Какое мы с вами знаем правило речи:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы сейчас опять.
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Мотивационная игра.
Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями. Арсений, тебе хотелось бы учиться в школе? (Ответ). Как вы думаете, чем занимаются дети в школе? (Ответ). А чем занимаемся мы в детском саду, Тася? (Ответ). Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки. Костя, а ты любишь сказки? А кто тебе их читает? (Ответ). Послушайте стихотворение В. Берестова «Как хорошо уметь читать» (Читает наизусть Дария Р.):
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Вот видите, как хорошо, когда умеешь читать. В школе вы будете учиться читать по учебнику, который называется «Букварь». А, кстати, где она? Что же нам делать? Наверное, его кто-то взял? Может, вы подскажете? Может, позвоним Буратино.
- Алло! Буратино? Мы с ребятами потеряли «Букварь». Ты его не видел?
- Мальвину, меня и Букварь похитил Карабас- Барабас. Он заточил нас в чулане и запер дверь на ключ. А ключ сломал. (гудки телефона).
- Что же нам делать? Давайте свяжемся с Карабасом- Барабасом по скайпу. (звонит) Слайд 1.
На экране появляется Карабас- Барабас. Слайд 2.
- Здравствуйте, уважаемый Карабас-Барабас! Освободите, пожалуйста, наших друзей!
- И не подумаю! Если хотите освободить Буратино и вернуть «Букварь» вам нужно собрать все части ключа, а для этого необходимо выполнить все мои задания, которые я для вас приготовил.
Я приготовил для вас 7 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните все задания, то соберете ключ и освободите своих друзей из заточения.
III. Введение в тему занятия.
- Итак, что нам надо сделать?
- Собрать все части ключа, а для этого выполнить задания.
- С чего же мы начнем?
- С конверта под цифрой 1.
- А где же нам его взять? (смотрит по сторонам, находит схему).
-О, смотрите, ребята, как вы думаете, что бы это могло быть?
- Карта, где находятся конверты с заданиями.
Ребята, давайте сейчас внимательно посмотрим на карту. Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие?
Дети: С цифры 1.
Воспитатель: Правильно, с цифры 1, а вот и она.
1 конверт. (красный) (повторение) Задание №1. «Расскажите о вашем городе «Буквоград».
-Давайте, ребята, я посмотрю, какое же там задание?
-В нашем Буквограде живут очень дружные жильцы – буквы.
-Назовите все буквы, которые мы заселили в домики.
-Что обозначают буквы? (буквы обозначают звуки).
-Чем отличаются буквы от звуков? (Звуки – слышим и произносим, буквы – видим, пишем, читаем).
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные звуки произносятся легко, воздух проходит свободно, во рту ничего не мешает; при произношении согласных звуков во рту есть преграда (язык, зубы и губы), воздух проходит тяжело).
- Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные).
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).
-Каким цветом мы отмечаем твёрдые согласные звуки? (синим).
-Каким цветом мы обозначаем мягкие гласные звуки? (зеленым).
-Тихонечко сядут те дети, имена которых начинаются с согласных звуков, а теперь тихонечко сядут дети, имена которых начинаются с гласных звуков.
-Молодцы, ребята, у нас есть первая часть ключа.
2 конверт (оранжевый)
Задание для внимательных. «Загадки и отгадки» Слайд 3.
-Послушайте и определите, какой звук встречается чаще других в этом стихотворении :
Шура шубку надевала,
Шарф и шапку потеряла.
- Звук ш.
- Правильно, с этим звуком мы познакомимся сегодня «Ш».
- Ребята, а кто же может так шипеть? (змея, гусь). А где мы еще можем услышать этот звук Ш? (шуршат листья, шумит ветер и деревья, спустило колесо, накачаем колесо, чайник шумит).
- Давайте произнесем звук ш все вместе. Слайд 4.
(Дети вместе с педагогом произносят звук ш все вместе).
-Когда мы его произносим, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, а губы округлены. Слайд 5.
Значит во рту есть преграда для его произношения.
-Как вы думаете звук «ш» - гласный или согласный?
(Согласный).
- Верно, а почему так думаете? При произношении звука «Ш» во рту есть преграда, это язык и зубы, воздух проходит тяжело.
-Каким цветом мы будем его обозначать? Слайд6.
(Синим).
-Приложите руку к горлышку и произнесите этот звук. Определите: звонкий он или глухой?
(Он глухой).
-Твердый или мягкий это звук?
(Твердый).
-Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причем этот звук всегда твердый, он не бывает мягким.
-А сейчас давайте поиграем в игру «Кто внимательный»? Вы будете поднимать синий квадрат как только услышите звук «Ш».
( Из набора дети выбирают синий квадрат).
Ш, с, ш, з, т, д, ш.
Ша, са, шу, за, ты, дэ, ту, шо.
Санки, шарик, коса, шишка, стоять, широкий.
- Вы были внимательными и справились с заданием. Молодцы, ребята, у нас есть вторая часть ключа.
3 конверт. Знакомство с буквой «Ш».
Ребята, звук «Ш» обозначается буквой «Ш». Как вы думаете, на что она похожа? (Дети предлагают варианты). Слайд 7.
«Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё».
«Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл».
В наш дружный дом заселяем ещё одного жильца – букву Ш. А в какой дом её поселим? В синий или красный? (в синий, потому что он согласный и он всегда твердый).
-Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ш? (из палочек). Сколько в ней элементов? (4).
-Сложим букву Ш из пальцев:
Большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный – поднять вверх.
Посмотрите на букву Ш – большую и маленькую. Одинаковые они или разные? Чем отличаются друг от друга?.
Конструирование буквы Ш. (из палочек)
Зарисовка буквы Ш и ее графического образа.
- А теперь откроем тетради и нарисуем портреты буквы Ш. Покажите Карандашу как мы умеем сидеть, держать карандаш и правильно положить тетрадь.
Молодцы, ребята, у нас есть втора третья часть ключа.
4 конверт. Задание «Научите петь Ш»
-Как же нам научить петь Ш. (с помощью гласных). Слайд 8.
-А сейчас посмотрите на экран. Послушайте, как с новым звуком звучат слоги и повторите). (Читают слоги со звуком «ш»).
- У вас лежат карточки, на которых нарисована таблица. С ее помощью мы услышим звучание слогов. Возьмите в руки карандаши и проводим дорожку от буквы Ш к букве А. Что у вас получилось?
Ша.
-А теперь от Ш к букве У. Что получилось?
Шу.
- Ш и О. Что получилось?
Шо.
- Ш и Э. Что получилось?
Шэ. (Ши,шу.)
Давайте произнесем и протопаем чистоговорки. Могут принимать участие и гости. ( Дети встают) .
Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.
Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.
Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.
Шо – шо – шо – в цирке хорошо.
Вы были внимательными и справились с заданием. Молодцы, ребята, у нас есть третья часть ключа.
Игра «Эхо». Слайд 9.
Физминутка :
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише. Тише.
Деревцо все выше, выше.
Дидактическое упражнение «Поймай-ка». Слайд 10.
Хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, если услышите звук Ш (упражнение выполняется стоя)
Жил на свете кот-котишка по прозванью Хитрый Тишка. И жила на свете мышка по прозванью просто Мышка. Тише, тише, тише, тишь. В темноте крадётся Мышь. А за нею очень тихо, в тишине крадётся Тихон. С. Иванов «Мышка или кошка?» |
4 конверт.
«Ребята, вам надо разобрать завал камней, на которых написаны слоги. Но завал сможете разобрать тогда, когда из слогов составите слова». Слайд 11.
Составление слов со звуком Ш. Слайд 12. (Получают 4 часть ключа).
5 конверт. «Назови одним словом» Слайд 13.
6 конверт. Найдите место звука в слове. Слайд 14.
- Теперь у нас есть все 6 частей. Давайте соберем из них ключ. (Дети составляют ключ из частей).
- Ребята, закройте глаза. (Заклинание). Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым.
Рефлексия.
- Здравствуйте, ребята. Спасибо, что вы выполнили все задания, освободили меня и Букварь.
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Карабаса – Барабаса и освободили Буратино и Букварь.
Познакомились мы сегодня ещё с одной буквой и звуком.
Какую букву мы заселили в буквенный домик?
Какой звук она обозначает?
Я вами очень довольна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект НООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты» Составила воспитатель Быкова Ольга Николаевна
Конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"
Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...
Конспект НОД по обучению грамоте В подготовительной группе « В гостях у волшебницы грамоты»
Конспект НОД по обучени.грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...