«Звук [Т] Звук [Т’] Буква Т»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кравцова Марина Сергеевна

Цель: закрепление представления о звуках [Т]-[Т’].

Задачи:

  • Различение согласных звуков по твердости-мягкости, звуков, букв.
  • Закрепление умения производить мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, выполнения на основе звукового и слогового состава слов.
  • Совершенствование умения определять место звука в слове.
  • Продолжить работу с предложением, знакомство со схемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию раздел «Обучение грамоте»

в подготовительной группе на 31.10.2019

Тема: «Звук [Т] Звук [Т’] Буква Т»

Подготовила: воспитатель Кравцова Марина Сергеевна

Цель: закрепление представления о звуках [Т]-[Т’].

Задачи:

  • Различение согласных звуков по твердости-мягкости, звуков, букв.
  • Закрепление умения производить мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, выполнения на основе звукового и слогового состава слов.
  • Совершенствование умения определять место звука в слове.
  • Продолжить работу с предложением, знакомство со схемой.

Ход занятия:

1 Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

-Мы большие, послушные, добрые.

Д/и «Замени звук»

(скажи со звуком [Т] вместо [П]: почка (точка), пруды (труды), порт, пара, права)

Чем отличаются звуки [П] и [П’]?

-        Назовите слова со звуком [П], а потом с [П’].

-        Какой буквой обозначаются звуки [П] и [П’]?

-        Какие звуки обозначает буква М? а буква Н?

Игра «Назови братца» с мячом

(дети называют твердую или мягкую пару звука: п-пь, м-мь, т-ть, н-нь)

- Отгадайте загадки:

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

И зовут его.! (Петух)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это?. (Самолёт!

Слева бантик, справа бантик

У Красотки платье фантик.

Пренарядная Кокетка

Шоколадная. (Конфетка.)

-Молодцы! Скажите, какой звук встречается во всех словах?

-Во всех словах встречается звук [т].

-Правильно! Какой это звук? (характеристика звука).

        Что делают губы и язык при произнесении этого звука? (Губы

приоткрыты, язык прижимается к верхним зубам.)

-        Определите по башмакам звука [Т], какой он? (Согласный, твёрдый.)

-        Почему вы так решили? (Потому что твёрдые согласные обозначаются синим цветом.)

        Чем отличаются звуки [Т] и [Т’]?

-        Одинаково ли они произносятся?

-        Каким цветом обозначаются?

-        Нарисуйте синий кружок над картинками, в названии которых

слышится звук [Т], а зелёный - над картинками со звуком [Т’] в названии.

-        В каких словах есть оба этих звука? (Театр, котята, утята.)

Воспитатель проводит сравнительную характеристику звуков:

Звук [т] – согласный, глухой, твердый, мы его обозначаем синей фишкой.

Звук [т’] – согласный, глухой и мягкий, мы его обозначаем зеленой фишкой.

Различение звуков [т], [т’]

Игра закончи звуком [т’].

У девочки Насти

Собака рыжей масти.

Пришел к ней как-то в гости

С котенком мальчик Костя.

Собаке Лайке гос. (ть)

Принес большую кос. (ть).

Открыла Лайка пас. (ть,

Схватила кос. (ть) и шас. (ть)

Пол Настину крова. (ть,

Чтоб кот не смог доста. (ть).

Собака: хрус. (ть) да хрус. (ть,

Но вдруг такая грус. (ть!-

Застряла в пасти кос. (ть)

И колет, словно гвоздь!

Котенок крикнул:"Нас. (ть!

Раскрой собаке пас. (ть!"

Схватил когтями кос. (ть)

И спас собаку гос. (ть).

Котенок, Костя, Настя

Сияют все от счастья!

Весь день котенок Вася

Физкультминутка.

Тик-так, тик-так,                                      (Наклоны головы к каждому плечу попеременно.)

Все часы идут вот так:            

Тик-так, тик-так.

Смотри скорей, который час:                 (Руки на поясе, наклоны в стороны всем корпусом.)

Тик-так, тик-так, тик-так.    

Налево - раз, направо - раз,

Мы тоже можем так.

Добавьте в конце слова звук [Т] или [Т’]:

сала_, крова_, сове_, се_, ного_, салю_, буке_, компо_, кос_, бере_, кис_, мос_, кро_, новос_,

тор_.

-Чем отличаются слоги ТА и ТЯ?

- Добавьте слог ТА или ТЯ в конце слова: Ники_, Све_, Нас_, Кос_, Ка_, Аню_, Ми_, Мар_, Ви_, Пе_.

- Чем отличаются слоги ТЫ и ТИ?

- Добавьте слог ТЫ или ТИ в конце слова: раке_, фрук_, гос_, бан_, де_, шор_, коф_, ки_, лап_, приве_.

Д/ игра «Телеграф»

 (воспитатель называет дву- или трехсложные слова со звуками [Т]-[Т’], а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши кол-во слогов в названном слове – «передает слово по телеграфу»

Звуковой анализ.

Какой звук у нас в гостях? Какими фишками обозначаем?

Достаньте схемы и фишки.

Воспитатель показывает картинки, дети на местах выклалывают фишки.

-Молодцы ребята!

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

Показать образ буквы:

-На что похожа буква Т? (дети отвечают)

-Выложите букву из карандашей из 2, из 3.

-Молодцы!

Подведение итогов

-Что вы сегодня узнали?

- Похожа буква Т на антенну?

- На что ещё похожа эта буква?

Можно написать на доске буквы Т и предложить детям «превратить» их в гриб, треугольник, знак плюс («прибавить»), окно и пр.

-        Прочитайте слоги. 

Чтение слогов, слов:

ТА, АТ, ТО, ОТ, ТУ, УТ, ТИ, ИТ, КОТ, КИТ.

        - Какие звуки обозначает буква Т?

-        Чем они отличаются?

-        Назовите слова со звуком [Т]. (Потом со звуком [Т’].)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

«Звук [Т] Звук [Т’] Буква Т»

Тема: «Звук [Т] Звук [Т’] Буква Т»Цель: закрепление представления о звуках [Т]-[Т’].Задачи:Различение согласных звуков по твердости-мягкости, звуков, букв.Закрепление уме...