«Звук [Т] Звук [Т’] Буква Т»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: закрепление представления о звуках [Т]-[Т’].
Задачи:
- Различение согласных звуков по твердости-мягкости, звуков, букв.
- Закрепление умения производить мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, выполнения на основе звукового и слогового состава слов.
- Совершенствование умения определять место звука в слове.
- Продолжить работу с предложением, знакомство со схемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_t.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по речевому развитию раздел «Обучение грамоте»
в подготовительной группе на 31.10.2019
Тема: «Звук [Т] Звук [Т’] Буква Т»
Подготовила: воспитатель Кравцова Марина Сергеевна
Цель: закрепление представления о звуках [Т]-[Т’].
Задачи:
- Различение согласных звуков по твердости-мягкости, звуков, букв.
- Закрепление умения производить мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, выполнения на основе звукового и слогового состава слов.
- Совершенствование умения определять место звука в слове.
- Продолжить работу с предложением, знакомство со схемой.
Ход занятия:
1 Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята! Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?
-Мы большие, послушные, добрые.
Д/и «Замени звук»
(скажи со звуком [Т] вместо [П]: почка (точка), пруды (труды), порт, пара, права)
Чем отличаются звуки [П] и [П’]?
- Назовите слова со звуком [П], а потом с [П’].
- Какой буквой обозначаются звуки [П] и [П’]?
- Какие звуки обозначает буква М? а буква Н?
Игра «Назови братца» с мячом
(дети называют твердую или мягкую пару звука: п-пь, м-мь, т-ть, н-нь)
- Отгадайте загадки:
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его.! (Петух)
Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это?. (Самолёт!
Слева бантик, справа бантик
У Красотки платье фантик.
Пренарядная Кокетка
Шоколадная. (Конфетка.)
-Молодцы! Скажите, какой звук встречается во всех словах?
-Во всех словах встречается звук [т].
-Правильно! Какой это звук? (характеристика звука).
Что делают губы и язык при произнесении этого звука? (Губы
приоткрыты, язык прижимается к верхним зубам.)
- Определите по башмакам звука [Т], какой он? (Согласный, твёрдый.)
- Почему вы так решили? (Потому что твёрдые согласные обозначаются синим цветом.)
Чем отличаются звуки [Т] и [Т’]?
- Одинаково ли они произносятся?
- Каким цветом обозначаются?
- Нарисуйте синий кружок над картинками, в названии которых
слышится звук [Т], а зелёный - над картинками со звуком [Т’] в названии.
- В каких словах есть оба этих звука? (Театр, котята, утята.)
Воспитатель проводит сравнительную характеристику звуков:
Звук [т] – согласный, глухой, твердый, мы его обозначаем синей фишкой.
Звук [т’] – согласный, глухой и мягкий, мы его обозначаем зеленой фишкой.
Различение звуков [т], [т’]
Игра закончи звуком [т’].
У девочки Насти
Собака рыжей масти.
Пришел к ней как-то в гости
С котенком мальчик Костя.
Собаке Лайке гос. (ть)
Принес большую кос. (ть).
Открыла Лайка пас. (ть,
Схватила кос. (ть) и шас. (ть)
Пол Настину крова. (ть,
Чтоб кот не смог доста. (ть).
Собака: хрус. (ть) да хрус. (ть,
Но вдруг такая грус. (ть!-
Застряла в пасти кос. (ть)
И колет, словно гвоздь!
Котенок крикнул:"Нас. (ть!
Раскрой собаке пас. (ть!"
Схватил когтями кос. (ть)
И спас собаку гос. (ть).
Котенок, Костя, Настя
Сияют все от счастья!
Весь день котенок Вася
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так, (Наклоны головы к каждому плечу попеременно.)
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час: (Руки на поясе, наклоны в стороны всем корпусом.)
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
Добавьте в конце слова звук [Т] или [Т’]:
сала_, крова_, сове_, се_, ного_, салю_, буке_, компо_, кос_, бере_, кис_, мос_, кро_, новос_,
тор_.
-Чем отличаются слоги ТА и ТЯ?
- Добавьте слог ТА или ТЯ в конце слова: Ники_, Све_, Нас_, Кос_, Ка_, Аню_, Ми_, Мар_, Ви_, Пе_.
- Чем отличаются слоги ТЫ и ТИ?
- Добавьте слог ТЫ или ТИ в конце слова: раке_, фрук_, гос_, бан_, де_, шор_, коф_, ки_, лап_, приве_.
Д/ игра «Телеграф»
(воспитатель называет дву- или трехсложные слова со звуками [Т]-[Т’], а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши кол-во слогов в названном слове – «передает слово по телеграфу»
Звуковой анализ.
Какой звук у нас в гостях? Какими фишками обозначаем?
Достаньте схемы и фишки.
Воспитатель показывает картинки, дети на местах выклалывают фишки.
-Молодцы ребята!
Знакомство с буквой Т
ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!
Показать образ буквы:
-На что похожа буква Т? (дети отвечают)
-Выложите букву из карандашей из 2, из 3.
-Молодцы!
Подведение итогов
-Что вы сегодня узнали?
- Похожа буква Т на антенну?
- На что ещё похожа эта буква?
Можно написать на доске буквы Т и предложить детям «превратить» их в гриб, треугольник, знак плюс («прибавить»), окно и пр.
- Прочитайте слоги.
Чтение слогов, слов:
ТА, АТ, ТО, ОТ, ТУ, УТ, ТИ, ИТ, КОТ, КИТ.
- Какие звуки обозначает буква Т?
- Чем они отличаются?
- Назовите слова со звуком [Т]. (Потом со звуком [Т’].)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
«Звук [Т] Звук [Т’] Буква Т»
Тема: «Звук [Т] Звук [Т’] Буква Т»Цель: закрепление представления о звуках [Т]-[Т’].Задачи:Различение согласных звуков по твердости-мягкости, звуков, букв.Закрепление уме...