НОД по обучению грамоте в средней группе "Приключения снежинок"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)
НОД по обучению грамоте в средней группе "Приключения снежинок"
Цель: Обучение технике деления слов на слоги.
Задача: Воспитывать речевое внимание, фонематический слух, используя словесные игры. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам. Развивать представление об уменьшительно – ласкательной форме слова. Учить самостоятельно называть слова, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы и ставить вопросы: КТО? ЧТО? Закреплять умение находить и выделять звук [Ш] в слове. Учить детей делить слова на слоги разными игровыми способами. Закреплять умение отгадывать загадки.
Предварительная работа: Отгадывание загадок. Развитие мелкой моторики рук. Словесные занимательные игры, игры с мячом. Рассматривание картинок с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Скороговорки, чистоговорки на звук [Ш]. Обведение предметов по контуру на листе бумаги.
Развивающая среда: 5 снежинок с буквами: «М», «О», «Р», «О», «З». Игровое пособие «Ёлочка» с картинками – подвесками. Конверт с картинками. Кольца Луллия на каждого ребёнка с картинками. Мяч. Чупа–чупсы. Воздушные шары. Листы бумаги с пунктирным изображением снежинок, цветные карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_obucheniyu_gramote_v_sredney_gruppe.docx | 20.16 КБ |
nod_po_obucheniyu_gramote_v_sredney_gruppe.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по обучению грамоте в средней группе "Приключения снежинок"
Цель: Обучение технике деления слов на слоги.
Задача: Воспитывать речевое внимание, фонематический слух, используя словесные игры. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам. Развивать представление об уменьшительно – ласкательной форме слова. Учить самостоятельно называть слова, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы и ставить вопросы: КТО? ЧТО? Закреплять умение находить и выделять звук [Ш] в слове. Учить детей делить слова на слоги разными игровыми способами. Закреплять умение отгадывать загадки.
Предварительная работа: Отгадывание загадок. Развитие мелкой моторики рук. Словесные занимательные игры, игры с мячом. Рассматривание картинок с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Скороговорки, чистоговорки на звук [Ш]. Обведение предметов по контуру на листе бумаги.
Развивающая среда: 5 снежинок с буквами: «М», «О», «Р», «О», «З». Игровое пособие «Ёлочка» с картинками – подвесками. Конверт с картинками. Кольца Луллия на каждого ребёнка с картинками. Мяч. Чупа–чупсы. Воздушные шары. Листы бумаги с пунктирным изображением снежинок, цветные карандаши.
Ход занятия:
/Дети входят в группу, подходят к ковру, видят на ковре красивую большую снежинку./
Воспитель: - Ой! Ребята, посмотрите! Как здесь могла появиться снежинка?
/Ответы детей./
/Воспитатель поднимает снежинку, переворачивает, рассматривает, прислоняет к уху, прислушивается./
Воспитатель: Дети! А снежинка-то к нам прилетела непростая, это волшебная снежинка! Как вы думаете, где она живёт? Откуда к нам прилетела?
/Ответы детей./
Воспитатель: - Вот что снежинка вам хочет сказать:
Мы снежинки, мы сестрички,
Крепко за руки взялись.
Закружились, будто птички,
Полетели смело вниз.
На сугроб мы не попали,
А к вам в группу мы попали!
Воспитатель: - Так, значит, снежинка не одна к нам прилетела! А с сестричками! Снежинки – озорницы очень любят играть и предлагают нам поиграть с ними в прятки. Но где же они? Наверное, уже спрятались от нас! Чтобы их найти, надо вам отгадывать загадки. Когда мы всех снежинок отыщем, они снова соберутся в кружок, мы узнаем, какой сюрприз нам они приготовили! Вот вам первая подсказка, где искать снежинку:
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
Дети: - Ёлка!
Воспитатель: - Правильно! Ёлка пришла к нам в гости! Вот и снежинка! Эта красавица хочет рассказать, кого она с сестрицами встретила по пути к вам, а ваш язычок ей поможет рассказать.
Снежинка: - Мы, снежинки, летели долго, сначала встретили паровозик, он гудел так: У – у – у.
/Дети произносят звук, губы – трубочкой./
- Затем нам повстречался воздушный шарик!
/Дети надувают щёки, сдувают щёки./
И тут мы увидели, как скачет лошадка!
/Дети вытягивают губы, приоткрывают рот, показывают зубы, цокают языком медленно, тихо – лошадка скачет вдалеке, затем быстрее, громче – лошадка приблизилась к снежинкам, затем опять тихо и медленно, - она ускакала./
- А потом нам путь преградил забор!
/Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы./
- Но мы же снежинки, как пушинки влетели и оказались во дворе вашего детского сада. Подул сильный ветер!
/Дети произносят звук [Ш] громко./
- И мы, снежинки, залетели к вам в группу. А теперь я хочу предложить вам игру с ёлочкой. На ёлочке висит много картинок, вон какая она нарядная! Давайте мы назовём, что на них изображено!
/Дети называют./
Воспитатель: - Мы сейчас называли предметы и произносили слова. Слова все разные, к ним можно поставить вопросы. Можно спросить: КТО это? Или ЧТО это?
Если предмет живой, нужно о нём спрашивать: КТО это? Если неживой – ЧТО это? Снежинка предлагает девочкам снять картинки с ёлочки, которые отвечают на вопрос – КТО это? А мальчики выберут картинку, отвечающую на вопрос ЧТО это?
/Дети выполняют задание, объясняют, почему именно такую картинку выбрали./
Воспитатель: - Снежинка очень рада, что вы поиграли с ней в её игру, поэтому слушайте подсказку, где искать следующую снежинку:
В нашей группе дом стоит,
До краёв водой налит,
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
Дети: - Это аквариум!
/Дети подходят к аквариуму, находят там снежинку и с ней конверт./
Воспитатель: - Дети! Эта снежинка предлагает вам свою необычную игру. Вы все знаете, из чего состоит наша речь? /Из разных слов/. А из чего состоят слова? /Из слогов/. Вот снежинка хочет поиграть с вами с помощью картинок из конверта. Мы будем их вынимать, называть слово и посчитаем, сколько слогов в данном слове. Но считать слоги мы будем по-особому!
/Дети достают картинки по одной, считают слоги разными способами индивидуально: 1) хлопнуть в ладоши, 2) кивнуть головой, 3) топнуть ногой, 4) поднять плечики, 5) прошагать, 6) подпрыгнуть, 7) присесть, 8) моргнуть глазами./
Воспитатель: - ну, вот и с этой снежинкой мы поиграли! Где нам искать следующую? Слушайте:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал…
Дети: - Шарик!
/Дети подходят к связке воздушных шаров, находят снежинку./
Воспитатель: - Снежинка эта неспроста здесь спряталась! Где вы её нашли?
Дети: - В шариках!
Воспитатель: - Снежинка спрашивает у вас, с какого звука начинается слово «Шарики»?
Дети: - Со звука «Ш»!
Воспитатель: - Правильно! А сейчас для вас игра! Снежинка приготовила вам необычные кольца! Со стрелками! У каждого кольца свои жители – картинки, все они разные. Вам надо найти ту картинку, в названии которой есть звук «Ш». И на эту картинку вы покажите стрелочкой.
/Дети выполняют задание на кольцах Луллия./
Воспитатель: - Умницы! Все правильно нашли нужные картинки! А кому было трудно, помогли товарищи! Во что значит, дружные ребята! А теперь мы немного отдохнём.
Физминутка:
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Искать снежинку нам пора!
Воспитатель: - А теперь отгадайте загадку, чтоб найти последнюю снежинку:
Стукнешь о стенку,
А я отскачу.
Бросишь на землю,
А я подскачу.
Я из ладоней в ладони лечу,
Смирно лежать ну совсем не хочу!
Дети: - Это мяч!
/Дети находят мяч, отыскивают снежинку./
Воспитатель: - Эта снежная сестричка предлагает вам поиграть в её игру. Кто из вас знает ласковые слова? Как вас мама называет ласково? А как можно ласково назвать мяч?
/Ответы детей./
Воспитатель: - Мячик этот тоже умеет превращать любые слова в ласковые. Поиграем с ним? Я буду вам называть слово, кидать кому-нибудь из вас мячик, кто поймает его, называет моё слово ласково, например: солнце – солнышко.
/Дети играют в игру./
Воспитатель: Вот и собрались все снежинки вместе у нас на столе. Давайте мы их разложим. Посмотрите, здесь ведь есть буквы! Но вы читать-то ещё не умеете! Не расстраивайтесь. Я вам помогу узнать, что здесь написано. Для этого я вам загадаю ещё одну загадку. Если вы её отгадаете, снежинки сложатся в слово:
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице…(Мороз)
Воспитатель: - Правильно! Вот это и написано на снежинках. Снежинки живут в царстве Деда Мороза и принесли вам подарок и готовы его вам вручить за то, что вы оказались очень умными, старательными, показали, как много всего знаете. Снежинки угощают вас сладостями!
/Детям раздаются чупа-чупсы./
Воспитатель: - Снежинкам очень понравилось с вами играть. А вам? Давайте вспомним, в какие игры мы с ними играли?
/Воспитатель помогает наводящими вопросами подвести итог занятия, вспомнив задания, которые выполняли дети, узнав. В какую игру им понравилось играть больше всего и т. д./
Воспитатель: - Ну. Вот пришла пора снежинкам улетать домой. Мы их положим на подоконник, а когда окно откроем, они вылетят.
/Дети помогают разложить снежинки на подоконнике, прощаются с ними./
Воспитатель: - Снежинки очень красивые. А давайте нарисуем снежинки тоже и подарим их друзьям или родителям и расскажем, как нам было с ними весело.
/Дети по пунктирным линиям обводят снежинки карандашами разных цветов - по желанию./
Предварительный просмотр:
НОД по обучению грамоте в средней группе "Приключения снежинок"
Цель: Обучение технике деления слов на слоги.
Задача: Воспитывать речевое внимание, фонематический слух, используя словесные игры. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам. Развивать представление об уменьшительно – ласкательной форме слова. Учить самостоятельно называть слова, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы и ставить вопросы: КТО? ЧТО? Закреплять умение находить и выделять звук [Ш] в слове. Учить детей делить слова на слоги разными игровыми способами. Закреплять умение отгадывать загадки.
Предварительная работа: Отгадывание загадок. Развитие мелкой моторики рук. Словесные занимательные игры, игры с мячом. Рассматривание картинок с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Скороговорки, чистоговорки на звук [Ш]. Обведение предметов по контуру на листе бумаги.
Развивающая среда: 5 снежинок с буквами: «М», «О», «Р», «О», «З». Игровое пособие «Ёлочка» с картинками – подвесками. Конверт с картинками. Кольца Луллия на каждого ребёнка с картинками. Мяч. Чупа–чупсы. Воздушные шары. Листы бумаги с пунктирным изображением снежинок, цветные карандаши.
Ход занятия:
/Дети входят в группу, подходят к ковру, видят на ковре красивую большую снежинку./
Воспитель: - Ой! Ребята, посмотрите! Как здесь могла появиться снежинка?
/Ответы детей./
/Воспитатель поднимает снежинку, переворачивает, рассматривает, прислоняет к уху, прислушивается./
Воспитатель: Дети! А снежинка-то к нам прилетела непростая, это волшебная снежинка! Как вы думаете, где она живёт? Откуда к нам прилетела?
/Ответы детей./
Воспитатель: - Вот что снежинка вам хочет сказать:
Мы снежинки, мы сестрички,
Крепко за руки взялись.
Закружились, будто птички,
Полетели смело вниз.
На сугроб мы не попали,
А к вам в группу мы попали!
Воспитатель: - Так, значит, снежинка не одна к нам прилетела! А с сестричками! Снежинки – озорницы очень любят играть и предлагают нам поиграть с ними в прятки. Но где же они? Наверное, уже спрятались от нас! Чтобы их найти, надо вам отгадывать загадки. Когда мы всех снежинок отыщем, они снова соберутся в кружок, мы узнаем, какой сюрприз нам они приготовили! Вот вам первая подсказка, где искать снежинку:
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
Дети: - Ёлка!
Воспитатель: - Правильно! Ёлка пришла к нам в гости! Вот и снежинка! Эта красавица хочет рассказать, кого она с сестрицами встретила по пути к вам, а ваш язычок ей поможет рассказать.
Снежинка: - Мы, снежинки, летели долго, сначала встретили паровозик, он гудел так: У – у – у.
/Дети произносят звук, губы – трубочкой./
- Затем нам повстречался воздушный шарик!
/Дети надувают щёки, сдувают щёки./
И тут мы увидели, как скачет лошадка!
/Дети вытягивают губы, приоткрывают рот, показывают зубы, цокают языком медленно, тихо – лошадка скачет вдалеке, затем быстрее, громче – лошадка приблизилась к снежинкам, затем опять тихо и медленно, - она ускакала./
- А потом нам путь преградил забор!
/Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы./
- Но мы же снежинки, как пушинки влетели и оказались во дворе вашего детского сада. Подул сильный ветер!
/Дети произносят звук [Ш] громко./
- И мы, снежинки, залетели к вам в группу. А теперь я хочу предложить вам игру с ёлочкой. На ёлочке висит много картинок, вон какая она нарядная! Давайте мы назовём, что на них изображено!
/Дети называют./
Воспитатель: - Мы сейчас называли предметы и произносили слова. Слова все разные, к ним можно поставить вопросы. Можно спросить: КТО это? Или ЧТО это?
Если предмет живой, нужно о нём спрашивать: КТО это? Если неживой – ЧТО это? Снежинка предлагает девочкам снять картинки с ёлочки, которые отвечают на вопрос – КТО это? А мальчики выберут картинку, отвечающую на вопрос ЧТО это?
/Дети выполняют задание, объясняют, почему именно такую картинку выбрали./
Воспитатель: - Снежинка очень рада, что вы поиграли с ней в её игру, поэтому слушайте подсказку, где искать следующую снежинку:
В нашей группе дом стоит,
До краёв водой налит,
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
Дети: - Это аквариум!
/Дети подходят к аквариуму, находят там снежинку и с ней конверт./
Воспитатель: - Дети! Эта снежинка предлагает вам свою необычную игру. Вы все знаете, из чего состоит наша речь? /Из разных слов/. А из чего состоят слова? /Из слогов/. Вот снежинка хочет поиграть с вами с помощью картинок из конверта. Мы будем их вынимать, называть слово и посчитаем, сколько слогов в данном слове. Но считать слоги мы будем по-особому!
/Дети достают картинки по одной, считают слоги разными способами индивидуально: 1) хлопнуть в ладоши, 2) кивнуть головой, 3) топнуть ногой, 4) поднять плечики, 5) прошагать, 6) подпрыгнуть, 7) присесть, 8) моргнуть глазами./
Воспитатель: - ну, вот и с этой снежинкой мы поиграли! Где нам искать следующую? Слушайте:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал…
Дети: - Шарик!
/Дети подходят к связке воздушных шаров, находят снежинку./
Воспитатель: - Снежинка эта неспроста здесь спряталась! Где вы её нашли?
Дети: - В шариках!
Воспитатель: - Снежинка спрашивает у вас, с какого звука начинается слово «Шарики»?
Дети: - Со звука «Ш»!
Воспитатель: - Правильно! А сейчас для вас игра! Снежинка приготовила вам необычные кольца! Со стрелками! У каждого кольца свои жители – картинки, все они разные. Вам надо найти ту картинку, в названии которой есть звук «Ш». И на эту картинку вы покажите стрелочкой.
/Дети выполняют задание на кольцах Луллия./
Воспитатель: - Умницы! Все правильно нашли нужные картинки! А кому было трудно, помогли товарищи! Во что значит, дружные ребята! А теперь мы немного отдохнём.
Физминутка:
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Искать снежинку нам пора!
Воспитатель: - А теперь отгадайте загадку, чтоб найти последнюю снежинку:
Стукнешь о стенку,
А я отскачу.
Бросишь на землю,
А я подскачу.
Я из ладоней в ладони лечу,
Смирно лежать ну совсем не хочу!
Дети: - Это мяч!
/Дети находят мяч, отыскивают снежинку./
Воспитатель: - Эта снежная сестричка предлагает вам поиграть в её игру. Кто из вас знает ласковые слова? Как вас мама называет ласково? А как можно ласково назвать мяч?
/Ответы детей./
Воспитатель: - Мячик этот тоже умеет превращать любые слова в ласковые. Поиграем с ним? Я буду вам называть слово, кидать кому-нибудь из вас мячик, кто поймает его, называет моё слово ласково, например: солнце – солнышко.
/Дети играют в игру./
Воспитатель: Вот и собрались все снежинки вместе у нас на столе. Давайте мы их разложим. Посмотрите, здесь ведь есть буквы! Но вы читать-то ещё не умеете! Не расстраивайтесь. Я вам помогу узнать, что здесь написано. Для этого я вам загадаю ещё одну загадку. Если вы её отгадаете, снежинки сложатся в слово:
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице…(Мороз)
Воспитатель: - Правильно! Вот это и написано на снежинках. Снежинки живут в царстве Деда Мороза и принесли вам подарок и готовы его вам вручить за то, что вы оказались очень умными, старательными, показали, как много всего знаете. Снежинки угощают вас сладостями!
/Детям раздаются чупа-чупсы./
Воспитатель: - Снежинкам очень понравилось с вами играть. А вам? Давайте вспомним, в какие игры мы с ними играли?
/Воспитатель помогает наводящими вопросами подвести итог занятия, вспомнив задания, которые выполняли дети, узнав. В какую игру им понравилось играть больше всего и т. д./
Воспитатель: - Ну. Вот пришла пора снежинкам улетать домой. Мы их положим на подоконник, а когда окно откроем, они вылетят.
/Дети помогают разложить снежинки на подоконнике, прощаются с ними./
Воспитатель: - Снежинки очень красивые. А давайте нарисуем снежинки тоже и подарим их друзьям или родителям и расскажем, как нам было с ними весело.
/Дети по пунктирным линиям обводят снежинки карандашами разных цветов - по желанию./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Приключения снежинок"
Конспект открытого заняти по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста с использованием занимательного нетрадиционного материала....
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Путешествие на ковре-самолёте"
Автоматизация и дифференциация звука [Ш] на занятии по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста....
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе
Занятие по программе "Детство"...
Конспект НОД по обучению грамоте в средней группе "Паровозик из Ромашково"
Повторение гласных и согласных букв, закрепление названий этих букв, различение по цвету: синие-согласные, красные - гласные, занятие проводится в игровой форме, продолжительность - 15 минут....
Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год I период обучения (сентябр
Разработала календарный план по фыормированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте на первый период( сентябрь-ноябрь) с указанием програмного содержания занятия и указанием использования ...
Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год 2 период обучения (декабрь
Для обеспечения речевого и личностного развития детей с ТНР составляется календарно-тематический план по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Подбор тем определяется сезонно...
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Урок грамоты в лесной школе»
Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...