Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
картотека по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_formirovanie_zvukovoy_kultur_rei.docx | 84.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
игр и игровых упражнений
по формированию звуковой культуры речи
Учитель-дефектолог Тараданчик Е.В.
Дидактическая игра «Детский мир»
Задачи:
- Познакомить детей с термином «слово»
- Расширять представление о многообразии слов
- Учить вслушиваться в звучание слов
- Совершенствовать отчетливое произношение слов
Правила:
Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками.
Игровые действия:
Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как много слов назвали дети.
Игровые атрибуты:
фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки»
Сюжет игры:Детям предлагается отправиться в магазин «Детский мир» и «купить» игрушку.
Дидактическая игра «Зоопарк»
Задачи
1. Продолжать знакомство детей со звучащим словом.
2. Расширять представления детей о многообразии слов.
3. Совершенствовать отчетливое произношение слов.
Правила:
Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий награждает фишкой.
Игровые действия:
Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово»
Игровые атрибуты:
Фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные»
Сюжет игры:
Детям предлагается «отправиться» в зоопарк и назвать животных, которые могут там встретиться.
Дидактическая игра «Магазин»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с термином «слово»
- Расширять представление о многообразии слов
- Совершенствовать отчетливое произношение слов
Правила: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку.
Игровые действия:
Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине.
Игровые атрибуты:
Фишки, корзиночка. Предметные картинки на тему «Магазин»
Сюжет игры:
Детям предлагается отправиться в магазин за покупками.
Дидактическая игра «Назови пару»
Задачи:
- Расширять представление о значении слов
- Сравнение слов по звучанию
- Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму.
Правила:
Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-«друга» и возвращает мяч обратно (например: мишка – шишка, галка – палка). При затруднении предлагаются предметны картинки.
Игровые атрибуты:
Мяч, предметны картинки слов-«друзей».
Сюжет игры:
Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга».
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Задачи:
1. Расширять представление о словах
2. Познакомить детей с протяженностью слов
3. Обучение умению делить слова на части (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)
Правила:
Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству слогов. Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов.
Игровые действия:
Работая с пособием «Звуковые часы» дети переводят стрелки (короткую или длинную) определяя протяженность слова. Термин «слог» ведущий не уполтребляет.
Игровые атрибуты
Пособие «Звуковые часы» (с изображением предметных картинок слов (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает, что слова бывают длинные и короткие, и все слова можно измерить хлопками или шагами. Предложить детям измерить слова и отметить протяженность слов стрелочкой.
Дидактическая игра «Жуки»
Задачи:
1. Обучить интонационному выделению звука в слове
2. Знакомить детей с термином «звук»
3. учить называть слово на заданный звук
Правила:
Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку.
Игровые действия:
Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж»
Игровые атрибуты:
7-9 предметных картинок, 5-6 из которых со звуком «Ж», фишки
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает что в гости к ребятам прилетели жуки, и предлагает отыскать слова, где слышится песенка жука (ж-ж-ж) звук «ж».
Дидактическая игра «Найди звуки»
со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)
Задачи:
1. Освоение интонационного выделения звука в слове
2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
Правила:
Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку.
Игровые действия:
Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.
Игровые атрибуты:
Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук.
Дидактическая игра « Назови слова»
Задачи:
1. Освоение действий интонационного выделения звука в слове
2. Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках
3. Развитие умения подбирать слова на заданный звук
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку.
Игровые действия:
Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук)
Игровые атрибуты:
Картинки с изображением «старшего» и «младшего братца», предметные картинки с на звуки с-сь, к-кь, м-мь.
Сюжет игры:
Предложить детям найти картинки для старшего и младшего братца.
Дидактическая игра «Построим дом»
Задачи:
1. Освоение действий интонационного выделения звук в слове
2. Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках
3. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком («Р» или «РЬ» . За правильно названное слово ребенок получает фишку.
Игровые действия:
Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.
Игровые атрибуты:
Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ»
Сюжет игры:
Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ»
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Задачи:
1.Закрепление действия интонационного выделения звука в слове
2. Развитие умения подбирать слова на заданный звук
3. Развитие умения определять первый звук в слове
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей.
Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным выделением этого звука. За правильно названное слово дети получают фишку.
Игровые действия:
Дети отмечают стрелкой найденное слово на заданный звук.
Игровые атрибуты:
Пособие «Звуковые часы», фишки.
Сюжет игры:
Предложить детям «отремонтировать» «Звуковые часы» - показать с помощью стрелки слово на заданный звук.
Дидактическая игра «Какой звук пропущен?»
Задачи:
1. Развивать фонематический слух
2. Учить вслушиваться в звучание слов
3. Упражнять в выделении недостающего звука
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети получают фишку.
Игровые действия:
Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен.
Игровые атрибуты: фишки, предметные картинки.
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает что звуки потерялись и просит детей помочь их найти.
Дидактическая игра «Рыбалка»
Задачи:
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Возраст: от 4 до 5 лет.
Материал: магнитные удочки 2-3 шт., карточки с изображением предметных картинок.
Правила:
1.В игру могут играть от одного до восьми детей.
2. Играть по очереди.
3. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро соберет необходимые карточки.
Игровые действия:
1. Ведущий предлагает рассмотреть рыбок, плавающих в озере.
2. Ведущий должен назвать какой-либо согласный звук (например [Щ], [Ш]).
3. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут «рыбку» с предметной картинкой на заданный звук.
4. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все «рыбки» с заданным звуком. В конце игры подводится итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. В картотеке представлены игры и упражнения на формирование речевого дыхания, правильной артикуляции, фонематического слуха дл...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...
"Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи"
Картотека составлена для воспитателей групп детей среднего возраста....
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотекаигр и игровых упражненийпо формированию звуковой культуры речи...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...
Картотека. игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи Средняя группа
ЗК речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Представлены игры для младшего дошкольного возраста...