Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
картотека по развитию речи (младшая группа)
Картотека
игр и игровых упражнений
по формированию звуковой культуры речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_17.11.2019.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
игр и игровых упражнений
по формированию звуковой культуры речи
Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи
Детей 3-4 лет «Гимнастика для язычка».
Дидактическая задача: помочь выработать у ребенка правильное произношение некоторых звуков.
Игровая задача : развить речевой слух
Игровые действия: Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы?- тик-так
Как подзывают цыплят?- цып-цып
Как чикают ножницы? -чик-чик
А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? –ж-ж-ж
Как воет волк? –у-у-у
Как поют комарики? –з-з-з
Как фыркает кот? –ф-ф-ф
Как шипит змея? –ш-ш-ш
И т. Д
Правила игры: Дети отвечают на вопросы воспитателя по очереди, и по картинкам определяют предмет или животное и произносят звук, который они издают.
Итог игры: побеждает тот , кто правильно определяет картинку и звук.
Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей
3-4 лет «Помоги собрать вещи»
Дидактическая задача: различение звуков [з] – [ж]
Игровая задача: развить речевой слух
Игровые действия: Воспитатель рассказывает историю. Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].
Детям нужно выбрать:
Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.
Правила игры: Можно использовать наглядный материал (игрушки, картинки)
Итог игры: Побеждает тот, кто правильно собрал больше всего вещей.
Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей
4-5 лет «Шарики для лягушонка»
Дидактическая задача: автоматизация звука [Ш] в словах
Игровая задача: совершенствовать отчетливое произношение звуков
Игровые действия: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок, и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку.
Правила игры: Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая звук [Ш].
Итог игры: За правильное произношение дети получают картинку-шарик.
Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей
4-5 лет «Магазин»
Дидактическая задача: Освоение действий интонационного выделения звука в слове, Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках.
Игровая задача: Развитие умения подбирать слова на заданный звук
Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук).
Правила игры: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку.
Итог игры: Побеждает тот, кто наберет больше фишек
Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей
5-6 лет «Замени звук»
Дидактическая задача: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Игровая задача: развить речевой слух
Игровые действия: Воспитатель задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем раскладывает картинки и приносит слова а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на (ч)- первый (кашка-чашка, гайка-чайка) или последний (враг-врач, клюв-ключ)
Правила игры: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку.
Итог игры: Побеждает тот, кто наберет больше фишек
Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей
5-6 лет «Какого звука не хватает»
Дидактическая задача: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Игровая задача: Освоение действий интонационного выделения звука в слове
Игровые действия: Воспитатель подбирает картинки со словами, раскладывает на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Правила игры: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Итог игры: Побеждает тот, кто наберет больше фишек
Дидактическая игра на развитие словаря «У кого какая шубка?» Для детей 4-5 лет.
Дидактическая задача: Формировать связную речь дошкольников. Активизировать словарь словами: пушистая, мягкая, гладкая. Закреплять знания детей о животных. Закреплять знания детей о цвете и свойствах ткани и меха.
Игровая задача: Выбирать понравившуюся игрушку для ее описания.
Игровое действие: Поиск на столе игрушки. Составление описательного рассказа с помощью воспитателя.
Правила игры:
Дети сидят за столом, на котором стоят мягкие игрушки по количеству больше, чем детей: зайчики, медведи, белочки, лисички; куклы, одетые в шубки. Дети поочередно берут со стола понравившуюся Мягкую игрушку и отвечают на вопросы педагога:
- Кто тебе понравился? Кого ты выбрал? Кто это?
- Какая у зайчика шубка? (белая, пушистая, мягкая и т.д.)
- У лисички какая шубка? (рыжая, мягкая, пушистая)
- У белочки какая шубка? (мягкая, гладкая)
— У куклы Тани какая шубка? (красная, мягкая, пушистая)
Итог игры: Побеждает тот, кто подберет больше слов.
Дидактическая игра на развитие словаря Кого разбудило солнышко?
Для детей 4-5 лет.
Дидактическая задача: Развивать активную речь, слуховой анализатор, внимание. Закрепить знания детей о приметах времени года - весна.
Игровая задача: Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те карточки, которые соответствуют приметам весны.
Игровое действие: Подбирают нужные картинки и описывают их. Дидактический материал: предметные картинки, изображающие весну и зиму по количеству детей.
Правила игры:
Детям раздают предметные картинки разных времен года. Они должны составить небольшие описательные рассказы.
Воспитатель сообщает детям, что пришла весна, появилось солнышко. Солнышко протянуло свои лучики и ... кого-то разбудило.
- Кого разбудило солнышко весной?
- Солнечный зайчик разбудил медведя. Он в берлоге зимой спал.
- Солнечный зайчик разбудил листочки. Они появились из почек на деревьях и кустарниках.
- Солнечный зайчик разбудил ежика. Он зимой в норке спал.
- Солнечный зайчик разбудил муравья и бабочек. И т.д.
Итог игры: Побеждает тот, кто подберет правильно карточки.
Дидактическая игра на развитие словаря "Почини одежду зайчатам" Для детей 3-4 лет.
Дидактическая задача: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.
Игровая задача :Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их
(круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Игровое действие: Дети выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Правила игры:
Появляется зайчиха(кукла бибабо)с корзинкой и плачет.
Воспитатель:
Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха:
Купила я своим зайчатам подарки –шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст –они и порвались. (показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель:
Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети :на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание.
Зайчиха:
Большое дети, вам спасибо
Итог игры: Побеждает тот , кто правильно подберет заплатки.
Дидактическая игра на развитие словаря «Угадай по описанию» Для детей 5-6 лет
Дидактическая задача: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Игровая задача: Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт
Игровое действие: Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбирают овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».
Правила игры: Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком. Затем – со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью: «Желтые фрукты – это лимон. Груша. Банан. Яблоко. Овальные фрукты – лимон и банан. Кислый фрукт – лимон».
Итог игры: Побеждает тот , кто правильно подберет картинки.
Дидактическая игра на развитие словаря «О картинке я вам расскажу» Для детей 5-6 лет
Дидактическая задача: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.
Игровая задача: Ребенок находит соответствующую картинку и дает ей описание.
Игровое действие: Описание дается следующим образом:
У этого предмета есть:
- Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- Нитка, бусины (бусы);
- Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);
- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);
- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
- Рукава, воротник, манжеты (рубашка);
- Спинка, сиденье, ножки (стул);
- Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки);
- Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)
- Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);
- Кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);
- Дно, крышка, стенка, ручка, носик (чайник);
У него есть:
- Ствол, ветки, листья, корни, кора
- Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);
- Голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);
- Голова, туловище, глаза, лапки, перья, крылья, клюв (птица);
- Голова, туловище, лапки, иголки (еж)
Правила игры: Большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой карте прилагается набор из 6 маленьких предметных картинок-дубликатов. Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий. Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У кого чайник?» Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу»
Итог игры: побеждает тот, кто отгадает все 6 картинок.
Дидактическая игра на развитие словаря «Чьи детки» Для детей 3-4 лет
Дидактическая задача: Расширение объема словаря, учить детей соотносить картинки по содержанию; развивать произвольное внимание, речь.
Игровая задача: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах
Игровое действие: Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф после того, как услышишь голос взрослого животного, а также после того как правильно назовешь животного и его детеныша.
Правила игры: Дети отвечают на вопросы воспитателя по очереди, и по звуку определяют животное..
Итог игры: побеждает тот, кто определит больше животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. В картотеке представлены игры и упражнения на формирование речевого дыхания, правильной артикуляции, фонематического слуха дл...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...
"Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи"
Картотека составлена для воспитателей групп детей среднего возраста....
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми ср...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...
Картотека. игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи Средняя группа
ЗК речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Представлены игры для младшего дошкольного возраста...