Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)
Представлены игры для младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_zkr.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
игр и игровых упражнений
по формированию звуковой культуры речи
Средняя группа
Карточка №1
Дидактическая игра «Детский мир»
Задачи:
Познакомить детей с термином «слово»
Расширять представление о многообразии слов
Учить вслушиваться в звучание слов
Совершенствовать отчетливое произношение слов
Правила:
Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками.
Игровые действия:
Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как много слов назвали дети.
Игровые атрибуты:
фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки»
Сюжет игры:Детям предлагается отправиться в магазин «Детский мир» и «купить» игрушку.
Карточка №2
Дидактическая игра «Зоопарк»
Задачи
1. Продолжать знакомство детей со звучащим словом.
2. Расширять представления детей о многообразии слов.
3. Совершенствовать отчетливое произношение слов.
Правила:
Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий награждает фишкой.
Игровые действия:
Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово»
Игровые атрибуты:
Фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные»
Сюжет игры:
Детям предлагается «отправиться» в зоопарк и назвать животных, которые могут там встретиться.
Карточка №3
Дидактическая игра «Магазин»
Задачи:
Продолжать знакомить детей с термином «слово»
Расширять представление о многообразии слов
Совершенствовать отчетливое произношение слов
Правила: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку.
Игровые действия:
Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине.
Игровые атрибуты:
Фишки, корзиночка. Предметные картинки на тему «Магазин»
Сюжет игры:
Детям предлагается отправиться в магазин за покупками.
Карточка №4
Дидактическая игра «Назови пару»
Задачи:
Расширять представление о значении слов
Сравнение слов по звучанию
Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму.
Правила:
Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-«друга» и возвращает мяч обратно (например: мишка – шишка, галка – палка). При затруднении предлагаются предметны картинки.
Игровые атрибуты:
Мяч, предметны картинки слов-«друзей».
Сюжет игры:
Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга».
Карточка №4
Дидактическая игра «Назови пару»
Задачи:
1. Расширять представление о значении слов
2. Сравнение слов по звучанию
3. Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму.
Правила:
Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и показывает соответствующую карточку с предметной картинкой, ребенок называет слово-«друга» (например: мишка – шишка, галка – палка). За правильно названное слово ребенок получает фишку.
Игровые атрибуты:
Предметны картинки слов-«друзей», фишки.
Сюжет игры:
Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга».
Карточка №5
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Задачи:
1. Расширять представление о словах
2. Познакомить детей с протяженностью слов
3. Обучение умению делить слова на части (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)
Правила:
Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству слогов. Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов.
Игровые действия:
Работая с пособием «Звуковые часы» дети переводят стрелки (короткую или длинную) определяя протяженность слова. Термин «слог» ведущий не уполтребляет.
Игровые атрибуты
Пособие «Звуковые часы» (с изображением предметных картинок слов (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает, что слова бывают длинные и короткие, и все слова можно измерить хлопками или шагами. Предложить детям измерить слова и отметить протяженность слов стрелочкой.
Карточка №6
Дидактическая игра «Жуки»
Задачи:
1. Обучить интонационному выделению звука в слове
2. Знакомить детей с термином «звук»
3. учить называть слово на заданный звук
Правила:
Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку.
Игровые действия:
Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж»
Игровые атрибуты:
7-9 предметных картинок, 5-6 из которых со звуком «Ж», фишки
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает что в гости к ребятам прилетели жуки, и предлагает отыскать слова, где слышится песенка жука (ж-ж-ж) звук «ж».
Карточка №7
Дидактическая игра «Найди звуки»
со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)
Задачи:
1. Освоение интонационного выделения звука в слове
2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
Правила:
Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку.
Игровые действия:
Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.
Игровые атрибуты:
Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук.
Карточка №8
Дидактическая игра « Назови слова»
Задачи:
1. Освоение действий интонационного выделения звука в слове
2. Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках
3. Развитие умения подбирать слова на заданный звук
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку.
Игровые действия:
Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук)
Игровые атрибуты:
Картинки с изображением «старшего» и «младшего братца», предметные картинки с на звуки с-сь, к-кь, м-мь.
Сюжет игры:
Предложить детям найти картинки для старшего и младшего братца.
Карточка №9
Дидактическая игра «Построим дом»
Задачи:
1. Освоение действий интонационного выделения звук в слове
2. Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках
3. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком («Р» или «РЬ» . За правильно названное слово ребенок получает фишку.
Игровые действия:
Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.
Игровые атрибуты:
Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ»
Сюжет игры:
Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ»
Карточка № 10
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Задачи:
1.Закрепление действия интонационного выделения звука в слове
2. Развитие умения подбирать слова на заданный звук
3. Развитие умения определять первый звук в слове
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей.
Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным выделением этого звука. За правильно названное слово дети получают фишку.
Игровые действия:
Дети отмечают стрелкой найденное слово на заданный звук.
Игровые атрибуты:
Пособие «Звуковые часы», фишки.
Сюжет игры:
Предложить детям «отремонтировать» «Звуковые часы» - показать с помощью стрелки слово на заданный звук.
Карточка №11
Дидактическая игра «Какой звук пропущен?»
Задачи:
1. Развивать фонематический слух
2. Учить вслушиваться в звучание слов
3. Упражнять в выделении недостающего звука
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети получают фишку.
Игровые действия:
Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен.
Игровые атрибуты: фишки, предметные картинки.
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает что звуки потерялись и просит детей помочь их найти.
Карточка №12
Дидактическая игра «Рыбалка»
Задачи:
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Возраст: от 4 до 5 лет.
Материал: магнитные удочки 2-3 шт., карточки с изображением предметных картинок.
Правила:
1.В игру могут играть от одного до восьми детей.
2. Играть по очереди.
3. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро соберет необходимые карточки.
Игровые действия:
1. Ведущий предлагает рассмотреть рыбок, плавающих в озере.
2. Ведущий должен назвать какой-либо согласный звук (например [Щ], [Ш]).
3. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут «рыбку» с предметной картинкой на заданный звук.
4. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все «рыбки» с заданным звуком. В конце игры подводится итог.
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокает).
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
Выберите животного и подберите ту картинку что любит: заяц- морковка, козел- капуста, медведь- малина, мед, рыба, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Дидактическая игра «Предлоги».
Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т.д.; дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.
«РЫБАКИ»
Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Детям читают стихотворение Я- Турана «Рыбаки» (перевод со словацкого Г. Кружкова) и предлагают изобразить события, о которых в нем рассказывается.
Два утенка шли к реке, Заскакали поплавки.
Каждый с удочкой в руке. Закричали рыбаки:
— Рыбу — ты, — Ура, кит!
— Рака — я! — Ура, кит! Радуются, крякая. Заплясали у ракит.
Но ползут из-за куста Два воришки, два кота:
— Рыбу — я,
— Рака — ты. Удирать пора, коты!
«ТЕРЕМОК»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим живот¬ных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.
— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Пра¬вильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Нико¬го нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зай¬ка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно по¬смотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (помидор, яблоко и др.)Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны дога¬даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длин¬ная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ»
Цель: соотносить названия действий с собственными движениями.
Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).
Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на зиму дрова.)
Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
— Где ладошки? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший—печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот... Вот.
(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)
На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?»—дети протяги¬вают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в сти¬хотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.
«ПОРУЧЕНИЯ»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклоне¬ния глаголов скакать, ехать.
Материалы: грузовик, мышка, мишка.
Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:
— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» — Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?
Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.
«ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподра¬жаниям, соотносить названия взрослого животного и его дете¬ныша.
Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и ля¬гушонок, корова и теленок.
В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
- Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тонень¬ко? (Теленок.)
Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
«ПОТЕРЯЛИСЬ»
Цель: соотносить название животного с названием детеныша.
Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и уте¬нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.
- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Доста¬ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень¬кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утен¬ка. Поищи утку.
- А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыплен¬ка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает¬ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.
Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжа¬ют на машине в гости к другим детям.
«ПОЕЗД»
Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.
Чух, чух, пых-чу, Ко-ле-са-ми
Пых-чу, вор-чу (произносится 2 раза). Верчу, вер-чу (произносится 2 раза),
Включить звук
Стоять на месте не хочу! Са-дись скорее,
Ко-ле-са-ми Прокачу!
Стучу, стучу. Чу! Чу!(Е. Карганова. Поезд.)
На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает мед¬ленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети вы¬полняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»—топают ногами, на слова «Коле¬сами верчу, верчу»—делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.
«КАЧЕЛИ»
Цель: Соотносить слова стихотворения с собственными движе¬ниями.
Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровож¬дают чтение ритмическими движениями.
Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.
(Дети качают руками впе¬ред-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)
Настали осенние дни. Качели остались одни.
(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах рука¬ми до постепенной оста¬новки.)
Лежат на качелях V
Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка. (В. Данько. Качели.)
«КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА»
Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.
Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голо¬ву шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:
— Курочка-рябушечка, Куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!
(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ре¬бенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пой¬манные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором но¬вой курочки-рябушечки.
«КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ»
Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различ¬ные глагольные формы.
Материалы: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подо¬брать слова, которые обозначают действия, относящиеся к пред¬метам или явлениям, изображенным на картинках. Например:
что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);
что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);
что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);
что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);
что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, ка¬тать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, ку¬пать...);
что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, под¬прыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);
что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, захо¬дит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласка¬ет...).
60
Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Жи¬вотные и птицы» и др «ДОБАВЬ СЛОВО»
Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол). Материалы: кукла Гена.
Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родите¬лям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедуш¬ке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.
Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять) Я помогаю вилки ... (раскладывать) Я помогаю крошки ... (сметать) Я помогаю комнату ... (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказыва ний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель: Ориентируясь на окончания глаголов, подбирать слова в
Материалы: Кукла Умейка.
Взрослый рассказывает, что Умейка хотел почитать детям стихи, но по дороге растерял все последние слова. Предлагает помочь Умейке. Читает стихи, дети договаривают нужные слова.
Голосок твой так хорош — Очень сладко ты (поешь).(С. Маршак.)
Зайка звонко барабанит, Он серьезным делом (занят).(И. Токмакова.)
Телефон опять звонит, От него в ушах (звенит).(А. Барто.)
Скачут побегайчики —
Солнечные зайчики...
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не (нашли)?(А. Бродский.)
Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман (пришить) И платочек (положить). (3. Александрова.)
В заключение дети могут сами почитать Умейке стихи «ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.
В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)
— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет ку¬рочка?
— Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?
— Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?
— Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)
— Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)
— Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Ку¬карекает.)
«ЛЕСЕНКА»
Цель: Использовать производные глаголы.
Материалы: Игрушки: лесенка, петух, кошка, собака, куклы Боря, Таня и Нина.
Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с игрушка¬ми.
Стоит на дворе лесенка.
На лесенке пять ступенек.
Давайте считать, ребята!
На верхнюю ступеньку вскочил петух,
Крыльями замахал, громко запел.
Как он запел, ребята? (Здесь и далее ответы детей.)
На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит — язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет?
А пес на третью ступеньку прыгнул.
Хвостом по ступеньке постукивает.
На кошку рычит. Как он рычит, ребята?
А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит — вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает? А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята? И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто-часто застучал дождь, Как он стучит, ребята? Петух спрыгнул, крыльями замахал, Под крыльцо спрятался. И пес туда же забрался.
Кошка —та ловко: прыг-шмыг В открытое окошко.
А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят.
Плачут. Как они плачут?
Вышла на крыльцо Нина,
Ребят с лесенки сняла и повела их.
Затопали ножки по крыльцу.
Как они затопали, ребята?
Ушли дети в дом — осталась лесенка пустая. (Е. Шабад.)
«ОРКЕСТР»
Цель: Образовывать глаголы от названий музыкальных инстру¬ментов.
Материалы: Игрушки: заяц, барабан, балалайка, гармонь, волчок, ду¬дочки, звоночки, бубны, погремушки.
Взрослый читает стихотворение, сопровождая свою речь дей¬ствиями с игрушками.
Зайку сделали из плюша. У него большие уши И особенный талант — Этот зайка — не зазнайка, Этот зайка — музыкант.
— Зайка привез с собой много музыкальных инструментов, а как они называются, мы сейчас отгадаем.
Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка. Это наша ... (балалайка).
(Тот, кто отгадал первым, по¬лучает игрушку. Этот ребенок бу¬дет играть у зайки в оркестре.)
— Послушайте еще загадки о музыкальных инструментах:
В руки ты ее возьмешь. То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее? (Гармонь.)
Очень весело поет, Если дуете в нее. Все на ней играете И сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду.
Да-да, да-да.
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? (Дудочка.)
— Заяц принес музыкальный волчок. (Взрослый показывает волчок, вместе с зайцем подходит с ним к детям и запускает.)
Волчок музыкальный
Поет и жужжит.
Волчок музыкальный
По кругу бежит.
Он вертится, вертится,
Вертится ловко! ^.
И вдруг ни с того
Ни с сего — остановка.
— Волчок остановился возле Сережи. Сережа, ты хочешь по¬играть с волчком? А вот здесь еще игрушки: звоночки, бубны, по¬гремушки.
— Дети, звоночки что делают? (Звенят.)
— Погремушки? (Гремят.)
— Барабан? (Барабанит.)
— Дудочки? (Дудят.)
(Дети, ответившие правильно, получают игрушки.)
Оркестр получится большой. Играйте, дети, хорошо.
(Э. Мошковская. Какие бывают подарки.)
«ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить существительное с глаголом.
Материалы: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, поч¬тальон, солдат).
Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
— К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он? (Почтальон.)
- Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он ... (Солдат.)
— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.
«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ...»
Цель: Самостоятельно образовывать форму сослагательного на¬клонения глаголов.
Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». По окончании задает вопросы:
— Почему все вещи убежали от Федоры?
— Что было бы, если бы вы все игрушки разбросали, по¬ломали?
— А что было бы, если бы вы берегли игрушки, обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам?
— Что было бы, если бы вы разбрасывали свою обувь где попало?
— Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер?
— А если бы вы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?
«ЛЕТЕЛИ КУКУШКИ»
Цель: Использовать глаголы в связной речи.
Из числа играющих выбирают кукушек (2—3 ребенка), кото¬рые становятся в центр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:
Летели кукушки Через три избушки. Так суетились. Так торопились,
Головками вертели, Крыльями махали -А куда летели. Так и не сказали!
(Н. Колпакова.)
Дети-кукушки должны выполнять движения согласно тексту. Зате« ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети-кукушки должны сами придумать ответ. («Мы летели в другой лес»; «Мы ищем своих птенцов»; «Мы летели в теплые края» и т. п.) Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими во¬просами: «А когда вы вернетесь?:»; «Почему вы улетаете так далеко?» И т. п. Таким образом создаются условия для импро¬визированного диалога.
«ГУСИ»
Цель: Использовать в речи однокоренные слова.
Материалы: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.
Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это... гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.
А это — мама... гу... сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки. Гу...сята. Один гу...сенок, много — гусят.
Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.
(В. Берестов. Гуси.)
Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапа¬ми-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».
«ВОТ КОГДА Я ВЗРОСЛЫМ СТАНУ»
Цель: Развивать чувство юмора, речь.
Детям читают стихотворение В. Приходько «Вот когда я взрослым стану», выразительно, стараясь, чтобы они поняли юмор этого стихотворения.
Вот когда я взрослым стану И купаться захочу, Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку И веснушки на носу. Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу!
Затем им предлагают пофантазировать — рассказать, что бу¬дут делать они, когда станут взрослыми.
«ПЕТУШКИ»
Цель: Соотносить по смыслу глагол с действием, которое он обо¬значает
Взрослый читает стихотворение, а дети изображают петуш¬ков, о которых в нем говорится.
Петушки распетушились. Но подраться не решились. Если очень петушиться. Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем будет петушиться.(В. Берестов. Петушки.)
«СОВКА-СПЛЮШКА»
Цель: Знакомиться с однокоренными словами (сплюшка, сплю, спишь).
Детям читают стихотворение В. Приходько «Совка-сплюшка» и предлагают изобразить совку-сплюшку.
Вы видали совку-сплюшку. Умолкала и — сначала:
Вечно сонную старушку, «Сплю-сплю-сплю!»
Совку-сплюшку, Я уселся у осины,
Сплюшку-совку— Долго слушал крик совиный:
И болтушку и плутовку? «Сплю-сплю-сплю»...
Мне в лесу она кричала: Я обманщиц не люблю! «Сплю-сплю-сплю!»
Если ты и вправду спишь,
Почему же ты кричишь?
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»
Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи¬тельными среднего и женского рода, по числу детей.
Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де¬тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во¬просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп¬ражняться в образовании форм именительного падежа множест¬венного числа существительных.
«КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «дей¬ствие».
— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, ри¬сую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы дума¬ете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам го¬товит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете про¬фессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, де¬лает повар?
— Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
— А что делает врач?
— Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает ле¬карство, делает уколы, операции.
— А что делает портной?
— Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет,шьет.
(строителя, учителя, сторо¬жа, пастуха, сапожника, а дети называют действия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. В картотеке представлены игры и упражнения на формирование речевого дыхания, правильной артикуляции, фонематического слуха дл...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...
"Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи"
Картотека составлена для воспитателей групп детей среднего возраста....
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми ср...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотекаигр и игровых упражненийпо формированию звуковой культуры речи...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...
Картотека. игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи Средняя группа
ЗК речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....