Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_progulka_po_doline_geyzerov.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы
Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»
Учитель-логопед - Копылова Рано Васильевна
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные детьми ранее по разделу "Звуковая культура речи".
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать учить детей вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний, решать логические задачи, развивать слуховое внимание.
продолжать учить детей выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.
Коррекционно-развивающие: активизировать речевую деятельность детей; развивать фонематический слух, мышление, внимание, зрительное восприятие, память, способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья через динамические паузы.
Развивать статическую и динамическую координацию движений, чувство ритма, слуховое внимание (воспроизводить несложные ритмы по заданному образцу с соблюдением пауз).
Коррекционно-воспитательные:
способствовать установлению эмоционального контакта между логопедом и детьми, воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, формировать навык совместной работы.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие".
Методы и приёмы:
- Дидактические игры и упражнения
- Музыкальные динамические паузы
- словесный метод
- метод демонстрации
- Разгадывание ребусов
Предварительная работа: просмотр фильмов, чтение рассказов и стихов, разгадывание загадок; выполнение опытов; разучивание физ. минуток
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация; карточки для аналитико – синтетической работы, карточки с ребусами.
I. Мотивация
Дети сидят на ковре на корточках
Логопед: «Ребята, сегодня у нас чудо! Сегодня у нас будут приключения
Мы с вами отправимся в большое путешествие! Да! Да!
Как вы думаете, куда? Не знаете? Вы узнаете если раскодируете закодированные слова:
31 21451726 | А – 1 К-2 Н-3 М-4 Ч-5 У-6 Т-7 |
Дети читают закодированные слова:
На Камчатку |
Да, мы отправимся на Камчатку
II Основная часть
На Камчатке есть одно из чудес России!
А что это за чудо вы узнаете, если соберёте слоги в слова:
ЛИ |
ДО |
НА |
РОВ |
ЗЕ |
ГЕЙ |
Правильно, долина гейзеров
А вы знаете, что такое гейзер?
Дети вспоминают пройденный материал: «Гейзер – это созданный природой горячий фонтан, который бьет из земли через определенные промежутки времени».
Логопед: «Давайте вспомним, как устроен гейзер (или подземный фонтан) в природе.
Дети рассказывают и дополняют друг друга, логопед по необходимости корректирует ответы детей: «Чаще всего гейзер располагается поблизости от вулкана, там, где раскаленная магма (подземное расплавленное вещество) очень близко подходит к поверхности. Представим, что в горе существует трещина, как бы трубка, которая уходит глубоко внутрь вулкана и с обеих сторон обогревается раскаленной магмой.
Раскаленная магма через слой камня нагревает воду, попавшую в трещину (трубу). Когда вода закипит, она из трещины в земле бьёт фонтаном вверх.
После того как вода и пар выплеснулись из трубы и труба на какое-то мгновение стала почти пустая, в нее снова затекает уже холодная вода из озерка, которое обычно находится над гейзером. И все повторяется». (слайд 1 и 2)
Логопед: «Можно ли наблюдать это явление в домашних условиях?»
Ответы детей: «Если налить доверху чайник с водой и поставить на газовую горелку, то когда вода закипает чайник начинает плеваться водяными брызгами изо всех сил. Это и есть точная модель гейзера. Носик играет роль трещины в земле, заполненной водой. Газовая горелка – роль огненной магмы. А вскипающая вода - фонтан гейзера (слайд 3)
Логопед: «Камчатка очень далеко от нас. На чём же нам отправиться в путешествие?
Какие виды транспорта вы помните?»
Дети вспоминают разновидности транспорта (водный, наземный, воздушный)
«Давайте выберем себе транспорт, на которой отправимся в путешествие» (слайд 4)
Пар дом (паром) Тепло и вход (теплоход) Верба ток лёд (вертолёт) Пол гнездо (поезд) | Автомат бусы (автобус) Лай нерпа (лайнер) Мак шина ( машина) |
Логопед: «Молодцы, правильно разгадали ребусы!
А вот и подсказка, «Решите пример» (второй слог первого слова, плюс второй слог второго слова и плюс второй слог третьего слова)»
« 2+2+2 » Коса + лимонад+ полёт =самолёт |
Дети в уме делят слова на слоги и прочитывают слово «Самолёт»
Логопед: «Да, на самолёте мы быстро доберёмся до места.
Не задерживаемся - в путь!»
Дети рассаживаются в импровизированные кресла
Логопед: «А пока летим, давайте весело отхлопаем мелодию».
Музыкально – динамическая пауза
Логопед: «Ну вот мы на Камчатке!
Путь в долину труднодоступен. Долина гейзеров – это чаша древнего озера, расположенная в горах на высоте 500 м., поэтому мы пересядем на вертолёт.
Посмотрите, что мы можем увидеть в иллюминаторе вертолёта: Из окна открываются просто потрясающие пейзажи – машина летит над холмами, лавирует между хребтами гор, порой проносясь возле самых вершин, пересекает долины, по которым бегут быстротечные речки. |
А вот мы летим над долиной смерти
Сейчас, рядом с Долиной смерти на Камчатке постоянно работают и живут ученые и волонтёры. Они просто уносят трупы животных для того, чтобы крупные звери не задерживались на ее территории и не надышались ядовитыми газами. Эти действия помогают сохранить жизнь многим зверям. |
Это смертельное место буквально усыпано трупами зверей и птиц, от самых мелких до крупных хищников. С приходом весны, погибают мелкие птицы, слетевшиеся на проталины, испить оттаявшей воды. Затем лисы, которые спускаются в долину полакомиться легкой добычей, Более крупные хищники: росомахи, медведи, вороны и беркуты тоже остаются здесь навсегда. Причиной массовых смертей животных является большая концентрация ядовитых газов, выделяющихся из трещин в земле.
А вот посмотрите, мы летим над вулканом.
Облетаем кратер вулкана
А вот другой , давно потухший вулкан – «Малый Семячик»
Странный ядовито-бирюзовый цвет воды в озере, расположенном в кратере вулкана объясняют тем, что в вода в кратере смешана с большим количеством серной, соляной кислот. температура ядовитой воды даже зимой - около +30-40 градусов, а глубина достигает 140 метров. Если что–то туда попадёт растворится, исчезнет.
Постепенно снижаемся и выходим на «финишную прямую»
Вот мы и на месте.
В долине повсюду бежит кипяток и передвигаться можно только по деревянным настилам. Самые опасные места в долине покрыты красивой зеленой-зеленой травой. Очень трудно поверить, что под этим, ласкающим взгляд покровом скрывается обжигающая жижа. Один шаг, и нога проваливается в кипящую кашу.
С уверенностью можно наступать только туда, где растет полынь, так как она не может расти там, где горячо.
Логопед: «А теперь немного разомнёмся» Подвижная минутка (стихи собственного сочинения) Каждый раз здесь и в дальнейшем, когда дети будут переходить к следующему объекту (слайду) дети будут шагать по кругу и опять подходить к монитору | |
Мы по досочкам шагаем Провалиться не хотим По долине мы гуляем И на гейзеры глядим | Здесь кругом цветные склоны И фонтаны кипятка Клубы пара яркость красок Это просто красота! |
Логопед: «Вот так незаметно мы подошли с вами к гейзеру.
Высота его струи достигает высоты девятиэтажного здания, а за одну минуту над поверхностью земли поднимается 30 тонн воды.
Как вы думаете, какое название у этого гейзера?»
Дети придумывают названия: «Огромный», «Мощный», «Свирепый» и т. д. (подбирают слова-признаки к предмету)
Я вам дам подсказку, «Решите пример»
Гейзер "Ворота Ада" - это две глубокие ямы, уходящие куда-то под землю. Внутри всё покрыто паром, а из-под земли доносится гул и прерывистое шипение, напоминающее чьи -то вздохи.
Кроме гейзеров в долине много грязевых котлов
Поставьте цифры по порядку и прочитайте название этого котла:
3 | 2 | 4 | 7 | 1 | 6 | 5 |
А | р | с | й | к | ы | н |
Борта и дно котла сложены красной глиной, за что он и получил своё название «Красный» ( слайд 22)
А вот и другой котёл. Прочитайте его название, игра «часть слова убирай и другую подставляй» « - и + »
Голубь – ь + ой = |
Котёл «Голубой» — вода в нём имеет необычный ярко-голубой цвет, за что он и получил своё название. Этот котёл также иногда называют «Голубая Лагуна».
Искупаться в таких котлах не захочешь. Температура воды и глины в них достигает 98 градусов.
А тут ещё два котла. Прочитайте их название (первый слог первого слова плюс первый слог второго слова и плюс второй слог второго слова):
Дети путём слогового анализа и синтеза прочитывают: «Близнецы»
Как вы думаете, почему котлам дали такие названия?
1+1+2 |
Близко + небо + концы |
Дети путём рассуждений приходят к выводу, что котлы похожи между собой как братья – близнецы.
.
Логопед: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Первую букву запоминай и слово называй» Логопед произносит слова: Роза, ель, коза, абрикос. Олень, зонт, енот, рука, облако. (Дети с помощью звукобуквенного анализа и синтеза «читают» слова: река и озеро. Посмотрите, совсем рядом с гейзерами узкая речушка и небольшое озеро. Как вы думаете, как они называются? |
Дети путём рассуждений приходят к умозаключению, раз находятся возле гейзеров, значит: Гейзерная река и Гейзерное озеро.
Логопед: «Правильно, а между прочим, река Гейзерная никогда не замерзает. Как вы думаете, почему?»
Дети: «рядом горячие гейзеры»
Логопед: «Чем больше узнаешь о своей Родине, тем больше убеждаешься в том, насколько она красива и необычна. И в самом деле, зачем лететь за границу, чтобы провести отпуск на чужеземном курорте, когда все что нужно здесь, под рукой?
Разве мало у нас красивых мест, где можно и отдохнуть хорошо, и на диковинки посмотреть? Страна большая и мест таких на самом деле немало. Вот, например, красивая и уникальная Долина Гейзеров, в Камчатском крае. Наше национальное чудо!
Ребята, наша прогулка подошла к концу, продолжите фразы:
Мне понравилось… .
Я узнал о……….
Меня удивило… .
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали активно, нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места.
Музыкальная физ. минутка «Путешествие» (сопровождается музыкально – ритмическими движениями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи Звук и буква «Ш» (лексическая тема Профессии)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке грамоте подготовительная группа...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»
Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему: "Путешествие в страну знаний".
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.Профилактика дисграфии и дислексии....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы
Познакомить детей со звуком С....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...