Рабочая программа кружковой работы "Грамотей-ка"
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Важно, чтобы ребёнок:

-не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

-умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

-под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_gramotey-ka.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад №16 «Золотинка»

Городского округа «Город Якутск»

Чернышевского 8,2 тел. 45-02-44, 45-01.65

Программа кружка «Грамотейка»

(обучение грамоте)

Руководитель: Никифорова ТМ

Пояснительная записка

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Важно, чтобы ребёнок:

-не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

-умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

-под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

В программу включены несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Программа по обучению грамоте преследует

 цели:

-Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

-Научить детей чтению.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

-развитие умения вслушиваться в слово;

-выделять звуки;

-различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

-последовательно выделять звуки;

-устанавливать их место в слове;

3.Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Особое внимание в этой программе уделяется понятиям - звук, слово, предложение.

ЗВУК. Основные цели: научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.

СЛОВО. Основные цели: уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И УСТНОЙ РЕЧЬЮ. Основные цели: обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение перессказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Требования к методике обучения.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

Развитие проводится по основным направлениям:

-развитие сенсорных и моторных функций;

-развитие мимической мускулатуры;

-развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения,    восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

-развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

-формирование черт гармонической личности.

НОД ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Форма организации НОД:

Фронтальная (работа со всей группой кружка);

Работа по подгруппам (объединение по два человека);

Индивидуальное.

Перспективный план работы кружка по обучению чтению «Грамотейка»

(подготовительная группа).

Сентябрь        

Проведение первого мониторинга        

Цель: Выявить знания, умения, навыки детей.  Провести обработку данных, заполнив диагностические таблицы, определив уровень овладения.         

Диагностический инструментарий

1неделя октября

        

Цель: Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы.  Знакомить с различиями  и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Упражнять в образовании относительных прилагательных, пополнять словарный запас. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  

Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв. (с.9)

2 неделя октября        

Цель: Познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, упражнять в образовании множественного числа существительных, чтение буквенных сочетаний [с.12]  Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребят интерес к изучению звуков и букв. (с.12)

3 неделя октября

.

Цель: Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, у. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить сопоставлять букву с графическим образом. Упражнять в умении считать и называть звуки по порядку, составлять слоги из букв разрезной азбуки. Учить читать слитно и протяжно буквенные сочетания.

Закрепить термин «гласный». При  характеристике звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Воспитывать в детях  интерес и желание изучать звуки и буквы

4 неделя октября        

Цель: Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у], о; буквах А, а; У, у; О, о. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

1 неделя ноября

Цель: Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух.  Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы., Упражнять в умении читать буквенные сочетания, делить слова на слоги, учить находить ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. (с.15)

Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

2 неделя ноября

Цель: Познакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух.  Закрепить термин «гласный». Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в чтении буквенных сочетаний. Учить делить слова на слоги, находить ударный слог.  Учить образовывать относительные прилагательные. Развивать память, внимание, пополнять словарный запас. [с.18]

Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

3 неделя ноября

Цель: Познакомить детей с согласными  звуками [н], [н'] и буквой Н, н. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух.  Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов. (с.24)

4 неделя ноября

Цель: Познакомить детей с согласными  звуками [с], [с'] и буквой С, с. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить соотносить звук и букву, учить читать слоги слитно, сливая в слоге гласную и согласную буквы. Упражнять в умении определять место звука «С» в словах. [с.28]

1 неделя декабря

Цель: закрепить знания детей о звуке и букве С. Развивать навык чтения слогов и слов, зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ, мелкую моторику руки. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слов (с.30)

Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

2 неделя декабря

Цель: Познакомить детей с согласными  звуками [к], [к'] и буквой К, к. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.. При  характеристике звука продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребят интерес к изучению звуков и букв.

3 неделя декабря

Цель: закрепить знания детей о звуке и букве К. Развивать навык чтения слогов и слов. Упражнять в умении печатать под диктовку знакомые слоги, слова. Развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, пополнять словарь детей

4 неделя декабря

Цель: Познакомить детей с согласными  звуками [т], [т'] и буквой Т, т.

Развивать зрительное и тактическое восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление. Продолжать уметь соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык слитного чтения слогов и слов.

1 неделя января

Цель: Закрепить с детьми  звуки [т], [т'] и букву Т, т. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука  опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. . Закреплять навык чтения слогов и слов. Упражнять в умении выкладывать из букв слова, делить слова на слоги. Упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж).

2 неделя января

Цель: Познакомить детей с согласными  звуками [л], [л'] и буквой Л, л.

Упражнять в умении определять место звука «Л» в словах; находить букву в печатном тексте. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов

3 неделя января

Цель: закреплять знания детей о букве и звуке Л. Развивать навык чтения слогов и слов. Упражнять в умении выкладывать из букв разрезной азбуки слова, составлять под ними схемы. Развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие. Упражнять в изменении существительных по падежам (родительный падеж)

4 неделя января

Цель: Познакомить детей с согласными  звуками [р], [р'] и буквой Р, р. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

1 неделя февраля

Цель: закреплять знания детей о звуке и букве Р. Закреплять навык чтения слогов и слов. Развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление. Упражнять в подборе прилагательных к сущест-вительным, в умении печатать под диктовку слова с буквой Р. Обогащать словарный запас.

2 неделя февраля

Цель: Познакомить детей с согласными  звуками [в], [в'] и буквой В, в. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При  характеристике звука продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать навык чтения слогов и слов.  Упражнять в умении зарисовывать букву и ее графический образ, находить букву В в печатном тексте. Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять в словах ударный слог. Развивать мелкую моторику, внимание, память. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

3 неделя февраля

Закрепление  звуков [в], [в']; буквы В.        

Цель: Закрепить с детьми  звуки [в], [в'] и букву В, в. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука  опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из трех – шести букв, читать слова по таблице, по карточкам.

 Подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

4 неделя февраля

Повторение пройденного.        

 Цель: Продолжать развивать умение различать гласные звуки [а], [о], [у], [ы]; согласные звуки [н], [н'], [с], [с'], [к], [к'], [в],  [т], [т'], [л], [л'], [р], [р']. Фиксировать звуки речи фишками, закрепить знания о мягких и твердых согласных, интонационных знаках в конце предложения. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат

Учить детей складывать буквы из палочек, помочь ребенку запомнить графический образ данной буквы.

Вызвать у ребят интерес к изучению звуков и букв.

1 неделя марта

Цель: познакомить детей с буквой Е. Сформировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йэ]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов. Упражнять в подборе слов с противоположным значением

2 неделя марта

Цель: познакомить детей со смягчением согласных при помощи гласной Е. Закреплять навык чтения слогов и слов. Учить находить знакомые буквы среди других (небуквен-ных) знаков, составлять предложения по картинке. Развивать логическое мышление, связную речь.

3 неделя марта

Цель: Познакомить детей с согласными  звуками [п], [п'] и буквой П, п. Учить узнавать правильно и неправильно написанные буквы, находить букву П в печатном тексте. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, развивать навык чтения слогов и слов, упражнять в изменении существительных по падежам (да-тельный падеж). Развивать мелкую моторику, память, мышление.

4 неделя марта

Закрепление  звуков, [п], [п']; буквы П.        

Закрепить с детьми  звуки [п], [п'] и букву П, п. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука  опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов, упражнять в чтении слов по слоговой таблице. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.  Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв

1 неделя апреля

Цель: Познакомить детей с согласными  звуками [м], [м'] и буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух.  Знать, что «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать развивать навык чтения слогов и слов. Учить определять место звука «М» в словах, прочитывать слоги с договариванием до целого слова. Учить зарисовывать букву М и ее графический образ, работать со слоговой таблицей. Развивать моторику руки, внимание, память.

2 неделя апреля

Цель: Познакомить детей с согласными  звуками [з], [з'] и буквой З, з. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в умении конструировать и реконструировать букву: З – В – Р, В – Ы; находить букву З в печатном тексте. Продолжать учить детей работать со слоговой таблицей. Развивать навык чтения слогов и слов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

3 неделя апреля

Цель: развивать слуховую Дифференциацию [З] – [С], [ЗЬ] – [СЬ], умение соотносить звуки [З], [ЗЬ], [С], [СЬ] с буквами З и С. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения, упражнять в образовании множественного числа существительных, образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, обогащать словарный запас слов.

4 неделя апреля

Цель: познакомить детей с согласными звуками (б), (б) и буквой Б. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас. Упражнять в изменении сущест-вительных по падежам (винительный падеж). Продолжать учить делить слова на слоги, составлять предложения по картинкам

1 неделя мая

Цель: развивать слуховую дифференциацию [П] – [Б], [ПЬ] -  [БЬ], умение соотносить звуки [Б], [БЬ], [П], [ПЬ]  с буквами Б и П. Развивать навык чтения слогов. Продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Упражнять в образовании мно-жественного числа существительных. Развивать память, речь. Обогащать словарный запас.

2неделя мая

Цель: познакомить детей с согласными звуками (д), (д) и буквой Д. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ,  работать со слоговой таблицей. Продолжать учить делить слова на слоги. Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж). Развивать внимание. Тренировать мелкую моторику руки.

3 неделя мая

Цель: развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] - [Т],  [ДЬ] -  ТЬ[] , умение соотносить звуки [Д], [ДЬ], [Т], [ТЬ] с буквами Д и Т. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Упражнять в умении работать со слоговой таблицей, в образовании множественного числа существительных. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать память, внимание, речь.

4 неделя мая

Открытое занятие

«Путешествие в страну АБВГД-ейка»        

Цель: Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение

К концу года дети должны знать и уметь:

  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • Выделять слова в предложении, определять их место.
  • Составлять предложение с заданным словом.
  • Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
  • Составлять слова из готовых слогов.
  • Знать, что в слове один слог- главный, ударный.
  • Иметь представление классификации звуков (гласный- согласный, твердый- мягкий, звонкий- глухой).
  • Проводить звуковой анализ слова 3-5-ти звуков.
  • Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
  • Овладеть сознательным, плавным чтением.

                        

Программа опирается на следующие методики:

           

1. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению, Волгоград: Учитель, 2009

2. Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей, Волгоград: Учитель, 2009

3. Кубышкина Т.А., Леденева О.В. Волшебный мир звуков и слов, Москва, ООО «Дрофа», 2010

4.«По дороге к азбуке». Программа «2100».

5.«Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"

Программа работы по оздоровлению детей...

Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"

В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....

Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей

Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности  по музыкальному образованию в ДОУ...

Рабочая программа кружковой детельности "Хореография". старшая группа

Программа содержит цели изадачи реализации программы, рекомендации по подбору музыки идвижений, календарный план для старшей группы...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...