конспект НОД "Путешествие в королевство Грамоты"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цыплакова Евгения Николаевна

конспект НОД по грамоте для подготовительной к школе группы "Путешествие в королевство Грамоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №19 «Светлячок» г. Балаково

 Саратовской области

конспект НОД

Путешествие в королевство Грамоты

Разработала и провела:

 Цыплакова Евгения Николаевна,

воспитатель.

март 2019

Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Путешествие в королевство Грамоты»

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных ранее.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение определять самое длинное слово из заданных по количеству букв и слогов;

- закреплять умение определять общий звук в заданных словах;

- закреплять умение определять место заданного звука в слове и подбирать соответствующую схему;

- закреплять графический образ букв;

- закреплять умение определять количество слогов в словах;

- закреплять и развивать умение проводить звуковой анализ слов: определять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, подбирать фишки соответствующего цвета (красный – для гласных, синий – для твердых, зеленый – для мягких согласных);

Развивающие:

- развивать у детей умение давать полные развернутые ответы, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, усидчивость, взаимопомощь, умение работать в парах, уважительное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие/обучение грамоте», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: магнитофон, запись музыки, конверт с письмом от королевы Грамоты, карточки с картинками (в названии которых есть звук «Н»), карточки со схемами для определения места звука в слове, мольберт, маркеры, карточки с буквами, карточки с домиками и словами и простые карандаши по количеству детей, цветные фишки для звукового анализа, сундучок с шифром, буквы для кодового слова, раскраски с буквами.

Ход образовательной деятельности:

Дети под музыку входят в группу.

В: - Ребята, послушайте, какая красивая мелодия нас встречает! Она вам нравится?

Д: - Да.

В: - А какая она? Как вы могли бы ее описать?

Ответы детей (сказочная, таинственная, весенняя и т.д.)

В: - Мне она тоже кажется немного загадочной и таинственной. И я думаю, что она обещает нам что-то интересное сегодня… посмотрите, что это?

Воспитатель «находит» конверт, на нем надпись: «От королевы Грамоты для детей группы 8». Воспитатель предлагает прочитать письмо. Дети соглашаются.

В: - Вы присаживайтесь на стульчики, а я прочитаю вам письмо.

Воспитатель открывает конверт и читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут королева Грамота. И в моем королевстве случилась беда – на нас напал злодей Буквоед! Он схватил жителей королевства и запер их в своем сундуке с кодовым замком. Ребята, помогите! Нужно скорее раскодировать замок на сундуке и освободить жителей королевства! Чтобы раскодировать замок, соберите буквы для кодового слова. И, пожалуйста, поторопитесь!»

В: - Ребята, мы поможем королеве Грамоте?

Д: - Да!

В: - Для того, чтобы помочь ей, нужно открыть сундучок, а для этого необходимо подобрать кодовое слово – вписать буквы. А буквы мы будем получать за правильно выполненные задания. Вы готовы?

Д: - Да!

1. В: - Тогда в путь! Вот перед нами три дорожки, они называются БУКВА, ЗВУК И ГРАМОТА. Нам нужно выбрать самую длинную из них. Как вы считаете, какая дорожка самая длинная?

Д: - Грамота.

В: - Почему ты так считаешь? А ты как думаешь?

Дети высказывают свои предположения, воспитатель подводит их к пониманию того, что дорожка с названием «ГРАМОТА» самая длинная, потому что это самое длинное слово – в нем три слога.

В: - Мы с вами выбрали верный  путь и за это получаем первую букву «З».

Один из детей прикрепляет букву магнитом к доске.

2.  На столе лежат карточки с картинками: луна, конфета, машина, осьминог, слон, лимон, ножницы, нитки, носорог, носки. Дети берут каждый по картинке и называют то, что там изображено.

В: - Что же объединяет эти картинки?

Д: - Во всех словах есть звук «Н».

В: - Отлично! Мы получаем вторую букву – «Н».

Один из детей прикрепляет букву магнитом к доске.

3. В: Молодцы! Но это еще не все. Теперь нужно определить место звука «Н» в своих словах (где находится звук «Н» - в начале слова, в середине или в конце) и выбрать подходящую схему. Дети по очереди выполняют задание, поясняя свой выбор (например, в слове «ножницы» звук «Н» находится в начале слова, поэтому я выбрал схему          )

Получаем третью букву – «А». Один из детей прикрепляет букву магнитом к доске.

Проводится физминутка.

«В школу»

В школу осенью пойду.               Шагаем на месте

Там друзей себе найду.                Руки широко в стороны

Научусь читать, считать,             Загибаем пальцы         

Буквы правильно писать.            на руках

Я таким ученым буду,                 Показываем «класс» 

Но свой садик не забуду.             Повороты головы и отрицательное

            движение   пальцем

4. В: - Ребята, посмотрите! Похоже, что злой Буквоед был очень голодный: он откусывал от разных букв по одному маленькому кусочку, да так и оставил! Вот они эти буквы. Чтобы им помочь, нужно добавить всего одну черточку или петельку, чтобы из одной буквы получилась другая.

На мольберте буквы, к ним нужно маркером добавить одну черточку или петельку, чтобы получилась другая буква.

Л – А; Ь – Б; Ь – В; Ь – Ы; З –В; Г – П ; Г – Т; Г – Б; И – Й; Р – Ф; Р – В.

Получаем еще одну букву – снова «Н». Один из детей прикрепляет букву магнитом к доске.

5. В: - Когда на королевство Грамоты напал Буквоед, все слова испугались и разбежались, а теперь не могут найти свои домики. Чтобы помочь им, нужно посчитать, сколько слогов в каждом слове и «поселить» его в домик с таким же количеством окон.

На столе лежат листы с изображением трех домиков, ниже слова из 1, 2, 3 слогов. Нужно соединить слово с домиком (с 1, 2 или 3 окнами).

Дети выполняют задание, после чего один ребенок выходит и рассказывает, как он расселил свои слова по домикам.

Получаем букву «И», ребенок прикрепляет ее магнитом к доске.

Проводится гимнастика для глаз – воспитатель предлагает посмотреть глазами (не поворачивая голову) вправо и влево, вверх и вниз, несколько раз крепко зажмуриться и широко открыть глаза, закрыть глаза и слегка надавить на них пальчиками на 2-3 секунды. Пока у детей закрыты глаза, воспитатель вывешивает на доску изображение замка.

В: - Ну вот мы и добрались до королевства Грамоты! Посмотрите, какой красивый у нее замок виднеется там, вдалеке… (обращает внимание детей на изображение замка)… значит, где-то здесь должен быть сундучок… давайте поищем его.

Дети «находят» сундучок сверху, над доской.

В: Вот какой хитрый этот злодей Буквоед, как высоко спрятал сундучок! Ну ничего, я все равно до него дотянусь! Но что же это? Здесь должно быть кодовое слово из шести букв, а мы собрали только пять! Вы догадались, что за буква последняя?

Дети видят на доске «ЗНАНИ…» и догадываются, что кодовое слово – «ЗНАНИЯ», воспитатель вписывает его в «кодовый замок», но сундук все равно не открывается. Воспитатель обращает внимание на то, что в «кодовом замке» остались незаполненные клеточки и предполагает, что нужно подобрать разноцветный ключ, чтобы открыть сундук.

В: - Разноцветный ключ – это звуковой анализ слова «знания». Чтобы правильно сделать звуковой анализ, давайте вспомним, какие бывают звуки?

Д: - Гласные и согласные.

В: - Какие звуки называются гласными?

Д: - Это звуки, которые можно спеть и громко крикнуть, они не встречают препятствия при произношении.

В: - Каким цветом мы отмечаем гласные звуки?

Д: - Красным.

В: - А какие звуки являются согласными?

Д: - Которые нельзя спеть или крикнуть, и они встречают преграду при произношении.

В: - Какими бывают согласные звуки?

Д: - Твердыми и мягкими.

В: - Каким цветом мы отмечаем твердые согласные?

Д: - Синим.

В: - А мягкие согласные?

Д: - Зеленым.

В: - Молодцы! Теперь можно делать звуковой анализ. Это задание выполняется в парах. Приступайте.

Дети выполняют задание, после чего все вместе проверяем правильность выполнения на доске. Воспитатель закрашивает клеточки в «кодовом замке», тем самым подбирая разноцветный ключ, после чего сундучок открывается. Внутри лежат буквы.

В: - Ребята, что это?

Д: - Буквы!

В: - Их здесь так много! Наверное, здесь все буквы русского алфавита! Вот какие мы с вами молодцы – освободили буквы алфавита и помогли королеве Грамоте! Но теперь нам пора возвращаться в нашу группу.

Рефлексия:

Все возвращаются, воспитатель просит взяться за руки и встать в круг.

В: - Ребята, мне очень понравилось сегодня путешествовать вместе с вами. А вам понравилось наше путешествие?

Д: - Да.

В: - А куда мы ходили?

Д: - В королевство Грамоты.

В: - А зачем мы туда ходили? Чем мы помогли королеве Грамоты? Как мы открыли кодовый замок на сундучке? Где мы брали буквы для кодового слова? Какие задания выполняли? Что запомнилось? Что было трудным?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

В: - Ребята, вы большие молодцы, вы справились со всеми трудностями, со всеми заданиями, я всех вас очень хвалю и хочу, чтобы вы тоже похвалили друг друга. (Включается негромко веселая музыка) Сыграем в игру «Комплименты»? Я беру мяч, передаю его своему соседу справа и говорю ему комплимент. Например, «ты сегодня в путешествии был очень внимательным». Передавайте мяч дальше и говорите соседу справа, какие хорошие качества он сегодня проявил.

Проводится игра «Комплименты».

В: - Королева Грамота тоже считает, что вы были сегодня внимательными, активными, отзывчивыми и она очень благодарна вам за помощь. И в знак свое благодарности, она прислала вам на память маленькие подарочки – вот такие открытки со своей фотографией. А с другой стороны – раскраски. Они не совсем обычные, здесь каждую букву нужно раскрашивать определенным цветом, поэтому вам нужно будет раскрашивать очень внимательно. Давайте похлопаем себе и друг другу.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут королева Грамота. И в моем королевстве случилась беда – на нас напал злодей Буквоед! Он схватил жителей королевства и запер их в своем сундуке с кодовым замком. Ребята, помогите! Нужно скорее раскодировать замок на сундуке и освободить жителей королевства! Чтобы раскодировать замок, соберите буквы для кодового слова. И, пожалуйста, поторопитесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...

Конспект открытого мероприятия по грамоте "Грамоте учиться-в жизни пригодится"

Вашему вниманию предлагается конспект итогового мероприятия по разделу грамота для детей с задержкой психического развития....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Целью итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе  «Путешествие в королевство Грамоты» является  выявление уровня знаний детей, готовность к шк...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...