Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: «Загадки Деда Грамотея»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Коробицына Екатерина Николаевна

Цель: формирование правильной устной речи для подготовки к школьному обучению.

Задачи:

1. Упражнять в дифференциации гласных звуков, определении их местоположения в словах в трех позициях;

2. Закреплять умение делить слова на части (слоги), определять их количество;

3. Закрепить знания о слове как смысловой единицы, обозначающей предмет, действие, признак;

4. Упражнять  в составлении предложений с заданным словом, изображать его графически;

5. Упражнять в умении правильно и точно по смыслу употреблять предлоги, понимать их значимость как самостоятельных слов;

6. Проявлять активный интерес к чтению коротких слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zan_po_gramote.docx72.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: «Загадки Деда Грамотея»

Цель: формирование правильной устной речи для подготовки к школьному обучению.

Задачи:

1. Упражнять в дифференциации гласных звуков, определении их местоположения в словах в трех позициях;

2. Закреплять умение делить слова на части (слоги), определять их количество;

3. Закрепить знания о слове как смысловой единицы, обозначающей предмет, действие, признак;

4. Упражнять  в составлении предложений с заданным словом, изображать его графически;

5. Упражнять в умении правильно и точно по смыслу употреблять предлоги, понимать их значимость как самостоятельных слов;

6. Проявлять активный интерес к чтению коротких слов.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, речь, внимание;

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать других;

- воспитывать желание говорить красиво, правильно.

Материалы и оборудование: конверт, письмо, 5 ключей, сундучок, , картинки с изображением слов, схема анализа слова «мишка», зеркало, мяч, книга, смайлики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Я скажу тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

2. Мотивационно-побудительный момент

Воспитатель: Ребята! Сегодня утром нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети подготовительной группы!

Пишет вам Дед Грамотей! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, он откроется, когда вы найдёте пять ключей, положите их на сундучок и скажите волшебные слова. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей!

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей)

3. Основная часть

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – и ключик наш!

Задание №1.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Не ошибись». Дед Грамотей очень любит эту игру, но он забыл, как в нее играть.

Определи звук в начале слова: автобус, аня, усы, осы, оля.

Определи звук в середине: дом, сын, лук, шар.

Определи звук в конце: астра, пальцы, кенгуру, грибы, окно.

Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием. Вот, держите ключик!

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать в книге. (Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Задание №2.

Воспитатель: Дед Грамотей сложил в конверт картинки. Вам нужно узнать название какой картинки состоит из 2 слогов и составить с этим словом предложение. Справитесь? Как мы можем узнать сколько слогов в слове? ( Дети делят слова на слоги с помощью хлопков).

Слова: мяч, мишка, дом, машина, телевизор.

 (дети составляют с этим словом предложения и записывают его графически на доске)

Назовите слова – предметы, признаки и действия, предлоги.

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик!

Задание № 3

Воспитатель: Чтобы получить 3 ключ, дед Грамотей приготовил еще одно задание. Вам нужно выполнить звуковой анализ слова мишка.

Воспитатель: Кто мне может сказать какой звук в слове «мишка» первый? (спросить нескольких детей) Правильно. А кто хочет рассказать звук [м] какой? (согласный, потому что мы его не можем пропеть, нам мешают губки, мягкий, звонкий) Фишкой какого цвета мы отмечаем согласные мягкие звуки? (зеленой) (кто-то из детей отмечает фишкой звук [м])

Аналогично определяются все звуки в слове «мишка». Сколько слогов в слове, звуков? Назовите звук в начале, середине и конце слова.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. У нас уже 3 ключика есть.

Воспитатель: Вот и еще один ключ нам необходимо найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! (Находят ключ)

Задание № 4

Дети слушаем следующее задание. Дед Грамотей не умеет правильно подбирать «Маленькие слова». Нужно помочь ему исправить все ошибки.

Шишки висели НАД елке.

Мышка выбежала С норки.

Кошка спит ИЗ диване.

Лягушонок перепрыгнул С лужу.

Поезд подъехал ОТ станции.

Молодцы, держите ключ.

Задание № 5

Ребята нам нужно найти последний ключ. Послушайте, где будем его искать

У него спина большая, И на ней он разрешает И писать, и рисовать, И лепить, и вырезать. (Письменный стол)

И последнее задание: дед Грамотей зашифровал слова. Вам нужно разгадать, что же это за слова. Определяем первый звук и читаем, что получилось.

прочитай по первым буквам 4 - Ольга Николаевна Козина

Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями! Кладём ключи на сундучок и говорим волшебные слова:

Тук – тук – тук (кулачками)

Чок – чок – чок (топаем)

Открывайся сундучок!

Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Рефлексия

В кругу, стоя. Аня чем тебе понравилось заниматься больше всего, какое задание выполнять? Вика какое задание было самым трудным? Эва сегодня ты научилась …? Леша тебя удивило …? Дети выбирают карточку – смайлик, если занятие понравилось и он справился с заданиями - с улыбкой, если нет то грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, на тему: "Загадки Пакимона".

В данном конспекте предлагаются дидактические игры, игровые ситуации по обучению грамоте, которые помогают детям научиться проводить: звуковой анализ слова, находить место звука в слове, составлять пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте для поготовительной группы, квест-игра с презентацией....

Использование игрового пособия "Дерево знаний". Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Поиск клада грамотеев».

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО- многофункциональное игровое пособие по развитию речи "Дерево знаний". Конспект занятия по обу...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Поиски клада грамотеев»

Цель: закрепление умений детей проводить звуковой и слоговой анализ слова.Задачи:1. Образовательные:- закрепить умение детей определять место звука в слове, количество слогов в слове и проводить звуко...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Посылка Деда Грамотея»

вовлечение детей в речевую деятельность через решение проблемной ситуации и выполнение различных заданий....