Занятие по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Борисова Оксана Юрьевна
Занятие по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в старшей группе

Программное содержание:

• продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

• закреплять знание о словоразличительной роли звука;

• учить называть слова с заданным звуком.

Демонстрационный материал: картина-схема слова аист; красные, синие, зеленые фишки (по 2 штуки); указка; фишки или мелкие игрушки.

Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие и зеленые фишки (по 2 на ребенка).

 

   Ход занятия

  1. Встанем мы в кружочек дружно

Поздороваться нам нужно.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

- Ребята, давайте каждый у кого мячик в руках назовет свое имя и скажет с какого звука начитается слово. (Повторение пройденного)

2. Есть сладкое слово — конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)

Есть быстрое слово — ракета, (А здесь кто поможет?)

Есть кислое слово — лимон, (Что кислое вы ели?)

Есть слово с окошком — вагон, (Что подходит?)

Есть слово пушистое — снег, (Здесь тоже легко догадаться)

Есть слово весёлое — смех. (А тут кто придумал?)

- Какие мы молодцы. Сколько слов вспомнили.

- А у нас сегодня в гостях другое слово…   а вот какое – попробуйте угадать:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

 (Аист)

 

3. Звуковой анализ слова аист. 

  1. Произносим слово, слушаем его.
  2. Произносим слово по слогам.
  3. Звуковой анализ

ААист — первый звук «а». Произносить этот звук ничто не мешает. Это гласный звук (обозначаем его красной фишкой).

аИИст — второй звук «и». Произносить этот звук ничто не мешает. Это гласный звук (обозначаем его красной фишкой).

аиССт— третий звук «с». Произносить этот звук мешают зубы и язык. Это согласный твердый звук (обозначаем его синей фишкой).

аисТТ — четвертый звук «т». При произнесении звука «т» «мешает» язык — он упирается в верхние зубы. Это согласный твердый звук (обозначаем его синей фишкой).

Показываем, как нужно читать слово АИСТ: медленно произносим слово и одновременно ведем указкой под клеточками. Повторяем 2-3 раза. Предлагаем детям попробовать прочитать слово так же. Они несколько раз произносят слово АИСТ в соответствии с движением указки под схемой. Воспитатель внимательно наблюдает, помогает тем, у кого произнесение слова не совпадает с движением указки.

Сколько всего звуков в слове АИСТ?  (Обратить внимание детей на клеточки под рисунком. Вспоминаем, что клеточки обозначают количество звуков. Нарисовано четыре клеточки, потому что в слове АИСТ четыре звука).

   

Сколько слогов в этом слове?  Как вы узнали? (Если в слове два гласных звука, значит, и два слога.)

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Какие гласные звуки в слове аист? Какие согласные? Это твердые или мягкие согласные? Назовите мягкую пару звука «т».

Обратить внимание на то, что в слове аист сначала идут два гласных, а затем два согласных звука. Дети отмечают, что таких слов они еще не разбирали.

4. Игра с заданиями.

1.        Вызвать звуки «и», «т», «с», «а».

      2.        Подозвать 2-й согласный, 1 -й согласный, 2-й гласный, 1 -й гласный.

      3.        Подозвать 3-й, 2-й, 4-й, 1-й звуки слова.

          Дети убирают фишки: «т», «и», «с». Какой звук остался?

5. Физкультминутка «Аист»

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

6. Игра «Назови слова». 

Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются с того же звука, что и слово аист. В конце игры определяется победитель.

Игра «Поймай конец и продолжай».

Воспитатель называет слово, а дети должны продолжать «цепочку» таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например, воспитатель называет слово шар, слегка подчеркивая голосом звук «р», спрашивает, с какого звука должно начинаться следующее слово. Вызванный ребенок называет слово рак. Следующий должен назвать слово, которое начинается со звука «к», например кот, и т.д. Образуется цепочка слов типа: шар, рак, кот, туфли, ирис, сам, мост... Каждому ребенку, сумевшему продолжить цепочку, дается фишка.

 Воспитатель зачитывает стишок, в котором «заблудился» звук:

          

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Ребята отмечают, что нужно было сказать не майки, а чайки. «Заблудился» звук «ч».

7. Подведение итогов занятия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....