Занятие по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте в старшей группе
Программное содержание:
• продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
• закреплять знание о словоразличительной роли звука;
• учить называть слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал: картина-схема слова аист; красные, синие, зеленые фишки (по 2 штуки); указка; фишки или мелкие игрушки.
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие и зеленые фишки (по 2 на ребенка).
Ход занятия
- Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
- Ребята, давайте каждый у кого мячик в руках назовет свое имя и скажет с какого звука начитается слово. (Повторение пройденного)
2. Есть сладкое слово — конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)
Есть быстрое слово — ракета, (А здесь кто поможет?)
Есть кислое слово — лимон, (Что кислое вы ели?)
Есть слово с окошком — вагон, (Что подходит?)
Есть слово пушистое — снег, (Здесь тоже легко догадаться)
Есть слово весёлое — смех. (А тут кто придумал?)
- Какие мы молодцы. Сколько слов вспомнили.
- А у нас сегодня в гостях другое слово… а вот какое – попробуйте угадать:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
3. Звуковой анализ слова аист.
- Произносим слово, слушаем его.
- Произносим слово по слогам.
- Звуковой анализ
ААист — первый звук «а». Произносить этот звук ничто не мешает. Это гласный звук (обозначаем его красной фишкой).
аИИст — второй звук «и». Произносить этот звук ничто не мешает. Это гласный звук (обозначаем его красной фишкой).
аиССт— третий звук «с». Произносить этот звук мешают зубы и язык. Это согласный твердый звук (обозначаем его синей фишкой).
аисТТ — четвертый звук «т». При произнесении звука «т» «мешает» язык — он упирается в верхние зубы. Это согласный твердый звук (обозначаем его синей фишкой).
Показываем, как нужно читать слово АИСТ: медленно произносим слово и одновременно ведем указкой под клеточками. Повторяем 2-3 раза. Предлагаем детям попробовать прочитать слово так же. Они несколько раз произносят слово АИСТ в соответствии с движением указки под схемой. Воспитатель внимательно наблюдает, помогает тем, у кого произнесение слова не совпадает с движением указки.
Сколько всего звуков в слове АИСТ? (Обратить внимание детей на клеточки под рисунком. Вспоминаем, что клеточки обозначают количество звуков. Нарисовано четыре клеточки, потому что в слове АИСТ четыре звука).
Сколько слогов в этом слове? Как вы узнали? (Если в слове два гласных звука, значит, и два слога.)
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Какие гласные звуки в слове аист? Какие согласные? Это твердые или мягкие согласные? Назовите мягкую пару звука «т».
Обратить внимание на то, что в слове аист сначала идут два гласных, а затем два согласных звука. Дети отмечают, что таких слов они еще не разбирали.
4. Игра с заданиями.
1. Вызвать звуки «и», «т», «с», «а».
2. Подозвать 2-й согласный, 1 -й согласный, 2-й гласный, 1 -й гласный.
3. Подозвать 3-й, 2-й, 4-й, 1-й звуки слова.
Дети убирают фишки: «т», «и», «с». Какой звук остался?
5. Физкультминутка «Аист»
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
6. Игра «Назови слова».
Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются с того же звука, что и слово аист. В конце игры определяется победитель.
Игра «Поймай конец и продолжай».
Воспитатель называет слово, а дети должны продолжать «цепочку» таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например, воспитатель называет слово шар, слегка подчеркивая голосом звук «р», спрашивает, с какого звука должно начинаться следующее слово. Вызванный ребенок называет слово рак. Следующий должен назвать слово, которое начинается со звука «к», например кот, и т.д. Образуется цепочка слов типа: шар, рак, кот, туфли, ирис, сам, мост... Каждому ребенку, сумевшему продолжить цепочку, дается фишка.
Воспитатель зачитывает стишок, в котором «заблудился» звук:
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Ребята отмечают, что нужно было сказать не майки, а чайки. «Заблудился» звук «ч».
7. Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»
Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»
Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....