Дидактическое пособие «Учимся играя»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическое пособие «Учимся играя» направлено на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку  к обучению грамоте  детей 5-7 лет. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове. Оно может быть рекомендована к использованию в работе как учителя-логопеда,  так  воспитателя. Будет она полезна и заинтересованным родителям.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).  Помощником  игры является любимый сказочный персонаж русской народной сказки - Колобок.

Вашему вниманию предлагаю дидактическое пособие по обучению грамоте «Учимся играя». Данное пособие дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте. 

Буквы  и звуковые кружочки вырезаны из фетра. Их легко можно перемещать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_uchimsya_igraya.docx321.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Учимся играя»

 Дидактическое пособие «Учимся играя» направлено на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку  к обучению грамоте  детей 5-7 лет. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.  Оно может быть рекомендована к использованию в работе как учителя-логопеда,  так  воспитателя. Будет она полезна и заинтересованным родителям.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).  Помощником  игры является любимый сказочный персонаж русской народной сказки - Колобок.

Вашему вниманию предлагаю дидактическое пособие по обучению грамоте «Учимся играя». Данное пособие дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте.  

Буквы  и звуковые кружочки вырезаны из фетра. Их легко можно перемещать.

Вариант № 1 «Найди место звука в слове»

Возраст детей: 5-7 лет.

Игровая задача: умение определять место звука в слове.

Задачи:

  1. Закрепить понятие «звук».
  2. Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.

Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков. Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, что нужно определить место звука в слове, если звук (гласный или согласный) находится в начале слова, то приклеиваем кружочек нужного цвета  в домик, если в середине -то на середину пути, если в конце – то на цветочек. Выигрывает тот, кто отвечает правильно и быстрее остальных.

Ход игрового упражнения: Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

  1. Педагог произносит слова.
  2. Ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает Колобка в начало (середину или конец) дорожки.

Вариант № 2 «Звуковой анализ с Колобком»

Цель: закрепить знания по звуковому анализу слов.

Возраст детей: 5-7 лет.

Игровая задача: Закреплять умение детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Задачи:

  1. Закрепить понятия «звук», «буква».
  2. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный).
  3. Закрепить умения соотносить звук с буквой.
  4. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
  5. Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
  6. Развитие мелкой моторики.
  7. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.

Правила игры: Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, что нужно определить последовательно каждый  звук в слове, если звук (гласный или согласный) находится в начале слова, то приклеиваем кружочек нужного цвета  под домиком, если в середине -то на середину пути, если в конце – то под цветочек.

Ход игрового упражнения: Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

  1. Педагог произносит слово.
  2.  Ребенок определяет первый звук и приклеивает кружочек нужного цвета под буквой, второй звук и т.д.  Вместе перемещается и Колобок.

Вариант № 3 «Катись, катись, Колобок, от одной буквы к другой»

Возраст детей: 5-7 лет

Игровая задача: обучать составлению и чтению слогов и слов.

Задачи:

  1. Закрепить понятия «звук», «буква».
  2. Дифференцировать  понятия  гласный – согласный звук.
  3. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный).
  4. Закрепить умения соотносить звук с буквой.
  5. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
  6. Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
  7. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память

Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков. Можно играть индивидуально. Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первый звук, пока Колобок, которого мы ведём по дорожке, не дойдёт до второго звука. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком.

Ход игрового упражнения: Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

  1. Педагог или ребенок приклеивает буквы.
  2.  Ребенок, перемещая Колобка читает слог или слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические пособия "Учим детей словоизменению."

Это пособие эффективно при обучении детей с тугоухостью, двуязычием, ОНР. В нём используются опорные таблицы и картинки-символы.Цель:1) упражнять детей в согласовании прилагательных, местоимений, числ...

Дидактическое пособие "Учимся писать играя. Занимательная азбука"

Цель: Познакомить детей с буквами, научить читать, писать.Учить детей по образцу рисовать кистью.Задачи:-Познакомить с графическим изображением буквы;-закрепить умение мыслить логически;-Развиват...

Многофункциональное дидактическое пособие "Учимся, играя"

Игры, направленные на речевое развитие детей дошкольного возраста...

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...

Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки Кюизенера»

Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки...

Конспект: по теме «Сочетание дидактических пособий «Учимся играя», «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера, как средство развития логических мышлений детей дошкольного возраста»»

Конспект: по теме «Сочетание дидактических пособий «Учимся играя», «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера, как средство развития логических мышлений детей дошкольног...