Звук [д] и буква Дд.
план-конспект занятия по обучению грамоте
Занятие по обучению грамоте "Звук [д] и буква Дд" (По Нищевой Н.В.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_d.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква Дд».
Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство со звуками и буквой Дд. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Оборудование: «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками, синее и зелёное ведёрки, магнитная доска, буквари и тетради по количеству детей, карандаши, флажки.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Игра «Волшебный мешочек». Объявление темы занятия, создание эмоционального положительного фона. Развитие зрительного внимания, навыков фонематического анализа.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, будем много играть, почитаем и порисуем. А для начала игра «Волшебный мешочек». Вы будете по очереди опускать руку в мешочек и доставать по одному предмету.
Дети выполняют задание.
Расскажите, что у вас. (У меня белка. У меня бусы. У меня бинокль. У меня барсук).
Подумайте, какой звук в начале вашего слова: [б] или [б’]. Если твердый, положите предмет в синюю корзинку, если мягкий, положите предмет в зеленую корзинку.
Дети выполняют задание.
Отлично! Никто не ошибся. Я вами горжусь.
2. Игра «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия.
Педагог раздает детям разноцветные флажки.
Послушайте стихотворение и определите, какой звук встречается в нем чаще др.
Даня делом очень занят,
Дом для Даши строит Даня.
(В этом стихотворении мы часто слышали звук [д]).
Давайте произнесем этот звук все вместе.
Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, кончик языка ударяется о бугорки за верхними зубами и отскакивают от них. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [д] – гласный или согласный? (Согласный). Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Синим). Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [д].
Материал: т, д, б, п, д, г, д, к, н, д; да, бу, то, ды, ду, го, ну, до; дом, кот, нос, вода, думать, дышать, петь, веселый, воздушный, погода.
Молодцы! Вы были очень внимательными.
3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Д, а. Что получилось? (Да). Верно. Получи фишку. Д, у. (Ду). Правильно. Возьми фишку.
Аналогично: до, ди, дом.
Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех? (У …). Молодец, ….
4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Дд. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Даня делом очень занят,
Дом для Даши строит Даня.
В каких словах этого стихотворения есть звук [д]? (Даня, дом, Даши).
Посмотрите на картинку над стихотворением. Кого вы видите на ней? (Это Даня и Даша). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Дд. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Значит, буква Д обозначает два звука: [д] и [д’]. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы сначала все предметы, названия ко-ых начинаются со звука [д], а потом – предметы, название ко-рых начинаются со звука [д’]. (Дом, дым, дорога, дрова, дверь; дед, дерево, дети, дятел, деревня). Верно. Молодцы! А теперь посмотрите на магнитную доску.
Педагог помещает на доску большую букву Д.
Какие элементы нужны для того, чтобы составить букву Д? (Нужны две длинных палочки, одна средняя и две коротеньких).
Педагог ставит на стол контейнер с палочками Кюизенера.
Возьмите палочки и сложите букву Д.
Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь вернитесь за стол. Давайте почитаем, что написано рядом с зеленым кружком.
(Да. Ду. До. Ди. Дуб. Дом. Дик. Дина. Дима. Мода. Идут. Туда.)
Очень хорошо. Посмотрите на картинки под словами. Покажите мне, где Дик, где дуб.
Дети показывают.
Обратите внимание: слова Дик, Дина, Дима написаны с большой буквы. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы. А теперь переверните страницу и прочитайте слоги наверху. (Да, до, ду, ди). Посмотрите: под первым слогом нарисованы синий и красный кружки. Что они обозначают? (Синий кружок обозначает звук [д], а красный – звук [а]). А какие кружки вы нарисуете под вторым слогом? (Синий кружок для звука [д] и красный кружок для звука [о]). Какие кружки вы нарисуете под слогом ду? (Тоже синий и красный).
А под слогом ди какие кружки нужно нарисовать? (Зеленый и красный). Почему первым будет зеленый кружок? (Он обозначает мягкий звук [д’]).
5. Пальчиковая гимнастика «Когда дождик плачет». Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Дождик, дождик, кап-кап-кап Выполняют упр. «Пальчики здороваются»,
По траве, по крыше. начиная с больших, заканчивая мизинцами, а
Дождик, дождик, кап-кап-кап , потом в обратном направлении и так до
Как стучишь ты, слышу. окончания текста.
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
В синей луже мячик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Почему ты плачешь?
6. Упражнение «Распутай буквы». Совершенствование умения находить новую букву среди др. букв алфавита. Профилактика оптической дисграфии.
Педагог помещает на доску карточку с наложенными изображениями букв Б, Д, А, М.
Назовите и покажите все буквы, ко-рые я написала для вас на этой карточке. Начинайте с новой буквы.
Дети по очереди подходят к доске и показывают буквы, называя их.
7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в её верхней части? (Дом, дым, большую и маленькую буквы Дд). Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (Синий, потому что буква Д - согласная).
Дети раскрашивают буквы.
А теперь подумайте, как правильно раскрасить дом и дым выполняйте задание.
Дети выполняют задание.
Теперь давайте напишем букву Д. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз справа налево одну наклонную палочку, потом из этой же точки сверху вниз слева направо пишу точно такую же наклонную палочку, затем пишу горизонтальную палочку-подставку и из ее концов опускаю вниз коротенькие палочки-хвостики. Напишите букву Д в воздухе.
Дети выполняют задание.
Теперь напишите две больших и две маленьких буквы по точкам. Остальные буквы мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
Дети выполняют задание.
8. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упр. им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...