Система работы по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.
методическая разработка по обучению грамоте
Актуальность
- Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи, выполнять звуковой анализ и синтез слов.
- Сформированность фонематического восприятия предупреждает трудности обучения письму и чтению. Особенно трудным является процесс письма. Он осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при записи каждого слова устной речи, оно должно быть предварительно подвергнуто звуковому анализу и синтезу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 856.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.
Система работы по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.
Актуальность
- Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи, выполнять звуковой анализ и синтез слов.
- Сформированность фонематического восприятия предупреждает трудности обучения письму и чтению. Особенно трудным является процесс письма. Он осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при записи каждого слова устной речи, оно должно быть предварительно подвергнуто звуковому анализу и синтезу.
Цель
Сформировать необходимую готовность к обучению грамоте
Задачи
- Формировать умение воспринимать и различать неречевые и речевые звуки.
- Определять наличие или отсутствие звука в слове.
Различать звуки по их качественным характеристикам (гласный - согласный; твёрдый – мягкий; звонкий – глухой)
- Определять позицию звука на фоне слова ( начало, середина, конец ).
- Определять последовательность звуков в слове, их количество.
- Выполнять звуковой анализ и синтез слов.
- Формировать умение делить слова на слоги с опорой на вспомогательные средства.
- Выполнять анализ и синтез предложения
Этапы работы
- Развитие слухового внимания (способность узнавать и различать неречевые звуки).
- Развитие речевого слуха (способность различать слова, фразы, звуки речи по высоте, тембру, близкие по звучанию
- Развитие фонематического восприятия (развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.)
Дидактические принципы
- Принцип наглядности
- Принцип учёта индивидуальных особенностей.
- Принцип доступности
- Принцип опоры на различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, двигательный
- Принцип систематичности, последовательности и постепенности
Игры для развития слухового внимания.
- О чём говорит комната?»
- «О чём говорит улица?»
- «Узнай предмет по звуку»
- «Угадай, где позвонили»
- «Угадай, что в коробке» (различные мелкие предметы)
- «Постучи так, как я» (воспроизведение ритма)
- «Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков)
Обращаем внимание на то, что окружающие нас звуки мы слышим
В работе используется карточка-символ
Игры для развития речевого слуха.
- «Угадай, чей голосок» - Играющие по очереди зовут, стоящего в центре. Он же должен узнать, кто его позвал.
- «Слушай и выполняй» - взрослый называет 1 – 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения.
- «Запомни слова» - взрослый называет несколько слов. Ребёнок должен повторить их в том же порядке.
- «Звуковые песенки» - взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или УА – так плачет ребёнок. ИА – как кричит ослик.
- «Подскажи словечко» - Часто к озеру напиться
ходит рыжая ….(лисица)
- «Найди ошибку» - Тает снег, течёт ручей,
на ветвях полно враче (грачей).
Обращаем внимание на то, что звуки речи мы слышим и произносим, знакомим с термином «звук»
В работе используются карточки - символы:
Предметный ряд
При подготовке к звуковому анализу понятие «предметный ряд» становится узловым. Сначала внимание фиксируется на терминах «начало», «середина», «конец». Работу над этими понятиями можно проводить на материале сказки «Репка»: (// Дефектология№4,1989)
Дед стоит в начале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом и так далее. Все встают по линеечке друг за другом и получился ряд. Ряд начинается слева и тянется вправо от деда до мышки. Мышка стоит в конце ряда, а между ними, в середине, бабка, внучка.
Гласные звуки
Для ознакомления детей с гласными звуками можно использовать настольный театр «Теремок»
Обращается внимание детей на то, что пока зверюшки «стоят с закрытым ртом»,мы ничего не слышим. Начали они двигать язычком и губами мы слышим звук.
Каждый, кто поселяется в теремке, поёт свой определённый звук :
- Лягушка— А
- Мышка— И
- Зайчик— Э
- Лисичка – О
- Волк – У
- Медведь – Ы
Карточки – символы
__ звук (А)
__ звук (У)
__ звук (И)
__ звук (О)
__ звук (Ы)
__ звук (Э)
Вывод: _ (гласные звуки обозначаются красным цветом)
Звуковой анализ и синтез звукосочетаний гласных звуков
( с использованием карточек-символов)
- «Прочитай, не ошибись» – взрослый выкладывает по два, три символа гласных в ряд. Дети произносят сочетание звуков .
О А И А У
- « Сосчитай и отложи» - взрослый произносит сочетания из двух, трёх, четырёх звуков. Дети на слух определяют количество и последовательность произнесённых звуков и выкладывают их в ряд соответсвующими символами.
- «Разложи картинки» – дети определяют звук в начале слова и кладут к символу –заменителю данного звука.
После выполненной работы делаем вывод:
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Произносятся при помощи голоса.
- Не встречают преграды.
- Поются.
- Образуют слог.
Согласные звуки
Знакомить детей с согласными звуками можно через сказку о веселых звуках (//Д/в №10,1984)
- Жили – были веселые звуки. Они умели петь песни. И звали их – гласные звуки. Однажды гласные звуки так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.
- - П – п- п – запыхтел звук «П». Пыхтел- пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь».
- - Т – т- т – затукал звук «Т». Тукал – тукал, а спеть песенку тоже не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я непевучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».
- - Не печальтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук «А». Мы, гласные звуки, можем вам помочь, только вы всегда должны стоять рядом с нами. - Согласны?
- - Согласны! Согласны! – закричали непевучие звуки.
- - Вот и хорошо! – за это мы будем вас называть «согласные звуки», - сказали гласные.
- И стали с тех пор крепко дружить согласные и гласные звуки, встанут рядом и поют любую песенку.
Вывод: согласные звуки
- Произносятся при помощи голоса и шума или только шума.
- Встречают преграду.
- Не образуют слог.
- Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.
В работе используются символы
Условные обозначения для согласных звуков:
- твёрдый согласный звук обозначается синим цветом
__ мягкий согласный звук обозначается зелёным цветом
__ звонкий согласный обозначается звенящим
колокольчиком
__ глухой согласный обозначается закрытым
колокольчиком.
____________ ___ звук в начале слова
____________ ___ звук в середине слова
_____________ ___ звук в конце слова
Дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия
- «Звуковая мозаика» - жетоны красного, синего и красного цвета, выбирают по первому звуку в слове.
- «Цепочка слов» - последний звук предыдущего слова является началом нового слова.
- «Звуковой мяч»
- «Крестики – нолики» - перед началом игры обговаривается на какой звук рисуется крестик, на какой – нолик.
- «Звуковые ладошки (следы)»
- «Узелки» – услышав заданный звук, ребёнок завязывает узелок на шнурке.
- «Косточки» – придумав слово с заданным звуком, ребёнок кладёт косточку (вишнёвую,..) в бутылочку и закрывает бутылочку крышкой.
- «Пирамидка» – придумав слово с заданным звуком, ребёнок собирает пирамидку. Одно кольцо – одно слово
Звуковой анализ односложных слов
1.Взрослый произносит слово, например, КОТ.
2.Взрослый спрашивает у ребёнка:
- Сколько звуков в слове? (ответ ребёнка – 3)
- Какой звук слышится в начале слова?
(вначале слова твёрдый согласный звук (К) ,обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок.)
- Какой звук в середине слова (второй звук)?
(в середине слова гласный звук (О), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок)
- Какой звук в конце слова (третий звук)?
(в конце слова твёрдый согласный (Т), обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок)
Звуковой анализ двусложных слов
1.Взрослый произносит слово, например, ЛИСА.
2.Взрослый спрашивает:
- Сколько звуков в слове? (четыре)
- Какой звук слышится в начале слова?
(мягкий согласный звук (Л), обозначаем зелёным цветом, ребёнок рисует зелёный кружок)
- Какой второй звук в слове?
- (гласный звук (И), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок).
-Какой третий звук в слове?
(твёрдый согласный звук (С), обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок).
- Какой звук слышится в конце слова?
(гласный звук (А), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок)
Игровые упражнения для формирования умения выполнять звуковой анализ слов.
- «Сосчитай и отложи» – выкладывание слов фишками.
- « «Прочитай», не ошибись» – подбор слов (картинок) к данной схеме:
- «Сосчитай , нарисуй и заштрихуй» - нарисовать столько кружков, сколько звуков в слове и заштриховать соответствующим цветом.
- Выкладывание слов из различных предметов (мозаики, палочек, …, соответствующего цвета).
Настольно - печатные игры для развития фонематического восприятия:
- «Прочитай по первой букве»
- «Звонкий – глухой»
- «Расшифруй слова»
- «Цепочка слов»
- «Прочитай по первому (второму) слогу»
Слоговая структура слова
- Знакомство со слоговой структурой слов можно начать с показа движения тыльной стороной руки о подбородок.
- Рассматривание картинки, разделённой на части
- Слогообразующая роль гласных – сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игры и упражнения в работе над слоговой структурой слова
- Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов)
- Произнесение слов в соответствии с количеством кружков на кубике.
- Разложить на три группы картинки с односложными, двусложными и трёхсложными словами.
- Игра с мячом: ударить об пол мячом столько раз, сколько слогов в слове.
- «Разрезные картинки» – собрать картинки, разрезанные на две, три, четыре части.
- «Рассели жильцов по домикам»
Использование схем в работе над слоговым анализом и синтезом слов
1.Подбор схемы к предмету (слову)
2.Подбор картинок (слов) к данной схеме:
Ударение
- «Постучим» - произнося слоги, стучать по столу. Ударный слог простукивается сильнее, громче других.
- «Вышиваем крестиком» – большим крестиком изображается ударный слог, маленьким - безударный.
- Подбор слов (картинок) к «крестикам»
Предложение
- Знакомство с предложением можно начать с демонстрации одновременного звучания нот на металлофоне. (песня не получилась).
- Игра «Живые слова» – дети (два-три человека) одновременно произносят слова. (предложения не получилось)
- Вводится термин «одновременно»,
«последовательно»,
«предложение».
Используются графические схемы предложения:
Длинная полоска – предложение
Короткие полоски – слова
Первое слово пишется с большой буквы
В конце предложения ставится точка
Заключение
В результате такой последовательно спланированной работы дети осознанно выполняют звуко-слоговой анализ слов, употребляют слова, правильно ставя ударение, анализируют и синтезируют предложения. В дальнейшем дети смогут применить полученные знания и умения и легче адаптироваться к школьному обучению.
Список используемой литературы
- Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: «Лань», 1999.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. чтение без принуждения. Пед. Фак.№ 3, 1987
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Рыбина Э.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. // Дефектология. - 1989. - №4
- Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании звукового анализа у детей с ОНР. //Дефектология. - 1985. - №6
- Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.
Консультация знакомит воспитателей с вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....
Занятие по подготовке детей старшего дошкольного возраста обучению грамоте «В гостях у Зои» по теме «Звук и буква [з]»
Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представлений; навыков анализа слогового состава слова, словесного состава предложения...
мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...
"Система работы по подготовке детей к обучению грамоте"
Система занятий с детьми в подготовительной группе....
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».
Представлена система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....