Система работы по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.
методическая разработка по обучению грамоте

Бочкарева Ольга Станиславовна

 

                                Актуальность

  • Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи, выполнять звуковой анализ и синтез слов.
  •  Сформированность фонематического восприятия предупреждает трудности обучения письму и чтению. Особенно трудным является процесс письма. Он осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при записи каждого слова устной речи, оно должно быть предварительно подвергнуто звуковому анализу и синтезу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.

Система работы по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.

                                Актуальность

  • Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи, выполнять звуковой анализ и синтез слов.
  •  Сформированность фонематического восприятия предупреждает трудности обучения письму и чтению. Особенно трудным является процесс письма. Он осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при записи каждого слова устной речи, оно должно быть предварительно подвергнуто звуковому анализу и синтезу.

                                       Цель

Сформировать необходимую готовность к обучению грамоте

Задачи

  • Формировать умение воспринимать  и различать неречевые и речевые звуки.
  •  Определять наличие или отсутствие звука в слове.

  Различать звуки по их качественным характеристикам (гласный - согласный; твёрдый – мягкий; звонкий – глухой)

  •  Определять позицию звука на фоне слова ( начало, середина, конец ).
  •  Определять последовательность звуков в слове, их количество.
  • Выполнять звуковой анализ и синтез слов.
  • Формировать умение делить слова на  слоги с опорой на вспомогательные средства.
  • Выполнять анализ и синтез предложения

       

                             

Этапы        работы

  • Развитие слухового внимания (способность узнавать и различать неречевые звуки).
  • Развитие речевого слуха  (способность различать  слова, фразы, звуки речи по высоте, тембру, близкие по звучанию
  • Развитие фонематического восприятия (развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.)

Дидактические          принципы

  • Принцип наглядности
  • Принцип учёта индивидуальных особенностей.
  • Принцип доступности
  • Принцип опоры на различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, двигательный
  • Принцип систематичности, последовательности и постепенности

 

               

Игры для развития слухового      внимания.

  • О чём говорит комната?»
  • «О чём говорит улица?»
  • «Узнай предмет по звуку»
  • «Угадай, где позвонили»
  • «Угадай, что в коробке» (различные мелкие предметы)
  • «Постучи так, как я» (воспроизведение ритма)
  • «Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков)

Обращаем внимание на то, что окружающие нас звуки мы слышим

    В работе используется карточка-символ

               

 

Игры для развития речевого слуха.

  • «Угадай, чей голосок» -  Играющие по очереди зовут, стоящего в центре. Он же должен узнать, кто его позвал.
  •  «Слушай и выполняй» - взрослый называет 1 – 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения.
  •  «Запомни слова» - взрослый называет несколько слов.  Ребёнок должен повторить их в том же порядке.
  •  «Звуковые песенки» - взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или УА – так плачет ребёнок. ИА – как кричит ослик.
  •  «Подскажи словечко» - Часто к озеру напиться

                                                  ходит рыжая ….(лисица)

  •  «Найди ошибку» - Тает снег, течёт ручей,

                                       на ветвях полно враче (грачей).

      Обращаем внимание на то, что  звуки речи мы слышим и       произносим, знакомим с термином «звук»

В работе используются  карточки  -        символы:

           

                   

                                          Предметный ряд

При подготовке к звуковому анализу понятие «предметный ряд» становится узловым. Сначала внимание фиксируется на терминах «начало», «середина», «конец». Работу над этими понятиями можно проводить на материале сказки «Репка»: (// Дефектология№4,1989)

Дед стоит в начале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом и так далее. Все встают по линеечке друг за другом и получился ряд. Ряд начинается слева и тянется вправо от деда до мышки. Мышка стоит в конце ряда, а между ними, в середине, бабка, внучка.

                                       Гласные      звуки

Для ознакомления детей с гласными звуками можно использовать настольный театр «Теремок»

  Обращается внимание детей на то, что пока зверюшки «стоят с закрытым ртом»,мы ничего не слышим. Начали они двигать язычком и губами  мы слышим звук.

  Каждый, кто поселяется в теремке, поёт свой определённый звук :

  •  Лягушка— А
  • Мышка—    И                  
  • Зайчик—    Э
  •  Лисичка –  О
  •  Волк –         У
  •   Медведь – Ы

               Карточки – символы

         __   звук (А)

 

     

               __ звук (У) 

              __ звук (И)

 


            __  звук (О)

  


             __ звук (Ы) 

       

                  __ звук (Э) 

       

        Вывод:     _ (гласные звуки обозначаются красным цветом)  

 

Звуковой анализ и синтез звукосочетаний             гласных звуков

( с использованием карточек-символов)

  • «Прочитай, не ошибись» – взрослый выкладывает по два, три символа гласных в ряд. Дети произносят сочетание звуков .

               

     О   А                      И     А    У

  • « Сосчитай и отложи» - взрослый произносит сочетания из двух, трёх, четырёх звуков. Дети на слух определяют количество  и последовательность произнесённых звуков и выкладывают их в ряд соответсвующими символами.
  • «Разложи картинки» – дети определяют звук в начале слова и кладут к символу –заменителю данного звука.

           После выполненной работы делаем вывод:

                    ГЛАСНЫЕ    ЗВУКИ

  • Произносятся при помощи голоса.
  • Не встречают преграды.
  • Поются.
  • Образуют слог.

                 

       

                   

             

                                 Согласные         звуки

Знакомить детей с согласными звуками можно через сказку  о веселых звуках  (//Д/в №10,1984)

  • Жили – были веселые звуки. Они умели петь песни. И звали их – гласные звуки. Однажды гласные звуки так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.
  • - П – п- п – запыхтел звук «П». Пыхтел- пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я  не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь».
  • - Т – т- т – затукал звук «Т». Тукал – тукал, а спеть песенку тоже не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я  непевучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».
  • - Не печальтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук «А». Мы, гласные звуки, можем вам помочь, только вы всегда должны стоять рядом с нами.    -  Согласны?
  • - Согласны! Согласны! – закричали непевучие звуки.
  • - Вот и хорошо! – за это мы будем вас называть «согласные звуки», - сказали гласные.
  • И стали с тех пор крепко дружить согласные и гласные звуки, встанут рядом и поют любую песенку.

Вывод: согласные звуки

  • Произносятся при помощи голоса и шума или только шума.
  • Встречают преграду.
  • Не образуют слог.
  • Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.

                   

   В  работе используются символы

       Условные           обозначения для согласных звуков:

    -    твёрдый согласный звук  обозначается синим цветом

          __ мягкий согласный звук обозначается зелёным цветом

                       

        __  звонкий согласный обозначается звенящим

                                            колокольчиком

                           

       __ глухой согласный обозначается закрытым

                                              колокольчиком.

 

    ____________                 ___ звук в начале слова

    ____________                 ___ звук в середине слова

   _____________                 ___ звук в конце слова

Дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия

  • «Звуковая мозаика» - жетоны красного, синего и красного цвета, выбирают по первому звуку в слове.
  • «Цепочка слов» - последний звук предыдущего слова является началом нового слова.
  • «Звуковой мяч»
  • «Крестики – нолики» - перед началом игры обговаривается на какой звук рисуется крестик, на какой – нолик.
  • «Звуковые ладошки (следы)»
  • «Узелки» – услышав заданный звук, ребёнок завязывает узелок на шнурке.
  • «Косточки» – придумав слово с заданным звуком, ребёнок кладёт косточку (вишнёвую,..) в бутылочку и закрывает бутылочку крышкой.
  • «Пирамидка» – придумав слово с заданным звуком, ребёнок собирает пирамидку. Одно кольцо – одно слово

                    Звуковой анализ односложных слов

1.Взрослый произносит слово, например, КОТ.

2.Взрослый спрашивает у ребёнка:

  - Сколько звуков в слове?  (ответ ребёнка – 3)

   - Какой звук слышится в начале слова?  

(вначале слова твёрдый согласный звук (К) ,обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок.)

    - Какой звук в середине слова (второй звук)?

(в середине слова гласный звук (О), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок)

    - Какой звук в конце слова (третий звук)?

(в конце слова твёрдый согласный (Т), обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок)

                  Звуковой анализ двусложных слов

1.Взрослый произносит слово, например, ЛИСА.       

2.Взрослый спрашивает:

- Сколько звуков в слове? (четыре)

- Какой звук слышится в начале слова?

(мягкий согласный звук ), обозначаем зелёным цветом, ребёнок рисует зелёный кружок)

- Какой второй звук в слове?

- (гласный звук ), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок).

-Какой третий звук в слове?

(твёрдый согласный звук ), обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок).

- Какой звук слышится в конце слова?

(гласный звук (А), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок)

                               

Игровые упражнения для формирования умения выполнять звуковой анализ слов.

  • «Сосчитай и отложи» – выкладывание слов фишками.
  • « «Прочитай», не ошибись» – подбор слов (картинок) к данной схеме:

                                                                                   

  • «Сосчитай , нарисуй и заштрихуй»  - нарисовать столько кружков, сколько звуков в слове и заштриховать соответствующим цветом.
  • Выкладывание слов из различных предметов (мозаики, палочек, …, соответствующего цвета).

Настольно - печатные      игры для развития фонематического восприятия:

  • «Прочитай по первой букве»
  • «Звонкий – глухой»
  • «Расшифруй слова»
  • «Цепочка слов»
  • «Прочитай по первому (второму) слогу»

Слоговая структура слова

  • Знакомство со слоговой структурой слов можно начать с показа движения тыльной стороной руки о подбородок.
  • Рассматривание картинки, разделённой на части
  • Слогообразующая роль гласных – сколько в слове гласных, столько и слогов.

Игры и упражнения в работе над слоговой структурой слова

  • Игра «Телеграф»:  «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов)
  • Произнесение слов  в соответствии с количеством кружков на кубике.
  • Разложить на три группы картинки с односложными, двусложными и трёхсложными словами.
  • Игра с мячом: ударить об пол мячом столько раз, сколько слогов в слове.
  • «Разрезные картинки» – собрать картинки, разрезанные на две, три, четыре части.                                                                                    
  • «Рассели жильцов по домикам»

Использование схем в работе над слоговым анализом и синтезом слов

1.Подбор схемы к предмету (слову)

2.Подбор  картинок (слов) к данной схеме:

                                             

                                                 Ударение

  • «Постучим» - произнося слоги, стучать по столу. Ударный слог простукивается сильнее, громче других.
  • «Вышиваем крестиком» – большим крестиком изображается ударный слог, маленьким  - безударный.                                                          
  • Подбор слов (картинок) к «крестикам»

                                       Предложение

  • Знакомство с предложением можно начать с демонстрации одновременного звучания нот на металлофоне. (песня не получилась).
  • Игра «Живые слова» – дети (два-три человека) одновременно произносят слова. (предложения не получилось)
  • Вводится термин «одновременно»,    

                                       «последовательно»,

                                        «предложение».

             Используются графические   схемы предложения:

Длинная полоска – предложение

Короткие  полоски – слова

Первое слово пишется с большой буквы

В конце предложения ставится точка

                                                  Заключение

В  результате такой  последовательно  спланированной работы дети осознанно выполняют звуко-слоговой анализ слов, употребляют слова, правильно ставя ударение, анализируют и синтезируют  предложения. В дальнейшем дети смогут применить полученные знания и умения и легче адаптироваться к школьному обучению.

Список используемой литературы

  • Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: «Лань», 1999.
  • Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. чтение без принуждения. Пед. Фак.№ 3, 1987
  • Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  • Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Рыбина Э.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. // Дефектология. - 1989. - №4
  • Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании звукового анализа у детей с ОНР. //Дефектология. - 1985. - №6
  • Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.

Консультация знакомит воспитателей с  вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

Занятие по подготовке детей старшего дошкольного возраста обучению грамоте «В гостях у Зои» по теме «Звук и буква [з]»

Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представлений; навыков анализа слогового состава слова, словесного состава предложения...

мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

"Система работы по подготовке детей к обучению грамоте"

Система занятий с детьми в подготовительной группе....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....